«Мне нравится» — 120 лет Марине Цветаевой

Сегодня исполнилось 120 лет  гениальной русской поэтессе, стихи которой заставляют любить и быть любимым. А вот ее жизнь была полна противоречий, странностей и трагедий.

Родилась Марина Ивановна в Москве в семье профессора Московского университета. Марина начала писать стихи еще в шестилетнем возрасте, причем сразу на русском, немецком и французском языках.

В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Сборник привлек внимание Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилева.

В 1912 году Цветаева выпустила следующий сборник — «Волшебный фонарь». В том же году она вышла замуж за Сергея Эфрона. Чуть позже у них родилась дочь Ариадна.

В 1914 году Цветаева познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Между ними вспыхнули романтические отношения. Цветаева бросила мужа и ребенка, и с головой бросилась в новые для нее откровения.

Двумя годами позже женщины расстались. Цветаева вернулась к мужу и так прокомментировала это событие:

«Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!»

Марина Цветаева сочувствовала белому движению. Ее муж служил у белых. Сама Марина в гражданскую войну жила в Москве, в крайней нищете.

В 1917 году у Цветаевой родилась вторая дочь, Ирина. Марина мало обращала на нее внимания. Дочь ей мешала, и она отдала ее в приют в Кунцево. В возрасте трех лет Ирина умерла от голода.

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу к мужу, который эмигрировал в Прагу. Сергей Эфрон занимался сложной политической деятельностью: по некоторым данным, он был завербован НКВД и был задействован в организации политических убийств.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России». С начала 30-х годов Марина Цветаева жила практически в полной нищете, перебиваясь случайными рассказами. Сама Марина работать не хотела, семья жила на скромные средства, которые дочь Ариадна зарабатывала, вышивая шляпки.

В 1937 году в СССР бежал Сергей Эфрон, замешанный в скандальном политическом убийстве во Франции перебежавшего агента НКВД Игнатия Рейсса (Натана Порецкого). В том же году в СССР вернулась Ариадна Цветаева. Сама Марина Цветаева вернулась в СССР только в 1939 году. Сразу после ее возвращения органами НКВД были арестованы ее муж и дочь. Сергей Эфрон был расстрелян 16 октября 1941 года.

До 1941 года Марина Цветаева не работала и не писала стихов, занимаясь переводами. 8 августа 1941 года она уехала с сыном, родившемся в 1925 году, в эвакуацию в Елабугу.

31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась в съемной комнате в Елабуге. Ее похоронили на Петропавловском кладбище в Елабуге. Местоположение ее могилы неизвестно.

Ариадну Цветаеву выпустили из лагерей в 1955 году.

Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой. А нам остались ее потрясающие своей глубиной стихи :

МОЛИТВА

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
— «Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!

«Мне нравится» — 120 лет Марине Цветаевой: 35 комментариев

  1. Я почему-то всегда представлял ее похожей на Эдит Пиаф.

  2. Виталий, а в чем кошмар-то? Если вы о стиле жизни, то это тогда, не говоря уже о дне сегодняшнем, было нормально для богемы. Достаточно вспомнить странные отношения Маяковского с семейством Брик и можно привести множество примеров…

  3. Юра, очень напрасно. У нее есть совершенно гениальные строки ( я не часто пользуюсь этим эпитетом).

  4. Юрий, я с огромным удовольствием прочитала Ваш пост. Спасибо.

    По поводу истории ее жизни… Я культивирую (небезуспешно) в себе привычку не судить людей. Кто знает, почему у человека так складывается судьба?..
    Ведь Марина Цветаева гениальна, и ее вклад в мировую литературу и наши умы неоспорим. Разве этого мало?

  5. читая стихи и пропуская их через душу, мы ведь не всегда знаем подробности жизни написавшего..а может именно то,что жизнь была полна противоречий стихи и получились именно такими…

  6. Она может писать гениальные стихи. Но ее поступки по-человечески не очень… Например, я не понимаю » у Цветаевой родилась вторая дочь, Ирина. Марина мало обращала на нее внимания. Дочь ей мешала, и она отдала ее в приют в Кунцево. В возрасте трех лет Ирина умерла от голода.» Для меня это верх дикости.

  7. Кировоградец, вы непрогрессивно мыслите. Возможно, ребенок мешал ей творить.

  8. У многих поэтов, признанных нами гениями, жизнь была очень бурной и неоднозначной. Здесь поднят очень интересный вопрос: всегда ли можно пропускать сквозь свою душу генильное, написанное «злодеем»? И какое, в результате, может быть воздействие на наши умы и душу: приводит ли к гармонии, или наоборот? И что более ценное в нашей жизни — гениальные стихи, или ребенок, брошенный матерью умирать?

