Несколько лет назад «УЦ» писала о работе линейной милиции. Материал был основан на общении с Анатолием Даниловым, возглавляющим линейный отдел на станции Знаменка УМВД Украины на Одесской железной дороге. Мы снова связались с Анатолием Викторовичем в связи вот с чем. Пару недель назад в центральных СМИ появилось сообщение о том, что милиция больше не будет сопровождать пассажирские поезда на территории Украины. Об этом заявил генеральный директор «Укрзализныци» Сергей Болоболин. И что теперь?
Оказывается, что наши линейные милиционеры не сопровождают поезда уже достаточно давно — около полутора лет. В состав линейного отдела на станции Знаменка входит три структурных подразделения: линейные отделения на станциях Александрия, Кировоград и Долинская. Протяженность обслуживаемого участка — более полутысячи километров. Как изменилась ситуация в поездах с тех пор, как оттуда убрали милиционеров?
Сначала о том, как убрали. Транспортная милиция сопровождала поезда, согласно договору с «Укрзализныцей». Действие договора закончилось, продлевать его железнодорожники не захотели. Первое время милиционеры все еще ездили, но места им не выделяли, а ехать в тамбуре поезда дальнего следования двенадцать часов, мягко говоря, не очень удобно. Со временем от сопровождения отказались.
Для справки. На участке, обслуживаемом линейным отделом на станции Знаменка, за сутки проходит 100 пар грузовых поездов и около 40 пассажирских. Основная задача работы транспортной милиции состоит в обеспечении сохранности имущества граждан и перевозимых грузов. В том числе и международного сообщения, что формирует имидж Украины перед иностранными государствами. Проанализировав ситуацию за последние два года, можно увидеть результат отказа железнодорожников от услуг милиции. За 2010 год преступлений имущественного направления в поездах было зарегистрировано 10. В 2011-м — четырнадцать, в 2012-м — семнадцать. И всего за 3 месяца нынешнего года — 24.
Бесспорно, что одно только присутствие людей в форме в поезде уже дисциплинирует пассажиров. Но теперь милиции в поездах нет, и люди безнаказанно нарушают общественный порядок и совершают административные нарушения. Например, распитие спиртных напитков. Кто-то может сказать, что это нарушение не столь значительное. Но нетрезвый человек становится беспечным, оставляет без присмотра личные вещи. А преступники этим пользуются. По словам Анатолия Данилова, воруют не только мобильные телефоны и ноутбуки, но и деньги. Не брезгуют даже одеждой — крадут сумки и чемоданы.
— Хотелось бы обратить внимание пассажиров на то, что есть контингент людей, зарабатывающих на чужом горе и обогащающихся за счет беспечности граждан, — заметил Анатолий Викторович. — Существует такая категория преступников — поездные воры. Например, в феврале сотрудниками транспортной милиции были задержаны четверо жителей Одессы, которые с использованием клофелина обворовывали пассажиров. Угощали людей спиртными напитками, предварительно «заряженными» этим препаратом, который, как известно, в сочетании с алкоголем ускоряет опьянение и усыпляет. Подмешивали его даже в минеральную воду. Так, жертвами преступников стали четверо студентов из Туркмении, следовавших из Харькова. Ребят угостили пивом, в котором был клофелин, и те, выйдя на станции Знаменка без денег и личных вещей, ничего толком пояснить не могли. Один из них даже попал в реанимацию. Сотрудники линейного отдела на станции Долинская преступников задержали. Было установлено, что они совершали подобные преступления в поездах других направлений. При них были обнаружены вещественные доказательства — женская куртка, 15 мобильных телефонов, ноутбук и планшет. Также установили, что они совершали и квартирные кражи с использованием клофелина в Одессе. Дело направлено в суд.
Было раскрыто еще одно преступление. Два киевлянина, начиная с аэропорта «Борисполь», вели свою будущую жертву — гражданина Канады. Вместе с ним взяли билеты в один поезд — Киев-Николаев — и по дороге украли у него 2 тысячи долларов. Сотрудники линейной милиции это преступление раскрыли довольно быстро, чему канадец был очень рад. Вообще транспортная милиция прилагает усилия для раскрытия подобного рода преступлений. На сегодняшний день их раскрыто 10 из 24-х.
Коль в поезде уже вызвать милиционера невозможно, Анатолий Данилов предостерегает пассажиров от воров на доверии. Есть такие люди, которые втираются в доверие, рассказывают попутчику слезливые истории из своей жизни. В какой-то момент просят присмотреть за его вещами во время его отлучки. Затем человек, будучи уверенным в порядочности нового знакомого, решается и сам выйти куда-то и, в свою очередь, просит присмотреть за вещами. По возвращении не обнаруживает ни «знакомого», ни своих вещей.
Линейная милиция по-прежнему пытается сопровождать электропоезда. Но в связи с сокращением личного состава делать это все сложнее. Кроме пассажиров, незащищенными остались проводники. Они все чаще становятся объектами для хамства и оскорблений.
Что же делать пассажиру, если в пути его обокрали? Первое — сообщить проводнику. У него есть алгоритм дальнейших действий. Он сообщает о случившемся начальнику поезда, тот — машинисту, а он по рации — на ближайшую станцию, и станционные работники передают сообщение милиции. Те уже выезжают на место и разбираются.
— Поскольку время упущено, тяжело раскрывать такие преступления. Свидетели — пассажиры транзитные и не очень горят желанием оставаться и свидетельствовать, — заметил Анатолий Данилов. — Правда, сейчас, в связи с введением услуги 102, пассажиры звонят напрямую и попадают в ближайший райотдел милиции. Те сообщают нам, и мы выезжаем на место.
К слову, наши соседи-россияне уже отменяли сопровождение поездов сотрудниками правоохранительных органов. Но через полгода возобновили, дав транспортной полиции больше полномочий и довольно серьезную зарплату. Если раньше украинские сотрудники транспортной милиции в поезде Одесса-Москва доезжали до хутора Михайловского, где их сменяли российские коллеги, то теперь наш пассажир до самой границы фактически беззащитен.
Линейная милиция предупреждает: начался сезон отпусков, поезда переполнены, поэтому будьте бдительны, не допускайте беспечности!
Елена Никитина, «УЦ».
Правильно, что мусоров убрали!! сами мусора могут и почистить!! Нужно избавляться УЗ от нечисти!