С марта текущего года «Кировоградгаз» ввел новую норму для так называемых бытовых потребителей газа, имеющих счетчики. Такую же рекомендацию озвучило «Кировоградоблэнерго». Отныне мы с вами должны в период с 1 по 5 число каждого месяца сообщать энерговладельцам фактические показания по потребленным нами энергоносителям.
Сделать это предлагалось аж пятью способами – выбирай, который нравится. Сотрудники редакции «УЦ» являются потребителями электричества и природного газа наряду с другими кировоградцами, а также законопослушными гражданами и, кто как мог, попытались в начале марта выйти на контакт, чтобы сообщить важные данные. То, что из этого получилось, достойно целой статьи.
Итак, первый и самый технически простой способ – позвонить по телефону. Номера ОАО «Кировоградгаз» – (0522) 30-15-30; (0522) 30-51-41; (050) 343-44-55, (067) 515-11-99; ПАТ «Кировоградоблэнерго» – 15-70, (0522) 35-68-51, (067) 521-15-70. Помня об особенностях работы колл-центров обоих предприятий, мы предположили, что дозвониться в положенное время будет проблематично. Предположение оказалось верным – на дозвон в «Кировоградгаз» ушло трое суток, с коротким номером облэнерго повезло больше – трубку взяли почти сразу. Бонусом за затраченные усилия стала сумма к оплате, которую девушка на другом конце провода назвала по результатам показаний счетчика. Впрочем, ничего сложного в этом нет: миллионы украинцев десятилетиями прекрасно делали этот расчет сами – благо, всеобщее среднее образование позволяло.
Второй способ – зарегистрироваться на официальном сайте и ежемесячно отправлять данные через «личный кабинет». Логином в этом случае служит ваш лицевой счет. Если у вас есть регулярный доступ к Интернету, вариант почти идеальный. Но, как всегда, вкралось коварное «но». Разобраться, как работает сайт «Кировоградгаза» и где искать нужную информацию, непросто даже молодому и продвинутому, не говоря уже о пожилых и с плохим зрением. Отыскать опцию «Веб-сервіс «Мій Кіровоградгаз»» – ваша електронна абонентська книжка» мы смогли после 15 минут рысканья по ресурсу, а потом началось самое интересное: введя персональные данные и адрес электронной почты, мы ожидали, что будет выполнен вход в «личный кабинет», как это происходит при регистрации на любом другом сайте. Но не на сайте «Кировоградгаза»! В форме входа был запрошен пароль, который не запрашивался при регистрации. Он пришел по электронной почте через двое суток.
В самом «личном кабинете» тоже не все гладко. Таблица расхода газа и оплаты за него содержит цифры, не имеющие никакого отношения к реальности, а тарифная сетка безнадежно устарела. Зато есть услуга распечатки квитанции. Глядя на цифры в таблице, начинаешь побаиваться пользоваться данной услугой – мало ли чего там напишут…
Сайт «Кировоградоблэнерго» имеет более приятный дизайн, вход в личный кабинет осуществляется через опцию под названием «Інформаційна платіжна система». Ждать пароля не пришлось, регистрация прошла в обычном режиме. В плане освоения веб-пространства электрики однозначно идут впереди газовщиков.
