Здесь строят стадионы и летают на луну

Речь пойдет о новопражской школе, где уже третий год работает кружок проектирования и робототехники LEGO Education. Здесь школьники учатся делать самых настоящих роботов, которые способны слышать, реагировать на свет и движение, выполнять команды оператора, и строят волшебные миры из конструктора LEGO. Руководит кружком замечательный педагог – Лариса Александровна Митленко, которая за годы работы в школе успела не только получить все возможные педагогические титулы, включая грамоту Верховной Рады, но и основала два ежегодных областных фестиваля для старшеклассников: «От чайника до профи» — по информатике и «Через тернии к звездам» — по астрономии.

Класс, в котором собираются кружковцы, – мечта любого мальчишки. В ящиках вдоль стены – около ста килограммов (!) конструктора LEGO, на подоконниках – уже собранные модели, на полках – самые разные роботы.

— Программа LEGO Education — это целостная концепция обучения для детей, которая используется в сорока странах мира, — объясняет Лариса Митленко. – В ней есть несколько направлений: «LEGO-инжениринг», «Робототехника», «Альтернативные источники энергии» и т.п.

Звучит это, может, не так уж круто, но выглядит просто потрясающе! Понятно, что «LEGO-инжениринг» — это создание моделей из конструктора. Но каких моделей! В этом году команда новопражской школы стала победителем международного фестиваля «Стадион будущего». Как рассказали кружковцы (а конструированием из LEGO здесь занимаются пяти- и шестиклассники), на строительство стадиона ушло четырнадцать тысяч деталек LEGO, строили два месяца. На стадионе, который получился размером два на два метра, были трибуны и поля, парковки и кафе, туалеты и детские площадки. На конкурс работу везли в поезде, разобрав на блоки, собирали уже на месте – в Киеве. К сожалению, увидеть стадион сегодня можно только на фотографиях – работы сразу же приходится разбирать, чтобы было из чего делать следующие.

Но, оказывается, такое монументальное строительство – только начальный этап. Ребята постарше занимаются здесь конструированием и программированием роботов. В прошлом году одиннадцатиклассники ездили на всемирную олимпиаду по робототехнике в Абу-Даби с проектом «Лунный камень» — и тоже победили, вошли в двадцатку лучших команд мира (и это притом, что в олимпиаде принимали участие 1300 команд из 38 стран). Мы пообщались с одним из авторов проекта «Лунный камень» Андреем Татусько — сегодня он уже студент Николаевского национального аграрного университета.

Как рассказал Андрей, проект имел теоретическую основу – работу, написанную ученицей этой же школы Гуллер Еременко, которую она защищала в МАН. Гуллер в своей работе доказывала, что из лунного грунта – реголита – можно получать гелий-3. Эта гипотеза и стала основой для проекта. Ребята изготовили «лунную поверхность» из шпаклевки. Лунный робот, управляемый с околоземной орбиты, бурил скважину и добывал «реголит», потом отправлял его на завод, с которого после переработки другой робот-транспортировщик забирал уже «гелий-3» и летел на землю.

Роботы, конечно, конструируются, программируются и проверяются несколько месяцев, но на олимпиаду их разрешается привозить только в разобранном виде. Там на сборку и программирование всей конструкции участнику дается девяносто минут. Сложность еще и в том, что если робот, например, светочувствительный, то при установке поля нужно учитывать, откуда падает свет, и т.п. Как рассказала Лариса Митленко, в проекте «Лунный камень» были и дополнительные фишки – например, Андрей Татусько сварил раму со светодиодами, которая имитировала звездное небо, причем звезды были расположены так, как они должны выглядеть с Луны. А еще ради участия в олимпиаде Андрею пришлось серьезно заняться иностранным языком – представлять проект и отвечать на вопросы жюри нужно было на английском.

