Итак, то, чего мало кто ждал, но все опасались, случилось – в связи с принятием Закона Украины «О национальной полиции» были обновлены законодательные акты, которые касаются ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения.
Новыми нормами вводится система видеофиксации нарушений правил дорожного движения и система штрафных баллов, а ответственность за нарушение ПДД будет нести владелец автомобиля. Давайте разбираться, чем эти новшества чреваты.
Итак, штрафные баллы. Ежегодно каждому водителю будет начисляться 150 баллов, которые он может «потратить» или «не потратить» на оплату нарушений, то есть штрафы. Одно нарушение ПДД, зафиксированное в автоматическом режиме, будет стоить 50 баллов. Это не все подряд нарушения, а четко обозначенные: превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал, нарушение правил остановки и стоянки, также запрет двигаться по полосе для общественного транспорта, тротуарам или пешеходным дорожкам, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда переезда. После того как лимит будет исчерпан, платить придется денежными средствами.
Обещают, что на дорогах будут установлены приборы видео- и фотофиксации нарушений ПДД. Информацию о нарушении автовладелец будет получать на мобильный телефон или электронную почту – в зависимости от поданной в МВД заявки.
Что касается оплаты штрафа, то, если нарушивший водитель оплатит его в течение 5-ти дней, сумма уменьшится вдвое. Если в течение месяца не удосужился заплатить – пеня в двойном размере штрафа. Два месяца – дело передается в исполнительную службу. При этом предусмотрена оплата на месте, но безналичная, через терминал. И еще о штрафах. Больше нет «вилки» в их размерах. Не от и до, а четко фиксированная сумма.
Останавливать транспортное средство «для проверки документов» теперь не будут. Закон определяет следующие причины для остановки: водитель нарушил ПДД; на автомобиле нет номерного знака, он размещен неправильно, закрыт посторонними предметами или его невозможно прочитать с расстояния 20 метров; есть очевидная техническая неисправность транспортного средства (ТС); поступила информация о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к созданию ДТП, криминального или административного правонарушения, либо если есть информация о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или средством создания ДТП, уголовного или административного правонарушения; ТС находится в розыске; нужно опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах случившегося ДТП, правонарушения, свидетелями которого они могли быть; необходимо привлечь водителя ТС для помощи другим участникам дорожного движения, полицейским или привлечь как свидетеля во время оформления протоколов об административных нарушениях или материалов, касающихся ДТП; уполномоченный орган принял решение о запрете или ограничении движения; способ крепления груза на транспортном средстве создает опасность другим участникам дорожного движения; нарушен порядок использования специальных световых или звуковых сигналов.
Напомним, новшества введены в связи со вступлением в силу Закона Украины «О национальной полиции», но до создания и укомплектования на всей территории страны патрульной полиции временно, до 31 декабря 2016 года, разрешается функционирование в составе полиции Государственной автомобильной инспекции и подразделений общественной безопасности.
Вроде бы все понятно, но новшества все равно вызывают массу вопросов. Ответить на них руководство областной ГАИ пока не готово – не разобрались. Нам удалось взять комментарий у кировоградского экс-гаишника, много лет проработавшего в этой системе и поэтому, на наш взгляд, компетентного.
— На дорогах Кировоградской области нет приборов фото- и видеофиксации. Пока их не установят в достаточном количестве, новшества не смогут работать. А на приборы нужно очень много денег. Это же не только камеры, но еще и пульт, и оператор.
С контактами автовладельцев тоже не все так просто. Не думаю, что водители стройными рядами пойдут в ГАИ, чтобы оставить номер телефона или электронный адрес. Процедура оформления автомобиля, например, предусматривает запись контактного телефона, но не все водители его оставляют. Бывало такое, что указывали липовый номер. Да и штрафоваться будут не водители, а владельцы транспортных средств.
Еще нестыковка. Есть Закон Украины «О дорожном движении». Правила дорожного движения – это составляющая этого закона. Пункт 2.4 гласит: «Водитель обязан остановиться на требование работника милиции». Не полиции. То есть нужно вносить изменения в ПДД.
Штрафные баллы – это нормально. Пусть человек имеет возможность трижды быть предупрежденным. И отмена «вилки» штрафов – это логично. За превышение скорости раньше был предусмотрен штраф от 255 до 340 гривен. Почему так? Знаю, что ребята-инспектора чаще всего выписывали минимальный штраф. В качестве новшества заявляют возможность безналичной оплаты штрафа через терминал. Но это действует уже в течение года – машины оборудованы терминалами.
Получается, что новый закон вступил в силу не на всей территории Украины. Там, где уже работает полиция, действует. На участках, где установлены камеры и радары, действует. Нужно корректировать достаточно много нормативных актов, прежде чем закон заработает в полную силу. Может, что-то изменится к лучшему. Но вряд ли. Попыток реформирования за время моей работы было достаточно, но они так и остались попытками…
Таким образом, уважаемые водители, в ожидании нормативных согласований и подробных разъяснений оставайтесь на дороге бдительными и взаимно вежливыми. Соблюдайте правила дорожного движения и берегите жизнь свою и чужую. В связи с этим хочется процитировать Александра Климчука, управляющего партнера компании «Климчук и Партнеры»: «…новые законы должны соотноситься с конституционными нормами нашей страны и с европейской практикой их применения. Иначе они не только не будут действовать с той целью, которую преследуют сторонники таких изменений, но и внесут дополнительный хаос на дорогах».
Елена Никитина, «УЦ».