Надеюсь, еще по фотографии вы поняли, что ни к нефтегазу, ни к экономическим перспективам страны заголовок, да и сам материал отношения не имеют. Это интервью с блестящим джазовым трубачом Валерием Кириченко, участником недавнего концерта в муздрамтеатре им. Кропивницкого.
В канун Международного дня джаза, который вот уже в третий раз отмечается 30 апреля, директор театра Владимир Ефимов и лидер черкасских джазменов Сергей Крашенинников пригласили кировоградцев на выступление «Черкассы джаз квинтета» и биг-бенда под управлением Николая Евпака.
Хорошо, что Черкассы рядом, в противном случае Николай Федорович Евпак вряд ли в наше смутное время повез бы на гастроли большой джаз-оркестр местного музучилища. Ученики не подвели своего Учителя, выступили и выглядели на «отлично». Да и сам маэстро был весь вечер в ударе, его саксофон звучал, как маленький оркестр. Николай Евпак отыграл оба отделения концерта – и со своим биг-бендом, и с джаз-квинтетом под управлением Сергея Крашенникова, и поучаствовал в обязательном атрибуте праздника джазменов – джем-сейшене.
Сюрпризом для публики, которой наконец-то на джазовый концерт собрался почти полный зал, оказалось появление на сцене известного пианиста, организатора Международного фестиваля в Коктебеле Владимира Соляника. Явно праздничное настроение маэстро совершенно не отразилось на его виртуозной игре.
Ну а самые лучшие моменты концерта связаны были с выступлением «Черкассы джаз квинтета». Музыканты Сергея Крашенинникова устроили себе и зрителям настоящий праздник джаза, украшением которого стали соло Валерия Кириченко.
Уговорить Валерия дать интервью оказалось делом весьма нелегким. В качестве арт-поддержки пришлось подключать Владимира Ефимова, Сергея Крашенинникова и даже дочь Валерия Алину, по «случайному» совпадению саксофонистку биг-бенда Николая Евпака.
– Валерий, такое впечатление, что джазовых трубачей в Украине можно пересчитать по пальцам одной руки.
– Так и есть.
– А что надо закончить, чтобы стать джазовым трубачом?
– Нужно просто оказаться в хорошем коллективе, а дальше все пойдет само. Трубу я взял в руки еще в школе, во втором классе. Хотел, естественно, как все пацаны, играть на гитаре или барабанах, но самые модные места были заняты. Нас с мамой встретил педагог и предложил учиться играть на трубе. О ней я даже и не думал, но тут сыграл роль тот факт, что мой папа когда-то играл на трубе. И мама сказала: «Да, мы хотим». Проучился пять лет в музшколе и потом, как-то случайно, поступил в музучилище, играл классику. Хотя, по большому счету, музыка, особенно джазовая, пришла ко мне позже. А потом, после музучилища, так получилось, попал в цирк…
– Куда?
– В цирковой оркестр. Польша, Швеция, Германия… Покатался по Европе. Вот там уже пришлось импровизировать. Снова пришлось учиться. Попались добрые люди, подсунули одну книжечку, другую… Что-то начало получаться. А потом мое цирковое турне закончилось, я вернулся и поступил в «Черкассы джаз квинтет». И тут я уже сам начал изучать это непростое искусство.
– Представляя музыкантов квинтета на концертах, Сергей Крашенинников называет вас вторым Хаббардом (Фредди Хаббард – знаменитый американский джазовый музыкант. – Авт.).
– Мне это, конечно, лестно, но до Хаббарда мне еще далеко.
– Многие представляют джазовых трубачей похожими внешне на Луи Армстронга: мощная грудная клетка, огромные губы, рот, как почтовый ящик. Глядя на вас, достаточно сложно угадать вашу профессию.
– «Физика», конечно, важна, но она не главное. Главное – стиль музыки, которую ты играешь. Мне же приходится играть абсолютно разную музыку: в квинтете она одна, в биг-бенде – другая (тут приходится напрягаться), в драмтеатре, где я работаю, – все совсем по-другому, а в черкасском музучилище, где я – солист в духовом оркестре, там совершенно своя музыка.
– Хотя бы несколько слов о своей работе в драмтеатре…
– Неплохая работа. Оркестр у нас маленький, всего 14 человек. Иногда приходится просто «шептать». Есть несколько музыкальных спектаклей – оперетт. Там все просто: нотки поставили и играешь.
– Задаю этот вопрос всем джазменам – и нашим, и зарубежным. Прожить игрой на трубе можно?
– В Америке можно. Хотя там тоже есть обязательное условие – надо быть хорошим музыкантом. А для наших молодых-холостых музыкантов есть хороший способ заработать – играть в круизах. Такие плавучие гастарбайтеры. Я тоже там поработал, понравилось. Публика там благодарная…
– Скажите, а как это вы рискнули дать дочке саксофон, зная все тяготы судьбы профессии?
– Она семь лет училась играть на фоно. Стала классической пианисткой, а классической пианистке еще тяжелее пробиться в нашем мире. А тут так сложилось, она несколько лет назад взяла в руки саксофон, и тогда ее судьбу взял в свои руки Николай Федорович Евпак.
– В Кировограде вы уже становитесь своим, вас встречают аплодисментами еще до того, как вы берете первые ноты…
– Да, я тоже это заметил. Это очень приятно. Вообще у вас очень приятный и красивый город. Я бы хотел здесь жить, если честно. Платили бы деньги – жил бы здесь и играл.
Беседовал Ефим Мармер, фото Елены Карпенко, «УЦ».