Проблема семейного воспитания в Украине стоит остро. Это признают психологи и все те, кто этим «болеет» в силу своих профессиональных обязанностей. О том, что сейчас нынешних проблемных подростков воспитывают такие же проблемные родители, мы говорили с социальным педагогом Оксаной Ильченко, изучающей более десяти лет это направление психологии.
Сейчас Оксана работает в высшем профессиональном училище №9 и ежедневно воочию видит плоды семейного воспитания.
— Я наблюдаю и хочу разобраться в причинах нарушений в психике, агрессивном поведении, суицидальных наклонностях, деструктивном проявлении характера подростков, – говорит Оксана Ильченко. – Пытаюсь понять, в чем же заключается причина подобного поведения тех, кто будет жить в нашей стране в будущем. В разговорах со своими коллегами, в наших научных исследованиях, как это ни печально, мы наблюдаем, что семья как социальный институт находится в страшном кризисе. И результаты этого кризиса ощутимы уже сейчас. И даже очень.
В профессионально-технических учебных заведениях чаще всего учебу проходят дети из обычных семей. Семей простых рабочих и служащих. Из неблагополучных семей. Но не в том понимании, что это дети пьяниц и других асоциальных элементов, а из неполных семей, в которых есть одна мать или один отец. А еще есть семьи, как мы их называем, – пустые оболочки. Там есть и отец, и мать, но воспитательную, психологическую и социальную функции они не выполняют или выполняют формально. У ребенка вроде и есть семья, но ее фактически нет. И дите в таком семейном образовании является социальной сиротой.
По результатам изучения проблем поведения детей учеными-психологами и социологами, девяносто процентов подростков с девиантным поведением – выходцы из неблагополучных семей. То есть из тех семей, в которых несколько основных функций (или одна) не выполняются в силу каких-то определенных причин.
К сожалению, результаты научных исследований показывают, что в целом в Украине значительно ухудшилась репродуктивная функция семьи, ее психологическое и экономическое состояние. Это произошло вследствие затяжного экономического и политического кризиса. Социально-экономическая, эмоциональная семейная функция не выполняются, и дети страдают. Знания, которые передаются в семье ребенку с самого его рождения, – это представление о мире, понятия о добре и зле, как жить и кем быть. Все это в первую очередь дает семья. Основные постулаты ребенку закладываются еще в дошкольном возрасте. В современной педагогике считается, что до шести лет формируется характер. Фактически закладывается будущая личность. Чтобы это состоялось, родители сами должны понимать, какая огромная ответственность на них возлагается. Учитывая свой многолетний опыт, я вижу, что современные родители имеют не очень высокую педагогическую осведомленность. Поэтому в своей деятельности стараюсь сама доносить детям знания о семейных отношениях.
Увы, сейчас в школах и ПТУ не преподается предмет «Этика и психология семейной жизни». Он пропал из учебной программы еще в девяностых годах, а нового ничего не придумали. Выросло уже целое поколение, которое знания о семейных отношениях ни дома, ни в школах не получало. Где-то выхватывалась частичная, далеко не полная информация. И как результат – неполные семьи, высокий уровень разводов, низкая рождаемость.
В такой ситуации страдает психика ребенка, он видит, что мир негармоничен, агрессивен и жесток. То есть отношение к окружающему миру у детей становится негативным. Понятно, что формируется личность тоже негармоничная, деструктивная и крайне уязвимая. Низкая стрессоустойчивость, нервная система в постоянном напряжении, часто возникают соматические заболевания, вызываемые психическими расстройствами.
– Если я вас правильно понял, ситуация с каждым годом будет ухудшаться?
— Совершенно верно. Опираясь на свой профессиональный опыт, я вижу, что ситуация ухудшается. Разумеется, государство сейчас не может охватить и решить проблемы воспитания личности. По мнению чиновников, есть более глобальные вызовы – война, экономическая нестабильность и прочее, прочее. Все остальное остается на втором плане. А ведь воспитание, культура, образование, духовность, семья – это самое главное, это основа нашей страны. Поэтому у нас распространены так называемые консенсуальные, или гражданские браки. Часто встречаются и альтернативные – гостевые браки. Но подобные отношения, в первую очередь, негативно влияют на психику женщины. А если в такой семье есть ребенок, то и на него. Конечно, бывает, что мать ответственно относится к воспитанию ребенка, но одной ей тяжело. Известный педагог, наш земляк Василий Сухомлинский обращал внимание на то, что именно в полной семье, где есть папа и мама, правильно формируется представление о добре и зле. В конвенции ООН о правах человека указывается, что каждый ребенок заслуживает жить в полноценной семье.