Это, конечно, высший пилотаж. Но у малышей, которые сегодня занимаются робототехникой, есть и свои, может быть, менее сложные технически, но тоже очень интересные проекты. Пятиклассники, например, создали игру для младших школьников «Маша и Медведь», где робот Маша должна была пройти между соснами из LEGO и добраться до Медведя, причем обойти сосну она могла только в том случае, если игрок правильно решал пример. А мальчишки постарше специально для нас собрали двух роботов-футболистов – нападающего и вратаря, – такие роботокоманды они конструировали к открытию в школе футбольного поля с искусственным покрытием…

Послушав ребят и посмотрев на их работы, я очень пожалела, что в областном центре ничего подобного нет. Да и в Украине таких кружков пока единицы. Как объяснила Лариса Митленко, LEGO Education — отнюдь не дешевое удовольствие. Начать можно с двух комплектов конструктора, но каждый из них стоит около шести тысяч гривен. Лариса Александровна, когда увидела программу LEGO Education в действии, сразу же загорелась и попросила о помощи тогда еще заместителя главы РГА Сергея Кузьменко. Он идею одобрил и приобрел первые четыре комплекта. Еще один подарил кружковцам первый зам губернатора Андрей Николаенко в рамках новогодней акции «Мечты сбываются». Все остальное ребята выиграли сами, скажем, с фестиваля «Стадион будущего» привезли приз – 66 кг LEGO!

При этом хочется обратить внимание областного управления образования на одну существенную проблему: у ребят, которые уже выиграли все возможные призы и не собираются останавливаться на достигнутом, нет компьютеров (то есть в школе есть компьютерный класс, но днем там идут занятия по информатике, и кружковцы могут попасть туда только после шести вечера). Неужели не заслужили?

На меня программа LEGO Education произвела огромное впечатление. Десятилетние девчонки и мальчишки с горящими глазами рассказывают о том, как работают ультразвуковые датчики и зачем нужны светодиоды, объясняют, что такое программируемая микросхема и как передавать на нее данные, – это просто здорово! Хочется, чтобы все кировоградские школьники имели возможность хотя бы увидеть работы новопражских робототехников. Лариса Александровна говорит, что уже думала о том, как организовать выездные демонстрационные занятия или, наоборот, пригласить к себе учеников из соседних сел, но пока такой возможности нет. Впрочем, я почти уверена, что у Ларисы Митленко все задуманное получится.

Ольга Степанова, фото Павла Волошина, «УЦ».

Здесь строят стадионы и летают на луну: 3 комментария

  1. Побольше бы таких кружков ! Я тоже конструирую робота, домашнего помощника. За прототип взял конструкцию робота — пылесоса, только более навороченный, с микрокамерами, датчиками запылённости воздуха, датчик огня,дыма, и пр. навороты.

  2. ПОСТАНОВА
    Верховної Ради України
    Про присудження щорічної Премії Верховної Ради України педагогічним працівникам загальноосвітніх, професійно-технічних, дошкільних та позашкільних навчальних закладів
    Верховна Рада України постановляє:

    1. Відповідно до Постанови Верховної Ради України від 14 вересня 2006 року «Про встановлення щорічної Премії Верховної Ради України педагогічним працівникам загальноосвітніх, професійно-технічних, дошкільних та позашкільних навчальних закладів» (Відомості Верховної Ради України, 2006 р., № 42, ст. 406) за особливі успіхи у здійсненні навчання і виховання учнів, вихованців, слухачів присудити Премію Верховної Ради України:Мітленко Ларисі Олександрівні — заступнику директора з науково-методичної роботи Новопразького навчально-виховного комплексу Олексадрійського району Кіровоградської області;
    Голова Верховної Ради України
    В.ЛИТВИН
    м. Київ
    18 вересня 2012 року
    № 5254-VI

  3. Приятно. Для меня эта тема не лишняя. Сам занимаюсь стендовым моделизмом. На данный момент, научно техническое и прикладное творчество детей, сведено к минимум. Оно просто не проводится. Уроки труда в школе по существу нулевые, знаю из общения с сыном. Только дома пацан чему то учится. В школах не выписываются журналы для дите и юношества, «Юный техник» «Моделист конструктор» и др. Цена на годовую подписку просто не подъемная не только для школы. Да есть интернт, но не у всех есть комп, и чертежи и советы лучше пользоваться на бумаге когда они под рукой в мастерской, а не на экране монитора. Ну, а данная фирма просто проводит и продвигает свой бренд, «лего» будут покупать и играть. Ну и слава Богу что хоть часть детей уйдет от забытья и всякой гадости.

Добавить комментарий