В отделе искусств библиотеки Чижевского открылась еще одна потрясающая выставка — «Терракота». Свои работы представили керамист Лариса Кулинич и ее ученики — студенты факультета искусств КГПУ.
Лариса Кулинич может говорить о керамике часами — интересно, увлеченно. Она впервые попробовала лепить из глины в государственной художественной школе им. Шевченко в Киеве и сразу же заболела керамикой.
— Нельзя создавать современное украинское искусство, не зная народных традиций, - считает художница. — Я очень долго искала наши, кировоградские, традиции народного искусства, наших, кировоградских, керамистов. Но, когда я попала в Цветное, там уже не было завода, не было мастеров, не было тех вековых традиций, которые передавались из поколения в поколение. А ведь там было триста дворов, и все занимались гончарством!
Я поехала учиться в украинскую столицу гончарства Опошню к керамисту Василию Омельяненко. В Опошне к керамике относятся не как к творчеству, а как к ремеслу, работе, часто нудной и неинтересной. Это характерно для таких поселков, где абсолютно все или гончары, или рисовальщики. В том же Цветном, когда я восхищалась расписанными домами и заборами и скупала всю керамику, которую только видела, местные жители смотрели на меня, как на дурочку, разве что пальцем у виска не крутили. Мастерица, к которой мне удалось попасть в Опошне, говорила, что она керамику ненавидит, потому что в детстве мама не пускала ее гулять, пока она не сделает сто игрушек. Они все так говорят, но, тем не менее, очень бережно относятся к традициям, передают секреты ремесла из поколения в поколение. В каждом гончарном дворе есть свои секреты, которые берегут, никому не раскрывают. Эта мастерица разрешила мне смотреть, как она работает, но какие-то детали делала очень быстро и отвернувшись от меня, чтобы я не поняла как. А когда мне все-таки удалось повторить, похвалила: «Нічого, при біді можна і в серію пустити». Но тут же добавила: «Тільки ти так ніколи не роби, це моє, а ти своє роби».
Первая часть выставки — народная керамика Ларисы Кулинич. Все изготовлено с применением древних технологий задымления, вощения и т. п. Причем все эти симпатичные козлики, бычки, птички, барашки — не просто фигурки, а кувшинчики или свистульки. Таковы народные традиции — каждая вещь должна иметь утилитарное назначение. Нас очень заинтересовали свистульки, Лариса продемонстрировала, что у каждой из них свой голос: одна имитирует кукушку, другая звучит, как свирель, и т. п.
Конечно, просто так свистульку не сделаешь. Нужно понимать, откуда берется звук, как он образуется, где и под каким углом нужно пробить дырочку. Это отдельная наука. Но Лариса Кулинич говорит, что, освоив ее, делать свистульки совсем не сложно.
— Василий Омельяненко рассказывал, что он с братом, оставшись без родителей, делал свистульки, чтобы заработать на жизнь. Он делал около двухсот свистулек в день, брат — еще больше.
Вторая часть выставки — художественная керамика Ларисы Кулинич: панно, картины, фигурки. Художница рассказывает, что украинская керамика претерпела серьезные изменения в 60-х годах. Живопись, графика, скульптура подвергались строгой цензуре, художникам говорили, что рисовать и как рисовать. А вот декоративно-прикладное искусство практически не трогали: ну какая там идеология в глечиках и рушниках?.. Поэтому многие талантливые художники пришли в керамику, ведь на самом деле глина позволяет выразить идею не хуже красок. В 70-80 годы, когда с помощью художественной керамики стали оформлять гостиницы и т. п., появился даже термин «декоративно-прикладное искусство станкового характера».
Третья часть выставки — работы студентов. Педагог рассказала, что керамику в университете изучают очень мало — всего 30 часов. Но Лариса, сама увлеченная и влюбленная в свой предмет, и за такое время может увлечь студентов. Многие потом даже дипломные работы делают в глине. И среди студенческих работ есть настоящие шедевры!
Еще одна часть выставки — керамические магнитные игры и конструкторы, изготовленные студентами. В университете их используют для изучения комбинаторики, складывая орнаменты. А для детей эти конструкторы удивительно многофункциональны: с ними можно придумывать игры типа «Найди пару» и «Три в ряд», складывать из них картины и т. п.
В общем, возможности глины безграничны. Сегодня, когда всем доступен и материал (керамисты больше не ищут глину сами, а покупают готовые смеси в Славянске), и оборудование (печи, гончарные круги и т. п.), керамика может быть просто хобби, а может — и высоким искусством.
Ольга Степанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».