Когда стоимость проезда в маршрутках взлетела до 4 грн., в знак протеста против необоснованной цены за услуги по качеству ниже среднего наша семья пересела на велосипеды. Проезд вскоре подешевел на целых 50 копеек, но возвращаться к «маршруточному» образу жизни мы уже не хотели, даже несмотря на все трудности велосипедной жизни…
Несбыточные мечты
В нескольких крупных городах Украины появилось невиданное новшество – велодорожки. Но жизнь велосипедистов, судя по их отчетам в Интернете, от этого легче не стала: коммунальщики и местные власти плохо представляют себе, как должна выглядеть нормальная, сделанная по всем правилам велодорожка, и из-за этого их обустроили не там и не так. Но Киеву, Одессе и Днепропетровску, по крайней мере, уже есть что показать.
В Кировограде же самая захудалая велодорожка – несбыточная мечта. Хотя улиц, на которых эти европейские новшества могли бы появиться, достаточно. Широкие и просторные дороги спальных районов Жадова, Попова, 101-го микрорайона вполне могли бы обзавестись велодорожками. Проспект Правды, ул. Яновского, ул. Героев Сталинграда (за исключением отрезка возле Крытого рынка) – тоже.
Разметка дней моих суровых
Сразу о главном: отсутствие разметки на дороге дезориентирует велосипедиста так же, как и водителя автомобиля. На многих перекрестках только по памяти угадываешь, в каком месте находится пешеходный переход. Но самое страшное для меня – это пресловутый поворот налево. Его приходится проделывать ежедневно, выезжая с ул. Академика Королева на ул. Октябрьской революции. Перед этим поворотом находится муниципальный рынок, возле которого длинным рядом выстроились припаркованные машины (причем каждый паркует свою колымагу, как на душу ляжет, – кто боком, а кто поперек, выставив задний бампер на всеобщее обозрение). Улица и без их участия не слишком широкая, не зря ведь ее сделали односторонней именно в этом месте. Так вот, полное отсутствие разметки как на самой Ак. Королева, так и на магистральной Окт. революции приводит к тому, что велосипедист просто не может определить, куда точно ему нужно перестроиться, чтобы выполнить поворот. Небольшое взаимное недопонимание с водителем соседней машины – и ты уже в больнице, а он на скамье подсудимых. Выполнить поворот с ул. Октябрьской революции на находящуюся ниже ул. Шатило – еще опаснее. И просто промолчу о том, каково сворачивать с проспекта Правды на ул. Маршала Конева…
Водители вежливые и невежливые
Когда я только училась ездить по проезжей части в обществе машин, мне действительно казалось, что все они ведут за мной охоту. Но, попривыкнув, поняла – им нет никакого дела до велосипедистов, наоборот, завидев «двухколесного», водитель старается ехать как можно дальше от него. На скамью подсудимых никто не хочет: в отличие от автомобилистов, велосипедистов не привлекают за езду в нетрезвом виде и не штрафуют за нарушение ПДД. А надо бы.
Исключение составляют… они самые. Водители маршруток. Излюбленное дело – прижимать велосипедиста к бордюру. Второе любимое – ездить с ним наперегонки. Да-да, наперегонки с велосипедом! А все потому, что, во-первых, маршрутчики принципиально ездят очень близко к краю проезжей части, часто останавливаясь, чтобы подобрать или высадить пассажиров, и, во-вторых, из-за частых остановок велосипедисту регулярно приходится объезжать в очередной раз ставшего на пути «желтого». Последний факт, судя по всему, раздражает маршрутчиков. Сорвавшись с остановки, водила быстро нагоняет нахала, но почти сразу же вынужден снова остановиться – кто-то проголосовал сразу за перекрестком. «Двухколесный» снова вынужден его объезжать, и так до того момента, пока их пути не разойдутся. А еще у маршрутчиков есть неприятная привычка – трогать с места до того, как велосипедист его объедет. Это подло со стороны водителя и опасно для велосипедиста. Поэтому я стараюсь выбирать пути, лежащие в стороне от маршрутов общественного транспорта.
Кстати, по времени, за которое можно добраться из точки А в точку Б, маршрутка сильно уступает велосипеду – на двухколесном друге я экономлю почти 20 минут по дороге на работу. Вот так.
Недружественный город
Многих кировоградцев от активной велосипедной жизни удерживает не только хамовитость маршрутчиков, но и тот простой и печальный факт, что вне дороги велосипед превращается в чемодан без ручки. Мне повезло: своего железного коня я паркую на стоянке возле офиса, но подобные условия для хранения велосипеда на рабочем месте есть далеко не у всех.
Охраняемые велопарковки возле вузов и школ были бы отличным стимулом для студентов и старшеклассников вести более здоровый образ жизни. Но решение об обустройстве велосипедного места зависит от руководства учреждения, а оно к проблемам велосипедистов совершенно безразлично.
Есть такое понятие: bike-friendly, дружественный к велосипедам. В Европе отношение к велосипедистам весьма трепетное, для железных коней есть стоянки, гаражи, парковочные места на каждом углу. Кировоград же не назовешь дружественным к велосипедистам. Жизнь кировоградского велосипедиста полна проблем и сложностей. Но, испробовав ее, я уже не вернусь к прежней. Ехать поутру с ветерком намного приятнее, чем трястись в переполненной маршрутке. А сделать родной город дружественным к велосипедистам во многом можем и мы сами.
Виктория Барбанова, «УЦ».
Во многом согласен. Сам часто езжу по городу на машине и на велосипеде, могу сравнивать с двух сторон. К сожалению велокруты за частую очень далеки от понимания ПДД, для них знак уступить дорогу просто висящий вниз головой треугольничек или едут тупо по встрече, особенно на Лелековке. Маршрутчики это вообще жесть, особенно когда крутиш педали на подьем, а этот гад встал и стоит считает сдачу или языком с кем то чешет. А ещё страшно когда тебя фура обгоняет, немножко вильнет прицепом на ямке и велосипедист ту -ту.