«Кировоградгаз» предложил своим абонентам третий способ сообщить показания счетчиков – отправить данные сообщением СМС на один из телефонных номеров: (050) 343-44-55, (067) 515-11-99. Но и здесь все оказалось очень сложно. На сайте «Кировоградгаза» висит весьма подробная инструкция для написания пресловутой СМС-ки. Мы ознакомились с ней и решили, что, наверное, написать шифрограмму от Алекса Юстасу будет проще. Сообщение должно состоять из трех частей, где первая – это код услуги, затем нужно вписать номер своего лицевого счета, и уже за ним – показания счетчика. Интереснее всего – с номером счета. Требуется ввести девятизначное число, но вот беда – у многих абонентов «Кировоградгаза» в книжках указаны только последние четыре-пять цифр. Для таких к инструкции прилагается таблица кодов идентификации. В общем, чтобы написать СМС в «Кировоградгаз», вам все равно придется для начала зайти на их официальный сайт и свериться с этой таблицей. Не проще ли тогда воспользоваться четвертым способом? Нужно просто отправить показания письмом вот на этот электронный ящик: counter@kirgas.com. Эх, если бы только к письму составили столь же подробную инструкцию, как к СМС! Отправляя письмо, вы не знаете, правильно ли составили его и смогут ли работники предприятия-поставщика должным образом его прочесть и внести информацию в свои базы. Неизвестно даже, придет ли на ваш адрес хотя бы счет к оплате. Такие себе письма в пустоту…
В облэнерго имеется своя услуга, связанная с использованием электронной почты: подав запрос на адрес kanc@kr.energy.gov.ua, вы можете подключиться к опции «Доставка рахунків електронною поштою». В начале каждого месяца на ваш электронный ящик будет приходить запрос на показания счетчиков, а между 5 и 15 числом – счет к оплате. Весьма удобно. Правда, в отличие от «Кировоградгаза», на сайте облэнерго почему-то нет ни слова о рекомендации сообщать показания счетчиков.
Последний способ сообщить о показаниях своих измерительных приборов – просто прийти в указанный период в отделение банка и оплатить услугу. В квитанции обязательно указываются ваши показания, и эти данные однозначно будут учтены. Кажется, это единственный по-настоящему надежный метод. Главное – изыскать нужную сумму, ибо цены уже не кусаются, а бьют молотком по голове, зарплаты же с пенсиями большинство граждан получают ближе к 10-му числу.
Как видим, если быть по-настоящему законопослушным и честно выполнять рекомендации «Кировоградгаза» и облэнерго, то хлопот в начале каждого месяца вам существенно прибавится. Но зачем все эти хлопоты? Для чего нужна эта дополнительная работа (ведь сотрудникам предприятий тоже приходится тратить время и силы, принимая многочисленные звонки и читая неправильно составленные СМС и письма)?
— Данная рекомендация не является нашей прихотью, это рекомендация Нацкомиссии по регулированию и энергетике, – сообщил заместитель главы правления ОАО «Кировоградгаз» Андрей Петровский. – Ее цель – определить объемы фактического потребления населением энергоресурсов, в частности газа. Делается это прежде всего в интересах самого потребителя, так как позволяет обеим сторонам лучше контролировать затраты на энергоресурсы в условиях поэтапного повышения тарифов, которое сейчас происходит. В условиях, когда раз в три месяца измерительные приборы осматривает контролер, возникает множество неточностей, результатом которых может быть в том числе появление задолженности. Данная рекомендация позволяет избежать этого. Кроме того, эти данные будут нужны для расчета размера субсидий. Также я хочу успокоить людей – если не удастся в течение оговоренного срока связаться с нами и сообщить показания, за это не предусматриваются санкции или штрафы.
С Андреем Юлиевичем можно согласиться – более тщательный контроль в условиях постоянно повышающихся тарифов поможет избежать лишних долгов. Хотя если не устраивать всеобщий дурдом и не повышать посреди месяца тарифы, то вся эта суета и нервотрепка окажутся по большей части ненужными…
Виктория Барбанова, «УЦ».
Итак : если не удастся в течение оговоренного срока связаться с нами и сообщить показания, за это не предусматриваются санкции или штрафы.
Вообще-то с каждым поставщиком мы заключаем договора . Если они, т.е. вышеуказанные организации, хотят получать официально эти данные, пусть вносят в договора соответствующий пункт.
А так просматривается попытка сократить контролеров, переолжив их труд на плечи потребителей.
«…если не удастся в течение оговоренного срока связаться с нами и сообщить показания, за это не предусматриваются санкции или штрафы».
Это напоминает строки о «грозном» вахтере из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»:
«…У всех входящих он строго требовал пропуск, но если ему пропуска не давали, то он пускал и так».
Самое печальное: многие, в основном пенсионеры, поняли, что надо ЗАПЛАТИТЬ до 5 числа. Не знаю, как в других местах, но у Главпочтамта очередь занимали часов с 6 утра!!! Неужели никому из «новаторов» не стало жаль стариков? Я не говорю слово «стыдно», ибо это понятие всем нашим «энергогазам» просто незнакомо!