Тени забытой «железки»

Об Александровской узкоколейке местные старожилы в шутку говорят: «Если начали строить дорогу на Чигирин, жди немцев». Железную дорогу в этом направлении пытались запустить трижды, и один раз это даже удалось – кстати, именно немцам.

О том, что в Александровском районе нашей области тоже была узкоколейка, мы узнали случайно, когда по электронному сервису Google Earth искали возможный путь объезда пресловутого поста ГАИ на выезде из Александровки. Внимание привлекла странная полоса на восток от села Старая Осота, разделяющая местные поля. Она определенно не была автомобильной дорогой. Больше всего эта линия, тянущаяся с юга на север вдоль сел Новая и Старая Осота, а потом резко уходящая на восток, походила на железнодорожную насыпь. Оказалось, что эта насыпь – чуть ли не единственное воспоминание об узкоколейной железной дороге, соединявшей в 40-х годах Александровку с Чигирином.

Край сахарных заводов

Чтобы узнать о доселе неизвестной нам ветке железной дороги больше, мы связались с директором краеведческого музея Александровки Василием Белошапко. Возможно, Василий Викторович – единственный, кто серьезно занимается сбором информации об Александровской узкоколейке. По его словам, история этой дороги берет свое начало еще в ХІХ веке, когда Фастов и Знаменку соединил железнодорожный путь.

— Это произошло в 1876 году, а в следующем году через реку Тясмин проложили ветку до сахарного завода, – рассказывает Белошапко. – Вообще главной целью сооружения фастовской железнодорожной развязки была транспортировка сахара с Александровского, Бобринского, Староосотского сахзаводов. В Александровке была возведена станция Фундуклеевка – в честь киевского губернатора Ивана Фундуклея. Сначала станция была деревянная, но в 1907 году случился пожар, и здание станции сгорело. На ее месте была построена кирпичная станция, архитектором которой, кстати, стал тот же зодчий, что проектировал железнодорожный вокзал в Киеве. А идея самой узкоколейки появилась потому, что уездный город Чигирин до сих пор был без своей железной дороги. Железнодорожными воротами в Чигирин была Фундуклеевка, откуда в город доставляли почту, грузы. Поэтому было решено построить от Фундуклеевки в Чигирин узкоколейку. В конце ХІХ века было проведено геологическое исследование всей этой местности, и накануне Первой мировой войны Комиссия новых работ утвердила проект, предложенный Обществом Вольмарских узкоколейных подъездных путей. По этому проекту дорога должна был иметь длину 37 верст. Само сооружение дороги началось в 1912 году. Кстати, информацию о начале сооружения Александровской узкоколейки я нашел только в одном источнике – польском журнале, полностью посвященном железнодорожной тематике.

Узкоколейку протянули от станции Фундуклеевка мимо сахарного завода в Старой Осоте до села Трилесы, построив ветку на сам сахарный завод. Сейчас от завода остались только фрагменты фундамента и пара старых зданий (предположительно это были дома, в которых жили работники завода). Сам завод находился на берегу пруда, который местные до сих пор называют Заводищем (с ударением на «и»). Это тот самый пруд, у которого сегодня стоит Староосотской детский противотуберкулезный санаторий, и уцелевшие дома рабочих теперь являются его корпусами.

— Я имел возможность изу­чить немецкую карту 1943 года, – продолжает Белошапко. – На этой карте четко видны следы насыпи, идущие от узкоколейки в сторону сахарного завода. А еще я общался с ныне покойным старожилом Старой Осоты Яковом Ветром, который рассказал, что в царские времена вдоль узкоколейки были построены полустанки – в Новой Осоте, возле переезда, в Старой Осоте, неподалеку от нынешней тракторной бригады, и у Трилес.

Однако тогда узкоколейка Александровка – Чигирин не была закончена – в 1914 году началась Первая мировая война.

Вторая попытка

В связи с войной и кризисом в Российской империи строительство узкоколейки свернули. Потом – революция, Гражданская война, появление на карте мира нового государства под названием Советский Союз. Все это время недостроенная узкоколейка ждала своего часа. И дождалась.

— Следующий этап строительства дороги из Александровки в Чигирин начался с приходом немецко-фашистских войск, – рассказывает Василий Викторович. – Немцы – народ практичный, они решили, что эта железная дорога лишней не будет, и согнали на ее строительство крестьян из близлежащих сел. Дорогу достроили, и, по свидетельству Якова Ветра, по ней ходили небольшие паровозы с вагонами и платформами. Я изучал ее на немецкой карте того времени и могу с уверенностью сказать, что полотно шло восточнее Новой и Старой Осоты и возле Заводища поворачивало на восток, потом южнее к с. Яновка (теперь оно называется Ивановка), далее к Трилесам, а затем дорога поворачивает на север к с. Матвеевка Чигиринского района Черкасской области и потом снова на восток по лесу. Но в этом месте карта закончилась, а найти другую часть карты, где узкоколейка продолжалась, я не смог.