Когда ответственность родителей за будущее своей семьи и детей будет высокой, это даст толчок развитию общества. Во взрослую жизнь дети будут выходить уверенными в себе, сильными, в гармонии с миром, без негативных проявлений к нему и обществу.
Когда-то американские психологи провели опрос детей, любят ли их родители. Так вот, спустя двадцать лет они сделали мониторинг этого исследования, и оказалось, что те подростки, которые ответили утвердительно, практически все стали успешными. У них хорошая работа, достаток, здоровые семейные отношения. А те, кто ответил на вопрос психологов негативно – в большинстве своем полноценных семей создать не смогли, среди них был высокий процент онкобольных, и ничего особенного они не достигли. То есть от чувств, которые дает семья, что ты нужен и любим, человек становится увереннее. Такие люди являются не потребителями, не требуют благ от государства, а сами отдают. Потому что они богаты душой и наделены полезными знаниями.
– С какими наиболее типичными психологическими проблемами воспитанников ПТУ вам приходится сталкиваться?
— Как я уже говорила, в данное время некоторым родителям присуще нежелание вдаваться в тонкости педагогики, да и просто разговаривать со своими детьми об их проблемах. Детей не слышат и не пытаются им помочь. Сталкиваюсь и со случаями авторитарного воспитания – как отец сказал, так оно и должно быть. Но не стоит забывать, что мир меняется. И когда родные люди отказывают детям в помощи, находятся другие помощники. Появились цифровые технологии, позволяющие подрастающему поколению уходить от своих проблем в виртуальное пространство, и уходом от реального мира усугублять свои, личные проблемы. К детям иногда не прислушиваются, а ведь бывает, что они даже мудрее, чем их родители. Но не все хотят это признавать. В этом и лежит проблема разрыва между поколениями.
По результатам моих исследований больше девяноста процентов проблемных детей хотят создать семью, иметь детей. Но, как это сделать, они не знают. У них недостаточно знаний, мало информации. Хорошего опыта они не имеют и подобной модели не видели в своих семьях. Нет позитивного опыта своего отца или матери, и им впоследствии приходится проходить этот путь самим. А это намного сложнее. Девочкам, не имеющим отца, еще труднее. Они потом ищут любовь с мужчинами, старшими по возрасту. Это подсознательное желание того, чтобы их оберегали и любили.
– Раньше бытовало такое мнение, что подросткам из неблагополучных, небогатых семей место только в ПТУ…
— Все изменилось. Таких кардинальных заявлений уже никто не делает. Реформа профессионально-технического образования сейчас находится в активной стадии, и, более того, популярность рабочих профессий возрастает. У нас много учится детей, которые имеют высокий уровень знаний, но в силу разных обстоятельств они не смогли попасть в вузы. А это даже и полезно, что подросток научится работать собственными руками.
– Студенты, обучающиеся в ПТУ и высших учебных заведениях, чем-то принципиально отличаются между собой?
— Да ничем. Практически все одинаковые. Разница только в их оценках в школе. И то не всегда. У сельских детей уровень знаний немного ниже, чем у школьников из городских средних учебных заведений. Но у них есть свой плюс – они более просты в общении, душевно открыты, более эмоциональны.
Был у нас случай, когда к нам пришел сирота из детского дома и очень хорошо учился. Он захотел получить профессию журналиста. И поступил. Правда, таких случаев единицы, но они есть. Если человек желает, то он сможет найти свое место в жизни. В себя нужно поверить. А вера в себя начинается с семьи.
Руслан Худояров, фото Олега Шрамко, «УЦ».
Сегодня утром своему семилетниму чаду я подарил маленький подарок со словами что очень его люблю, в ответ моё чадо сказало что у него тоже есть подарок, этим подарком был поцелуй в щёку, на что я ответил что это самый большой и самый дорогой подарок, который мне никогда не дарили.