Наше внимание привлекли фотографии ювелирных изделий его авторства. Особенно поразило серебряное ажурное яйцо на подставке и с защелкой, внутри которого — маленькая фигурка Спасителя, держащего в руке хоругвь. В преддверии Пасхи захотелось это увидеть и расспросить автора о технологиях и принципах ювелирной работы. Договорились о встрече у него дома. Он перевел разговор на другую тему, и спустя час стало понятно почему.
«Я стопудово андеграундный человек. У меня свой стиль жизни, который формировался годами. Много чего осталось в прошлом — хорошего, не очень хорошего и совсем плохого. Сложная была жизнь. Сегодня я такой, какой есть», - сказал Владимир Лось, которого в Кировограде знают многие.
Сначала мы все-таки говорили о «ювелирке». Этим Владимир занимается, когда есть вдохновение и какие-то идеи. В прошлом, когда еще не было Интернета, дни напролет проводил в библиотеке тогда еще имени Крупской, в отделе редкой книги. Листал раритеты, изучал способы обработки металлов в давние времена, искал картинки и фотографии, зарисовывал в тетрадь заинтересовавшие его узоры, плетения, вязь. Показал школьную тетрадку, в которую вклеивал иллюстрации из журналов на ту же тему — фрагменты корон, колье, кольца и серьги. Здесь же, на полях, от руки зарисовывал узоры, навеянные увиденным.
Началось это увлечение внезапно. «Пришел в гости к приятелю и увидел муху, сделанную из нержавейки, — рассказал Владимир. — Спрашиваю, как он это сделал. Он объяснил, что это техника, которая используется при изготовлении зубных коронок. Сказал, все, что делаешь из воска, можно воплотить в металле. И я загорелся».
Специального образования у него нет, но есть способности и даже талант. В юности Владимир поступил в Одесское театрально-художественное училище. Ушел после первого семестра, поскольку посчитал, что преподают много лишних дисциплин, а ему хотелось творить. Ушел на вольные хлеба.
Считает, что современные ювелиры лентяйничают — доводят изделия до блеска с помощью щетки и пасты ГОИ. А это надо делать вручную, с помощью специального инструмента уплотняя металл. Такое изделие можно не полировать много лет. «Изделие должно звучать, поэтому к его изготовлению надо подходить творчески, с трепетом», - сказал мастер и признался, что у самого нет ничего, сделанного собственноручно, — сапожник без сапог.
«Через много лет узнаешь свою работу?» — поинтересовалась я у Володи, с которым мы перешли на «ты». «А ты узнаешь своего ребенка?» — был его ответ. На этом тема «ювелирки» была закрыта. И мы стали говорить о музыке. Вернее, Владимир взял в руки гитару.
«Я больше музыкант, чем ювелир. «Ювелирка» — это так, для друзей. А музыка — для души, она помогает жить», - сказал Володя. Кстати, на жизнь он зарабатывает способом, подчеркивающим его андеграундность, - работает в группе людей, предоставляющих ритуальные услуги, и охранником.
Есть еще один способ заработать и получить удовольствие. Музыкант иногда вырывается из Кировограда и едет в Киев или Одессу. Там играет на улицах, вдохновляя прохожих на «послушать» и «поделиться деньгами». Привлекает внимание людей не только игрой, но и необычными «примочками». В Одессе, например, в районе Потемкинской лестницы, он сидит на плетеном стуле без ножек, а к кроссовке привязана пивная банка, на одну треть заполненная гречневой крупой, - импровизированные маракасы.
В основном Владимир играет дома. Минимум два часа в день держит инструмент в руках. Говорит, что это как гимнастика. У него есть Loop Station, к которой подключена гитара. Для тех, кто не знает, что это, следует пояснить. Это «рекордер для записи закольцованных музыкальных фраз и их воспроизведения в реальном времени». Инструменталист с помощью этого устройства может в одиночку записывать и воспроизводить звучание целого бэнда.
Он любит импровизировать и не приемлет чужую музыку. Может сыграть, конечно, но не считает это правильным. «Зачем мне заучивать чью-то музыку? Чтобы понравиться публике?», - задает он вопрос. Сетует, что кировоградская публика авторской музыке предпочитает каверы.
Владимир Лось производит впечатление неуслышанного музыканта. Он довольно своеобразный и хотел бы играть в лаунж-баре, быть, как он признался, фоном для посетителей, приходящих выпить кофе и в спокойной атмосфере побеседовать. Не мечтает о признании, фанатах и аплодисментах, просто испытывает необходимость быть услышанным. Поэтому долго нас не отпускал, исполняя импровизации, которые хотелось слушать и слушать.
«Я знаком с ним лет двадцать, — сказал Эдуард Гева, знающий в принципе всех музыкантов Кировограда. - Играет здорово, у него золотые руки. Да, личность он своеобразная, и он одиночка. Хочется, чтобы его игру услышало как можно больше людей, и мы что-то придумаем»…
Елена Никитина, «УЦ».