Киевский театр поэзии и песни в очередной раз порадовал кировоградцев – теперь замечательным концертом памяти Булата Окуджавы.
Кировоградский зритель открыл для себя этот уникальный в своем роде театр, когда киевляне в начале весны привезли концерт-спектакль «Высоцкий», собравший множество восхищенных отзывов. Затем был неожиданный, совершенно неповторимый «Есенин» (актер, исполнявший песни на его стихотворения, в буквальном смысле гипнотизировал зал). И вот теперь театр привез свой новый проект под названием «Бард Бэнд “Киев”». В Бард Бэнде трое участников: гитарист и вокалист Александр Кропельницкий, человек-оркестр (гитара, барабан, саксофон, губная гармошка, даже армянский дудук) Андрей Басенко и вокалистка Серафима Горелова (ее кировоградские зрители, бывшие на «Высоцком», скорее всего, узнали).
Концерт открыла малоизвестная сейчас, но очень популярная в предвоенные годы песня «Веселый барабанщик». Потом – не менее знаковый для своего времени «Сентиментальный марш». А затем пошла военная тема: «Ах война, что ж ты, подлая, сделала», «Бери шинель, пошли домой» и другие. После исполнения знаменитой песенки лисы Алисы и Кота Базилио Александру Кропельницкому, надевшему по случаю черные круглые очки и шляпу, можно было смело пройтись по залу с этой шляпой – он собрал бы неплохой «урожай». В целом этот концерт не был таковым в обычном смысле слова – артисты не просто пели, они воссоздавали на сцене образы героев звучавших песен. И в то же время такой формат никак не противоречил домашней, даже немножко кухонной атмосфере, царившей в зале, – когда собираются старые друзья, у одного из них в руках оказывается гитара, и под перебор струн начинается волшебство общения. Кстати, по словам художественного руководителя Киевского театра поэзии и песни Семена Рубчинского, сам театр начался 12 лет назад именно с таких посиделок:
– Как и все хорошие идеи, эта возникла «за рюмкой чая» – мы тогда сидели на кухне вместе с Игорем Славинским, и нам пришла в голову мысль соединить в одном два направления, в которых мы были хороши. Игорь, по моему мнению, – один из лучших чтецов не только на постсоветском пространстве, а вообще на мировом уровне. Я занимался постановкой концертов. А начать мы решили с творчества Ирины Ратушинской – прекрасной поэтессы, получившей из диссидентов самый большой тюремный срок. Получился оригинальный концерт со скрипичным квартетом, и мы решили продолжить. Сейчас Славинский является главным режиссером нашего театра.
– Ваш репертуар в целом – российский. Проблем в связи с этим не возникало?
– Ну претензий к русскому репертуару мне никто не выдвигал, так как все мои знакомые знают, что я могу отправить за такие слова довольно далеко. А если говорить по существу, то скажите мне, в том, что на востоке нашей многострадальной страны разгорелась война, виноват Высоцкий? Или, может, Есенин? Лично мне кажется, что на фоне того, что в соседней стране происходит сейчас, как раз и надо обращать внимание на другую ее сторону, на культурное наследие, которое принадлежит не только России, оно принадлежит всей мировой культуре. Наш последний спектакль-концерт посвящен творчеству Пушкина, в нем звучат и стихотворения, и романсы, написанные в разное время на его стихи. Простите, но неужели найдутся те, кто из-за событий на Донбассе предложит отнять у всех нас Пушкина?
– А какое место в театре занимает Бард Бэнд «Киев»?
– Уже давно я пытаюсь воплотить в жизнь проект, посвященный бардам. Бард-коллектив создавался целых три года, это уже третий его состав, и, кажется, он будет уже окончательным. Концерт по творчеству Окуджавы – это пробный проект, и я вижу, что получилось неплохо. Каждый из участников коллектива привносит что-то свое. А в планах уже много других проектов – Юрий Визбор, Сергей Никитин, Валерий Кукин, Виктор Берковский, Александр Розенбаум. Многих из этих прекрасных бардов уже никто и не помнит, я хочу вернуть эти имена.
– Публика в зале в основном была из числа «тех, кому за…» При этом Булату Окуджаве есть что сказать молодежи – каким вы видите решение этой проблемы?
– Бард Бэнд «Киев» как раз и есть вариант решения этой проблемы. Но вообще просто нужно, чтобы на подобные концерты приводили детей. Сейчас детей практически не было. Почему? Потому что люди не знали, что именно они увидят на сцене. Есть такой стереотип, что вечер бардовской песни – это нечто размеренное, мужчины с гитарами будут монотонно что-то петь и произносить заумные речи, а зал будет потихоньку засыпать, и артисты вместе с залом. Мы показали другого Окуджаву – живого, цепляющего за душу, поющего о сегодняшнем дне. Для того, чтобы песня зазвучала по-другому, нужно совсем немного – подать ее зрителю с помощью более современных средств, кое-где слегка сместить акценты. Те же песни военных лет – они теперь не о той войне, а об этой!
– А какая ваша любимая песня Окуджавы?
– Эта песня исполнялась сегодня на концерте, называется она «Молитва». Знаете, сердце начинает щемить, когда в припеве звучит «… и не забудь про меня».
Виктория Барбанова, «УЦ».