Чтобы реализовать огромный потенциал Кировограда, нужно привлечь в городскую власть сплав опыта и молодости и наладить сотрудничество городского менеджмента с государственным, на деле уважать фронтовиков, избавиться от взяточничества и крючкотворства чиновников, уверен ректор Кировоградской летной академии, Почетный гражданин областного центра Сергей Неделько.
В интервью «УЦ» он поделился своим видением «тонких мест» и оптимальных путей развития города и задач, которые новой городской власти придется решать как в долгосрочной перспективе, так и прямо «с колес».
— Я почти 30 лет работаю в летной академии, это уникальный вуз для всего постсоветского пространства. Сегодня по всему миру живет и работает колоссальное количество наших выпускников. Это накладывает определенные обязательства, в том числе — на меня как ректора такого учебного заведения. Сейчас, например, в академии учится более 500 иностранцев. Это люди, которые приезжают в Кировоград на несколько лет, снимают здесь жилье, привозят сюда свои деньги. И мы сегодня сталкиваемся с тем, что город не имеет инфраструктуры для нормального проживания и иностранцев, и украинских студентов, да и всех горожан, по большому счету, не имеет туристической инфраструктуры как таковой. Конечно, за последние несколько лет город изменился в лучшую сторону, но этого недостаточно. Люди, которые сюда приезжают, и те, кто живет здесь, должны получать другое качество жизни. Поэтому очень многое нужно менять.
— Можно конкретнее?
— Практически все страны, которые выходили из глубочайших кризисов, в том числе — после войн, а наша страна и сейчас находится в состоянии фактической войны с внешним агрессором, поднимались в первую очередь за счет реализации инфраструктурных проектов. Это строительство дорог, транспортных развязок и так далее, в том числе аэропортов. Кировоград имеет огромный транспортный, логистический потенциал, но он, к сожалению, не реализован, в том числе из-за отсутствия полноценной взлетно-посадочной полосы. Важно не только это, но и то, чтобы мы смогли через Кировоград правильно построить логистический авиационный маршрут, чтобы сюда летали — и грузы, и пассажиры. Крупный западный инвестор не придет в Кировоград, если его представитель не сможет сюда прилететь. Несмотря на сложную ситуацию в стране, сегодня те города, которые имеют нормально работающие аэропорты — Львов, Днепропетровск и так далее, — находятся совсем на другом уровне развития, жизни, экономической активности.
— Но какой смысл в аэропорте, если после перелета потенциальному инвестору придется ездить по одним из худших дорог в стране?
— Я говорю о том, что ближе мне, как человеку, связанному с авиацией. Хотя, конечно, на эту проблему нужно смотреть шире. Кировоград имеет уникальное расположение — в самом центре страны. И должен стать логистическим центром Украины. Отсюда грузы могут распределяться во все регионы страны. Да, для этого нужны крупные инвестиции, в том числе иностранные. Это роль сотрудничества мэрии, городского менеджмента с государственным. Мэрия должна пролоббировать в правительстве достройку взлетной полосы и постройку дорог. Мы знаем, в каком состоянии сегодня маршрут Кировоград-Киев через Обухов, в каком состоянии николаевская трасса — они в рейтингах наихудших дорог Украины. Как только государство заложит под это средства, это даст огромный толчок для экономики Кировограда.
Одна из проблем в городе — безработица. Уже на этапе строительства дорог мы начинаем ее решать — там будет занято большое количество людей. Особенно, если возле Кировограда будут строить современные европейские дороги, желательно — автобаны, где фуры могли бы ехать отдельно, не мешая легковым автомобилям, чтобы значительно сократить время в пути для коммерческого и личного транспорта. Потом, если строится нормальная дорога, вокруг нее сразу появляются заправки, автосервисы, кафе, мотели, гостиницы — посмотрите на трасу Киев-Одесса, на трасу Киев-Чоп.
Сегодня в Кировограде, как и во всей Украине, где не ведутся боевые действия, стоит вопрос трудоустройства вынужденных переселенцев. Вот вам ответ и на этот вопрос. Кировоградщина — одна из развитых аграрных областей, и перевалка зерновых, вообще всей сельхозпродукции для Кировограда имеют огромное значение, хотя бы потому, что это столица региона.
— Об этом говорят давно, но никто пока не перешел к действиям. Кто делать-то будет?
— Сегодня в городе должна появиться команда менеджеров, в которой встретятся опыт и молодость. Опыт, возможно, таких людей, как я, которые уже прошли определенный жизненный путь, других людей, здесь уже созданы несколько промышленных кластеров — машиностроения, на базе таких предприятий, как «Червона зирка», «Гидросила», «Радий» и т.д., переработки, сельского хозяйства. И мы обязательно должны привлечь молодежь — по-хорошему дерзких, образованных людей. Вплоть до того, чтобы найти и вернуть сюда кировоградцев, которые выпустились из зарубежных вузов, обеспечить им достойную зарплату и самое главное — поставить перед ними вызов. Вызов сделать город богатым, успешным, мирным. Никогда, как сегодня, мы так не ценили мирное небо над головой.
— Ну мирное небо, положим, обеспечивает не городская власть…
— Это заслуга и подвиг совершенно конкретных людей, что в Кировограде не рвутся снаряды, он не разрушен войной, здесь не гибнут мирные люди. И среди этих людей — очень большое количество кировоградцев, которые участвуют в АТО. Это третий полк спецназа, 34, 17, 42 батальоны, это кировоградцы, которые воюют в составе других воинских частей. И эти конкретные люди, когда они там защищают с оружием в руках, в том числе и кировоградское мирное небо, должны понимать, что здесь их семьи и родные находятся в нормальных, достойных условиях, что город и государство о них заботятся. Это задача, которая не терпит отлагательств, это сегодня, сейчас.
Меня лично возмущает ситуация с выделением заслуженной и положенной по закону земли воинам АТО. В этом нужно раз и навсегда навести порядок, должен быть прозрачный и понятный каждому механизм выделения этих участков. Следующее — рабочее место для этих людей. Если кто-то из них «на гражданке» не имеет работы, это, опять-таки, задача городского менеджмента — создать для них условия.
Один из самых чувствительных моментов для воинов — это бюрократия и коррупция. Когда участники АТО возвращаются сюда и пытаются оформлять компенсации, ту же землю, они не должны с этим сталкиваться, это просто аморально. Во-первых, мы должны максимально сократить количество чиновников в мэрии, во-вторых, те из них, кто будет работать, как и медики, учителя, милиционеры и так далее, должны получить достойную оплату своего труда. Чтобы они не заглядывали в руку посетителя, чтобы за ту зарплату, которую им платит город, они могли содержать себя и свою семью и думать о завтрашнем дне без страха. С другой стороны, необходимо обеспечить адекватный контроль и необратимость наказания для «оступившихся» чиновников. Взял взятку, был в этом уличен — должен получить наказание и никогда больше не работать в органах власти или самоуправления.
Я много поездил по миру и уверен, что в борьбе с бюрократией и коррупцией нет альтернативы уменьшению количества и упрощению всех процедур, обеспечению их абсолютной прозрачности. В XXI веке в мэрии города Кировограда ежемесячно тратятся десятки тысяч гривен на бумажную рутину. На одну «бумажку», которая зашла в горсовет в виде элементарного заявления, создается минимум 15. Все это давно можно и нужно минимизировать.
Беседовал, Андрей Трубачев, «УЦ».