К сожалению, когда оккупированные немцами территории были освобождены, власти решили, что необходимости в Александровской узкоколейке нет. В послевоенные годы железнодорожное полотно было разобрано, рельсы использованы, например, для перекрытия молочно-товарной фермы в Новой Осоте. Была также идея соорудить на насыпи автомобильную дорогу. По словам Белошапко, этой идеей загорелся председатель одного из колхозов, он даже свез камень для прокладки дороги, но реализовать задумку ему не удалось, а камень селяне растащили на свои нужды.

Зона неслучившейся катастрофы

На этом история александровской дороги не заканчивается – она вновь стала актуальной в конце 60-х годов, когда на территории Александровки было открыто крупное Бовтышское месторождение горючих сланцев.

— Тогда в Чигирине планировали построить тепловую электростанцию, которая должна была работать на этих сланцах, – рассказывает Белошапко. – Чтобы подвозить топливо, нужен был железнодорожный путь. Начали восстанавливать Александровскую узкоколейку. Но вся эта затея была связана с большими затратами, по слухам, на Политбюро даже обсуждался вариант перенесения Александровки, чтобы на месте нынешнего города начать разработку сланцев. Возник еще один немаловажный вопрос: куда девать пепел от сожженного топлива? В бовтышских горючих сланцах доля собственно горючих веществ составляет чуть более 20%, все остальное после сожжения на ТЭС превратится в токсичный пепел, который нужно будет как-то утилизировать. Сторонники проекта предлагали засыпать этим пеплом яры и овраги. Если бы проект утвердили, исчез бы, например, Холодный Яр. Слава Богу, от экологической катастрофы нас спасла сельскохозяйственная специализация. Против проекта выступили аграрии и доказали, что убытки, понесенные в результате урона здешнему сельскому хозяйству, будут гораздо выше, чем выгода от работы ТЭС. От идеи ТЭС отказались, решили сделать еще «лучше»: построить атомную электростанцию – такую же, как Чернобыльская, с таким же типом реактора. Это было уже начало 80-х. На память о несостоявшейся атомной станции на территории Черкасской области остался город-призрак Орбита, близнец Припяти…

Непризнанный памятник

Нынешнее состояние Александровской узкоколейки – более чем плачевное. Последние рельсы, проложенные в 70-х годах прошлого века, были сняты в 2000 годах, сама насыпь сохранилась частично, в наиболее хорошем состоянии – на участке от Новой Осоты до Трилес. Все же на этой дороге есть объекты, которые хотелось бы сохранить для будущих поколений.

В с. Старая Осота чуть, выше лесопилки, дорога делает поворот налево, а перед этим поворотом от нее отходит грунтовка направо. Через несколько сот метров эта грунтовка пересекает железнодорожную насыпь под живописной каменной аркой.

— Арку возвели в царское время, она имеет очень характерную для тех лет каменную кладку, – отмечает Василий Викторович. – Я несколько лет назад уже хлопотал о том, чтобы взять ее под охрану и присвоить этому строению статус памятника архитектуры. К сожалению, пока этот вопрос не сдвинулся с мертвой точки.

В том, что необычный памятник нуждается в защите, мы убедились, сравнив фотографии, сделанные собственноручно несколько дней назад, с теми, которые показал Белошапко. Разница между снимками – менее десяти лет. За это время перекрытие арки исчезло. Может, благодаря публикации в «УЦ» чиновники из областного управления культуры возьмут арку под защиту – хотя бы юридическую?

Да, а почему же местные жители подметили странную связь между строительством узкоколейки на Чигирин и приходом немцев?

— Потому что так оно и есть, – с улыбкой комментирует поговорку Василий Викторович. – В первый раз после начала строительства в 1918 году пришли кайзеровские войска. В 1941-1944 годах были немецкая оккупация и вновь попытка проложить «железку». А после третьей попытки построить железную дорогу в район тоже пришли немцы, которые сооружали магистральный газопровод и компрессорную станцию возле Александровки.

Железнодорожная арка находится почти по дороге от Кировограда к излюбленному туристическому памятнику тех мест – Холодному Яру, а насыпь, обильно заросшая маками и шалфеем, в летнее время выглядит очень живописно. Эта еще одна достопримечательность Александровского района вполне достойна того, чтобы быть включенной в туристические маршруты.

Виктория Барбанова, «УЦ».

Добавить комментарий