В рамках молодежного кинофестиваля «Ранок» Кировоград посетил очень интересный человек – композитор и продюсер Владимир Хорунжий. Владимир Анатольевич – киевлянин, в конце 70-х годов руководил эстрадно-симфоническим оркестром радио и телевидения УССР. В 1981-м эмигрировал в Соединенные Штаты. Написал музыку более чем к 40 голливудским фильмам. В 1990 году занялся продюсированием. А в 2006 году, будучи вполне успешным голливудским продюсером, вернулся в Украину, создал собственную продакшн-студию inQ. Выступил продюсером и главным инвестором (!) фильмов Orange Love (2007), «13 месяцев» (2008), «Влюбленные в Киев» (2012) и «Синевир» (2013).
– Начну с нетактичного вопроса. Вы снимаете совсем недешевое кино («Синевир», например, который еще не вышел на экраны, – это полнометражный фильм в формате 3D). Оно окупается?
– Да, по украинским меркам недешевое – это правда. В этих фильмах я, как правило, выступаю как главный инвестор, то есть вкладываю свои собственные средства. И как финансово заинтересованный человек могу сказать: да, окупается. Тут важно понимать: если инвестор думает, что он сегодня вложил деньги, а после выхода в прокат сразу же заработает или хотя бы выйдет на ноль, то это иллюзия. В Украине так не получится. Но хороший фильм будет приносить доход в течение многих лет. Он может не окупиться в первый год, во второй, зато в третий-четвертый-пятый будут поступать дивиденды.
– Каким образом? Я понимаю, какие могут быть дивиденды в США. Но в Украине, в России? Мы же не ходим в кино, не покупаем DVD…
– Да, я знаю… Но есть другие источники. Есть онлайн-кинозалы, которые платят нам за размещение фильмов. Есть телевизионные права в России, в Украине, за рубежом. Доход от проката – пусть небольшой, но он есть. Если с умом финансировать фильм, а не писать какие-то фантастические цифры, то вполне можно рассчитывать на прибыль. Это все-таки Украина – это не Париж и даже не Прага, здесь все дешевле.
– Почему же мы тогда не видим украинских фильмов? А если видим, то Оксану Байрак?
– По нескольким причинам… Что касается Оксаны Байрак, то это плохо, дешево. Это попса. Попса сегодня везде: в песнях, в кино, на телевидении, в газетах. Попса – она как грибок, как плесень. Она внедрилась в нашу жизнь и не дает возможности настоящему, хорошему, качественному кино и телевидению проявить себя.
С другой стороны, украинского кино нет, потому что те структуры, которые призваны помогать его развитию – агентство по вопросам кино, минкультуры, – почему-то занимаются совсем не тем. Государственный аппарат должен работать над созданием инфраструктуры по дистрибьюции и прокату фильмов, оказывать помощь владельцам кинотеатров. А все, что касается конкретных фильмов, сценариев, режиссеров, – это их вообще не должно касаться.
Нужно забыть о государственном финансировании киноиндустрии. Государственное финансирование – это тупик. Сегодня вот читал сообщение, что Путин собрался очередной раз со своими боярами – Бондарчук там, Михалков (ну, те же лица), – и они долго говорили, что, мол, государство выделило вам два миллиарда долларов, а вы ни одного фильма не можете продать… А зачем? Когда рыба уже на столе, никто не хочет брать удочку. Госфинансирование наносит страшный вред уже на уровне написания сценария. Вот сейчас они хотят создать редколлегию при минкультуры – это же просто другое название цензуры! Значит, люди будут писать, заведомо ориентируясь на какой-то шаблон, обходя какие-то темы и т.д. А ведь они должны ориентироваться только на тех, кто покупает билет.
Нужно забыть о словах «меценат», «спонсор». Люди, которые хотят помочь киноиндустрии, должны заходить на уровне инвесторов. А инвестор, вложив деньги, уже сам не допустит, чтобы кино получилось неконкурентоспособным!
– А люди, которые хотят помочь киноиндустрии, в Украине есть?
– Конечно! Их, может, мало, и они разбросаны, но они есть. Сегодня я просто предлагаю инвесторам не стараться организовать кинопроизводство самим, а идти к профессионалам. Нас немного, но моя студия и не единственная. В Украине есть продюсеры, которые занимаются разработкой новых идей, новых сценариев. И мы вместе сможем построить новую украинскую киноиндустрию. Именно построить – это важно. Нельзя пытаться реставрировать старое, нужно все забыть и строить новое.
– В альманах «Влюбленные в Киев» вошли короткометражки режиссеров, которые до этого не сняли ни одного фильма. Это случайно получилось или такая была задумка?
– Не случайно. Таким образом я делаю свой скромный вклад в возвращение украинского кино. Никто из режиссеров (в альманах вошло восемь новелл разного жанра – у каждой свой режиссер. – Авт.) не имел опыта в игровом кино. Они просто не имели возможности показать, на что способны. А сегодня все они работают режиссерами в кино, на телевидении. Наверное, пока они не осознают, кто дал им путевку, но, может, потом вспомнят…
– В связи с этим вопрос. Сегодня на фестивале «Ранок» вы увидели режиссеров, операторов, которым стоит дать шанс?
– Увидел, конечно. Здесь много талантливых профессиональных людей. Этот фестиваль аматорский только в том смысле, что здесь нет китов, известных имен. Но есть ребята очень талантливые, с которыми мы, наверное, будем встречаться в дальнейшем.
– Можете назвать какой-то фильм, который понравился вам больше всего?
– Один, наверное, не могу. Понравился фильм «Билет» Виталия Музыченко, «Один день» Андрея Бояра. Еще был фильм… не припоминаю сейчас названия. Вот вы просто возьмете отчет о фестивале, поверьте: все победители в своих номинациях получили свои дипломы не за красивые лица – это все хорошие, достойные фильмы. Кто-то может считать, что короткометражку снять легко. Это не так, это такая же серьезная работа, как с полным метром, просто действие происходит быстрее и компактнее.
– Когда выйдет на экраны «Синевир»?
– Думаю, очень скоро. Мы его уже полностью закончили, сейчас ищем окно для проката, чтобы не конкурировать с голливудскими блокбастерами.
– Он уже озвучен на украинском языке? Я видела только русскоязычный трейлер…
– Это немного искусственный подход. Действие происходит в 70-х годах в Советском Союзе, молодые люди приезжают в Карпаты. Они разговаривает по-русски. А в начале, когда речь идет о детях из закарпатского села, они, естественно, говорят по-украински. То есть там есть и украинский, и русский, и суржик – все три языка, которые звучат в Украине.
– Первый украинский хоррор «Штольня» с похожим синопсисом с треском провалился…
– Не надо! Я надеюсь, что мое имя – это уже знак качества. Хочу, чтобы вы обратили внимание: все фильмы, которые я продюсировал, можно отличить по техническим характеристикам: профессиональная съемка, профессиональный звук. Тем более, что это абсолютно полноценный 3D. Мы завоевали гран-при на московском международном фестивале 3D-фильмов. Обещайте посмотреть: вам понравится. А если и не понравится, то вы все равно не будете сравнивать этот фильм со «Штольней». Это не хоррор в прямом смысле, скорее мистика. Там очень серьезное отношение ко всем составляющим: к сценарию, к диалогам, к актерам.
– А он будет идти во всех кинотеатрах?
– Я надеюсь, что это будет массовый релиз – около тридцати кинозалов по Украине. И у нас уже есть подтверждение, что это будет около ста залов в России.
Беседовала Ольга Степанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».