Накануне профессионального праздника педагогов директора кировоградских школ и заведующие детскими садами собрались в студенческой лекционной аудитории педуниверситета, не для того, чтобы прослушать лекцию, а ради откровенного разговора. Скорее диалога, к которому их призвал кандидат на должность кировоградского городского головы Андрей Райкович.
Еще до начала общения руководители учебных заведений обсуждали между собой уникальность самого способа приглашения на встречу. Андрей Райкович лично позвонил каждому и предложил собраться и поговорить. «Если бы это сделал кто-то из его помощников или представителей штаба – в рамках предвыборной кампании, я бы не пришла», – призналась мне директор школы. Так, видимо, считали и остальные, потому что пришли практически все.
«Сколько бы мы ни говорили об экономике, должны понимать, что все наши успехи напрямую зависят от воспитания, знаний, высокой культуры. Все это закладывается вами начиная с детского сада, продолжается в школе, укрепляется в семье. И если повезет с хорошим учителем и умными родителями, в результате мы получаем грамотного и активного члена общества», – сказал Андрей Райкович.
Казалось странным, но кандидат на должность городского головы не агитировал отдать за него голос. Он вообще мало говорил, но внимательно слушал о проблемах педагогических работников, чтобы знать, на что надо обратить внимание в дальнейшей работе. Нельзя сказать, что он не знает, чем живет школа, – его мама работала учителем начальных классов. Кроме того, в течение многих лет мясокомбинат «Ятрань» помогает школе №3, считая ее своей подшефной. Директор этой школы также выступила перед коллегами.
Светлана Бык вспомнила разговор с Андреем Павловичем пятнадцатилетней давности. Он тогда сказал, что, сколько бы денег ни было в городском бюджете, если по-хозяйски их не распределять, до школ они никогда не дойдут. «Наша школа расположена в одном микрорайоне с мясокомбинатом. Могу с уверенностью сказать: где Андрей Павлович, там порядок. «Как-нибудь» не бывает», – констатировала Светлана Стаховна.
А потом директора стали говорить. Кроме проблем, которые озвучил сам кандидат, а это – компьютеризация школ и скоростной Интернет, без чего современное образование невозможно, и стимулирование труда педагога, прозвучали предложения, которые могли бы лечь в основу программы по реформированию всей отрасли.
Педагоги признали, что руководство городского управления образования является ведущим генератором идей. Но эти идеи в своем большинстве не могут быть реализованы, потому что родители сами все не потянут. Спонсоры – тоже не выход. Но есть решение. Например, программа компьютеризации должна быть доведена до завершения в первую очередь, то есть все школы обеспечены на сто процентов, а потом можно переходить к реализации других программ. Все школы должны быть в равных условиях, независимо от статуса, от фамилии директора, и никаких преференций. Дети же везде одинаковые.
«Нас успокаивает тот факт, что вы человек самодостаточный, – обратился к кандидату Тарас Бабак, директор школы № 35, – а это значит, что воровать из бюджета у вас не будет необходимости. У нас единственная просьба: чтобы у вас были помощники, которые не будут воровать». К этому директор добавил: «Примерно пятая часть жителей Кировограда – это дети. Родители этих детей формируют бюджет города. Получается, что бюджетные деньги тратятся не на них. Нас никто никогда не спрашивает, нужно ли строить мосты, памятники и другие объекты за бюджетные средства. У каждой школы или больницы свои проблемы, но нам нужны четкие и понятные программы, которые будут содержать наши проблемы». Особенно подробно Тарас Бабак остановился на проблеме внешкольного образования: «Если бы не родители, которые имеют возможность оплачивать секции и кружки, детям вообще нечем было бы заняться после школы. Если семья не имеет возможности, ребенок предоставлен сам себе. Нужна программа города о доступном уличном спорте. Казалось бы, так просто… Беда нашего города в том, что у нас слабое звено чиновничества. Даже директору школы сложно пробиться. Что говорить о бабушке или дедушке? Они вообще никуда не могут пробиться. И мы с вами должны думать не о том, что будем делать сегодня, а о том, в каком городе будут жить наши дети».
«Не только власть должна быть ответственной, – отреагировал на выступление Андрей Райкович. – Ответственность должна быть взаимной. Есть программа – есть ее исполнители: городской голова на своем месте, руководители – на своем, и директор школы или заведующий детсадом тоже должен соответствовать своим должностным обязанностям. В этом случае будут деловые отношения, будет развитие. Во всем нужны профессионализм, желание работать и жизненная мудрость».
Любовь Краснова, директор гимназии новейших технологий, через Андрея Райковича обратилась к его доверенному лицу – Константину Ярыничу. Дело в том, что Верховная Рада готовится принять закон об образовании, но законодатели не слышат директоров школ. На самом деле очень много нерешенных проблем – например, отсутствие учебников. И даже карт Украины. Программа новая, а учебники старые. В результате реформы будут тормозиться. Нагрузка на учителей меняется, но без учета пожеланий учителей на местах.
Ремонты за счет денег родителей, пожарная сигнализация, которая стоит очень дорого, отсутствие охраны школ, нехватка денег на питание, экономия на отоплении помещений, отсутствие спортивных площадок при школах – это не все проблемы, о которых с горечью говорили директора. Не меньше проблем в детских садах. Бассейны – мечта. Обслуживающий персонал садов – не педработники (а их половина), и их не поздравляют и не премируют.
Поскольку говорили о наболевшем, педагоги продолжали обращаться к Андрею Райковичу с просьбами о помощи. Создалось впечатление, что их до этого давно никто не выслушивал. Даже прозвучало предложение в качестве эксперимента оборудовать один из детских садов солнечными батареями. Почему бы и нет? И, естественно, кандидата, успешного производственника, спросили, зачем ему политика.
«Городская власть – это не политика. Это хозяйственные вопросы, программы, реализация которых зависит от мобилизации и консолидации всех политических и административных сил. Только в этом случае можно ожидать результативности работы и эффекта от задекларированных программ.
Я независимый человек. Я не являюсь чьей-то собственностью. Я не акция, и я готов самостоятельно принимать решения, отвечать за каждое свое слово, каждое действие. На меня нельзя влиять, со мной можно и нужно разговаривать», – убедил Андрей Райкович.
Елена Никитина, фото Елены Карпенко, «УЦ».
«Я независимый человек»
тогда почему от «Солидарнисть» бл П. Порошенко?
почему не самовыдвиженец?
можно ли в этом случае быть независимым?
компьютеризация школ и скоростной Интернет, без чего современное образование невозможно.
====================
Я что то не понимаю как наличие интернета в школе может улучшить уровень знаний по математике? Математику для счастья нужен клочок бумаги и огрызок карандаша. Что нужно рыть в интернете если все есть в учебнике? И так почти по всем дисциплинам. Дайто что бы школьники усвоили то что в учебниках.
А интернет нужен, но для дополнительного изучения, внеклассного. Но больше тут разговоров, кто хотел тот интернет себе завел еще 10 лет назад, и не в городе где провайдеров как собак беспризорных, а в селах и райцентрах.
Цена вопроса до 100 гривен в месяц.
Залог успешного мэра и не только, это качественный менеджмент? Где и как он будет брать топ менеджеров я так и не понял…
Если он в ближайшие пол года, после победы, не решит это вопрос, провал его карьеры мэра гарантирован.