Отныне взаимоотношения автомобилистов и сотрудников ГАИ существенно изменятся. Верховная Рада приняла Закон № 2562 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Какими способами будут «совершенствовать регулирование отношений», давайте разбираться.
Первая новация — баллы. Каждому водителю будет выделено 150 баллов, которые можно использовать на нарушения, зафиксированные автоматическими средствами контроля — видеокамерами. Нарушений может быть несколько, за каждое списывается определенное количество баллов. Эксперты уже критикуют данную норму, так как неизвестно, каким образом водитель будет узнавать о количестве списанных «бонусов». Когда резерв бонусных баллов будет исчерпан, водителю придется платить штраф.
Размер штрафов — следующая новация. В новой редакции Административного кодекса больше нет «вилки» штрафов, предполагавшей минимальный и максимальный размер взыскания. Для всех нарушений правил дорожного движения установлена фиксированная сумма, минимальная. Например, сумма штрафа за превышение скорости более чем на 20 километров ранее составляла от 255 до 340 гривен. Теперь — 255.
Больше всего нареканий адресовано фактической отмене презумпции невиновности водителя, обусловленной следующей новацией. Ответственность за нарушения ПДД, зафиксированные в автоматическом режиме, несет физическое или юридическое лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. То есть, если человек когда-то продал автомобиль по генеральной доверенности, именно он будет получать «письма счастья» с квитанциями на штраф за нарушения, которых он не совершал.
Предполагается, что в течение месяца с момента вступления закона в силу Кабмин должен оповестить всех владельцев транспортных средств о том, какие ТС зарегистрированы за ними. Как это будет реализовано — неясно. На всякий случай автовладельцам, за которыми числятся какие-то транспортные средства, рекомендуют обратиться в МРЭО.
Ну и не совсем новация. В очередной раз (такое у нас уже было) будет введена автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения с помощью технических средств с функциями фото- и видеофиксации. На наших дорогах будут установлены камеры, способные запечатлевать нарушителей.
Мнения по поводу эффекта принятого закона разделились: одни уверены, что новации дисциплинируют автовладельцев, другие считают, что предоставление баллов спровоцирует игнорирование правил дорожного движения. Свою точку зрения на нововведения «УЦ» высказал активист общественной организации «Дорожный контроль» Александр Куницкий, известный украинцам Санек (SANEK), борющийся с коррупцией в системе ГАИ.
— Баллы — это мировая практика, видеофиксация — тоже. Это надо было давно внедрить. И у нас в стране уже были попытки. Но наша система настолько коррумпированная, что инспектора умудрялись проникать в автоматизированную систему, стали на этом зарабатывать. Отменяли штрафы, за полцены удаляли записи из базы. Если сейчас запустят, но ничего не изменится, — ничего хорошего не будет. Если введут автоматизированную фиксацию и при этом исключат коррупционную составляющую, тогда однозначно будет положительный результат.
Система баллов должна быть. Водитель не может нарушать правила бесконечно. Человек, имеющий много денег, не должен постоянно платить штрафы и ездить как ему угодно. Введение системы баллов предусматривает пересдачу теории, вождения. Опять же, если не будет коррупционной составляющей. Я однозначно за это.
Камеры давно закуплены, и они на наших дорогах есть. Несколько лет назад управление ГАИ с помпой презентовало системы «Гарпун», «Рубеж», Tru Cam. Системы есть, они никуда не делись. Другое дело, что они не работают. Инспекторам ГАИ невыгодно ими пользоваться, им выгодно останавливать водителя и на месте брать штраф. Наверняка сейчас руководство ГАИ и Аваков скажут, что неизбежны огромные затраты. Но эти затраты уже были сделаны несколько лет назад. Все есть, было бы желание.
Будет полное переформатирование службы. Инспектора должны будут пройти переаттестацию. Любое нововведение — положительное. Но как оно будет реализовано? Мы за реформы, любой здравомыслящий человек за них.
Штрафы сделали минимальными. Думаю, что это связано с экономической ситуацией в стране. Не уверен, что это как-то повлияет на безопасность дорожного движения. Замена всего руководства и линейного персонала в ГАИ — вот что должно произойти. К сожалению, на данный момент эти люди заточены на зарабатывание денег, но никак не на безопасность дорожного движения.
Елена Никитина, «УЦ».