Легендарный ансамбль Вирского, или Лучшие из лучших

В который раз нас заставил удивляться Национальный заслуженный академический ансамбль танца имени Павла Вирского. Танцоры вновь и вновь поражали своим мастерством, казалось бы, уже привыкшего к профессиональному исполнению народного танца кировоградского зрителя.


Нет, не зря этот коллектив называют лучшим в Украине. Отшлифованные до миллиметра танцевальные движения, уникальные хореографические постановки и миниатюры, артистизм исполнителей — все это неоспоримые доказательства высокого мастерства. Это уровень мирового масштаба. На концерте коллектива публика наслаждалась не только прекрасным исполнением, но и замечательными костюмами, которые, безусловно, являются неотъемлемой составляющей спектакля. И, конечно же, было приятно любоваться невероятно красивыми девушками, порхающими по сцене, как мотыльки. А хлопцы ошеломляли своей акробатикой.

Невзирая на высокий национальный и даже международный статус киевского ансамбля, директор-распорядитель этого коллектива Иван Костенко в беседе с корреспондентом «УЦ» назвал именно наш город столицей хореографии.

— Кировоград для вашего коллектива — город знаковый. Вы часто приезжаете к нам, радуете своими прекрасными постановками. Но есть еще и другая составляющая — ваш генеральный директор и художественный руководитель Мирослав Вантух хорошо знаком с Антониной Червинской, руководителем нашего ансамбля песни и танца «Зоряне», еще со времен ее работы в полесском ансамбле «Льонок».

— Не только ее прекрасно знает наш художественный руководитель. Он хорошо знаком с Анатолием Кривохижей (экс-руководителем знаменитого ансамбля «Ятрань». — Авт.) и Анатолием Коротковым — руководителем ансамбля «Пролисок» и директором лицея искусств. Созванивается с ними. Они дружат. Кировоград и называют, и признают хореографической столицей Украины. Нам нравится приезжать в ваш город. Особенно когда на наших концертах мы видим наших друзей, наших многолетних поклонников. Да, не всегда удается долго с ними пообщаться, но даже эти минутные разговоры нам приятны обоюдно. Они приходят семьями, смотрят наши выступления, радуются за нас. Артистам очень важно, что приходят именно на них посмотреть. Особенно тем, кто родом из Кировограда. На данный момент у нас трое кировоградцев. В основном это воспитанники школы Короткова.

— Сейчас стало модно проводить танцевальные и вокальные батлы. Была ли у вас подобная практика? С каким из знаменитых ансамблей вы сражались?

— Если углубиться в историю, то подобные соревнования проходили между хореографическими коллективами еще в те времена, когда они не назывались громким словом «батл». Сейчас это модная тенденция, как вы правильно заметили, и что-то похожее мы провели в Киеве с известным грузинским ансамблем «Рустави». Изначально мы не рассматривали это как битву или соревнование. Все-таки мы из разных стран, хотя есть общая хореография, но нужно учитывать, что у каждого коллектива есть разное направление. Можно ставить оценки, кто ярче, кто выше, кто экспрессивнее исполняет танец, но такие же баллы можно ставить во время любого сольного концерта любого танцевального коллектива. Конечно же, мы принимаем участие в подобных мероприятиях, встречаемся на одних площадках с другими ансамблями, но не относимся к ним как к соревнованиям. Каждый танцевальный коллектив по-своему уникален.

— Даже в хороших ансамблях есть потери. От вас уходят артисты на заработки?

— Есть такое. В тяжелые времена, которые переживает государство, люди не только нашей профессии пытаются найти для себя более комфортные условия для работы и жизни. Стоит учитывать и то, что у артистов балета существуют возрастные ограничения, и они хотят успеть больше заработать. Тенденция ухода танцоров из ансамбля была в прошлые годы, теперь этот процесс приостановился. Я не могу как администратор, хоть и наблюдавший это, выразить всю ту тяжесть потерь, которая ложилась на плечи нашего художественного руководителя. Ведь он их воспитывал, вел их, помогал становиться артистами, вкладывал в них всю свою душу, а потом терял их. Он это сильно переживает, но не осуждает. Ведь понимает, что они стараются найти свое место и просто прокормить себя и свою семью. Обидно, что мы не можем на своей родине создать нашим артистам необходимые условия для нормальной самореализации. Хорошо, что сейчас уход артистов не такой массовый, как это было лет пятнадцать назад. Тогда танцоры приходили, учились и уезжали работать за границу.

— Ваши постановки, как и спектакли других заслуженных коллективов, очень дорогие. Это и костюмы, и затраченное на них время.

— Вернусь к тому, что я не творческий работник, а администратор. О творческой составляющей мне трудно говорить. Могу сказать о финансовой стороне вопроса. Костюмы, обувь — это очень дорогое удовольствие. Каждый танец стоит довольно дорого. Если о костюмах, то это вышивка, обувь из натуральной кожи. Обувь вообще можно расценивать как расходный материал, который при гастрольном, ежедневном графике горит на артистах.

— Ваши номера, постановки копируют другие ансамбли. Приписывают себе авторство ваших наработок?

— Конечно же, такие вещи бывают. Но чаще происходит так, что отдельные коллективы ставят наши танцы с припиской, что это постановка Мирослава Вантуха. И это нормально. На лучших примерах нужно учиться и подражать хорошим артистам…

Николай Кравченко, директор областной филармонии, был немногословен, но ясно дал понять, что приезд ансамбля Вирского в Кропивницкий является показателем уважения этого коллектива к нашему городу и его танцевальным традициям.

— Они почти каждый год, один или даже два раза, приезжают в наш город. Это всегда аншлаг, билетов задолго до концерта в продаже нет, и это всегда здорово. Все наши знаменитые хореографы всегда присутствуют на выступлении ансамбля Вирского. И приятно, что из нескольких городов во время гастролей они всегда выбирают Кропивницкий. Этот коллектив — это гордость Украины и даже без преувеличения гордость Европы, - сказал Николай Кравченко.

Руслан Худояров, фото Олега Шрамко, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 41

Добавить комментарий