  9. Не судите и не судимы будете. Разве Есенин менее гениален от того, что кутил, менял женщин и не занимался воспитанием собственных детей. А время, когда жила творила Цветаева, полно таких трагедий. Тогда брат шел на брата, дети предавали отцов, а матери от дикого голода не то, чтобы отказывались, а ели собственных детей. Я написал о Марине Ивановне не для того, чтобы ее судили, а чтобы вы вспомнили о ней и прочитали еще раз ее чудесные стихотоворные творения. А вот какие строки посвятил Марине Цветаевой другой гений русской поэзии Борис Пастернак:

    Марине Цветаевой

    Ты вправе, вывернув карман,
    Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
    Мне все равно, чем сыр туман.
    Любая быль как утро в марте.

    Деревья в мягких армяках
    Стоят в грунту из гумигута,
    Хотя ветвям наверняка
    Невмоготу среди закута.

    Роса бросает ветки в дрожь,
    Струясь, как шерсть на мериносе.
    Роса бежит, тряся, как еж,
    Сухой копной у переносья.

    Мне все равно, чей разговор
    Ловлю, плывущий ниоткуда.
    Любая быль как вешний двор,
    Когда он дымкою окутан.

    Мне все равно, какой фасон
    Сужден при мне покрою платьев.
    Любую быль сметут как сон,
    Поэта в ней законопатив.
    Клубясь во много рукавов,
    Он двинется подобно дыму
    Из дыр эпохи роковой
    В иной тупик непроходимый.

    Он вырвется, курясь, из прорв
    Судеб, расплющенных в лепеху,
    И внуки скажут, как про торф:
    Горит такого-то эпоха.

  10. Добавлю, что считаю поэзию Марины Цветаевой, действительно, гениальной.
    У Софии Парнок тоже много интересных стихотворений.

  11. И еще сразу вспомнил Андрея Макаревича : Как вы любили кости мыть артистам
    За водку и за низкую мораль
    И в личной жизни мол у них не чисто
    И часто мол спиваются
    А жаль.
    Как вам не стыдно, уберите лапы
    Не смейте лгать и верить тем, кто лгал
    А тихо встаньте и снимите шляпу
    Пред тем, кто вас сегодня развлекал.

    Это не совсем о Цветаевой, но все же…

  12. И что более ценное в нашей жизни – гениальные стихи, или ребенок, брошенный матерью умирать?
    =========================
    Спробую для себе відповісти на це запитання… Якби мова йшла про те, що наша позиція впливає на життя тієї дитини, думаю, відповідь була б однозначною, а питання — риторичним. Якби не можливо було б змінити долю дитини, але мова йшла б про відповідальність живої людини за ці дії — також геніальна поезія не звільнила б від відповідальності. А зараз Цвєтаєва має суд набагато вищий за наш. Тому просто будемо розуміти що поезія — окремо, а вчинки — окремо. Вивчаючи поезію не вчишся брати за приклад кожний вчинок автора… Я не є знавцем поезії, просто подумалось…

  13. «А зараз Цвєтаєва має суд набагато вищий за наш.» Согласна с этим и совсем не пытаюсь ее осуждать. Больше говорю о нас с вами.

    Просто очень часто признанная обществом гениальность родителей становится трагедией для их детей. Сколько таких случаев.
    И для меня все-равно остается вопрос: что же такое эта гениальность? Ведь все-равно источником любого произведения искусства является душа человека. Возможно, умение передать муки, поиски и страдания этой души?

  14. Согласна, Андрюша, с тобой: на ночь глядя столько глупых вопросов вредно. :yes: 🙂 🙂 🙂

  15. Кстати, история жизни Достоевкого тоже очень неоднозначная. Но чего стоят его гениальные произведения?
    В общем, вопросов больше, чем ответов. 😉

  16. ну, є певні нюанси… не хотіла працювати й займалась перекладами — якщо їй за переклади платили, то це праця…
    так само, як і написання оповідань у Франції.
    у кого до чого руки стоять.

  17. Делает честь Юрию.Жаль,многие молодые люди не догадывются о существовании поэзии Цветаевой.

  18. Биографией не измеряется творчество,даже не постигается полностью.Есть стихи и их воспринимайте.

  19. Ваш блог, вы на нем-хозяин, так, что я не буду развивать эту тему.

  20. Сегодня исполнилось бы 72 года Джону Леннону.

  21. Юра (Кировоградец) и Виталий, посмотрите этот фильм. Возможно вам станет понятнее жизнь М. Цветаевой. 🙂

  22. «Биографией не измеряется творчество,даже не постигается полностью.»
    Но они идут всегда рядом. И мне кажется, наоборот, очень важно всегда изучить биографию. Причем не по сухим справочникам, а по воспомининиям близких, знакомых. Желательно посмотреть фотографии. Они очень помогают лучше понять человека и настроиться на его творчество. Только так приходит понимание душевных переживаний поэта, писателя или музыканта, которые потом выливаются в творчество. Главное, конечно, быть аккуратным и не делать поспешных выводов.

Добавить комментарий