Целых три дня на Кировоградщине работала представительная делегация Южной Кореи во главе с послом этой страны в Украине господином Кимом Ин-Цжуном. Область наши корейские друзья объездили вдоль и поперек – бывали в Александрийском, Александровском, Светловодском, Новомиргородском, Новоархангельском, Голованевском районах, посетили все известные предприятия региона – «Червону зирку», «Креатив», «УкрАгроКом» и многие другие. Показательно, что страну, которую мы знаем в первую очередь как производителя автомобилей и бытовой техники, больше всего интересует сельское хозяйство!
А два наиболее интересующих корейскую сторону региона Украины – это Кировоградская и Херсонская области, именно потому, что они, скажем так, самые аграрные и перспективные для агробизнеса – таково мнение корейцев.
Ежегодная потребность Южной Кореи в зерне – 25 миллионов тонн. В прошлом году полтора миллиона они закупили в Украине, им понравилось, хотят закупать намного больше. Когда глава областной администрации Андрей Николаенко рассказывал посланцам Страны Утренней Свежести, что одна наша область в этом году по прогнозам даст 3,5 миллиона тонн зерна, те делали круглые глаза и дружно шуршали ручками в своих блокнотах.
Вместе с послом к нам приехало сразу четыре представителя могучей корейской корпорации Daewoo International Corporation. Все корейские «тигры» экономики многопрофильные, занимаются всем на свете, производя одновременно корабли и блендеры, поезда и карандаши. Так же и корпорация Daewoo изготавливает автомобили, строит небоскребы, автобаны, дамбы, гостиницы, корабли, занимается мобильной связью и страхованием. Сейчас корпорация уделяет серьезное внимание сельскому хозяйству.
Daewoo известна в мире как крупный зернотрейдер, также они строят элеваторы. В Корее производят и сельскохозяйственную технику, она у нас пока не так распространена, как американская или немецкая. В общем, понятно, почему Южная Корея, и Daewoo в частности, хотят сотрудничать с нашим агарным регионом. К тому же только в Кировограде с главой областной администрации корейцы могут общаться без переводчика – Андрей Николаенко знает корейский язык со времен своей службы в посольстве Украины в Корее.
Это уже не первый визит корейских дипломатов и бизнесменов на Кировоградщину, информации у них хватает, они уже готовы переходить к делу. Корейцы хотят напрямую, минуя государство, покупать зерно у наших производителей, хотят построить в области свой элеватор, вполне вероятно размещение у нас завода по производству систем орошения, и т. д., и т. п. Судя по словам Андрея Николаенко, все получится.
Кировоградщина уже имеет опыт поставки овощей в Корею, и это направление очень интересует обе наши стороны, так что возможно создание совместных предприятий для этого дела. В общем – перспектив много. Почему корейцев сегодня так интересует сельское хозяйство? Все просто – население этой страны практически такое же, как и Украины, – 48 миллионов человек. Только земли у них в шесть раз меньше, а плотность населения в семь раз выше нашей. Негде у них там выращивать еду.
Кстати, через несколько дней, 18-19 августа, у нас в гостях снова будут представители Южной Кореи. На этот раз – депутаты Народного собрания республики (их «Верховной Рады»).
Глава киевского представительства Daewoo International Corporation Цой Ха Йонг дал эксклюзивное интервью «Украине-Центр».
– Господин Цой, восточный менталитет от славянского очень отличается. Легко ли вам сотрудничать, находить общий язык с украинцами?
– Что касается менталитета, есть большие отличия, и из-за этого некоторые трудности. Наша компания Daewoo стала первой крупной иностранной кампанией, которая пришла в Украину почти двадцать лет назад. Изначально мы пришли не для того, чтобы зарабатывать, сначала для того, чтобы понять этот новый рынок, понять страну. Потому что без понимания развивать бизнес невозможно. В этом плане у нас есть достаточный опыт. Благодаря украинским коллегам, с которыми мы работаем в нашем киевском офисе, нет языкового барьера. В повседневности, на бытовом уровне нет никаких особых проблем и различий. А вот в подходах к ведению бизнеса, конечно, есть сложности. Без понимания украинских реалий бизнес не получится.
– Украина только учится бизнесу, у нас не такой большой опыт, как у вас.
– Я могу сказать, что между нашими странами есть очень много сходства, даже больше, чем я сначала представлял. Во всем, кроме бизнеса.
– Почти в каждом украинском доме есть телевизор, холодильник или стиральная машина корейского производства, а в кармане корейский телефон. А в Корее можно встретить какие-то украинские товары?
– Конечно! Водка «Немиров» продается. Все корейские бизнесмены, побывав в Украине, обязательно везут с собой назад пару бутылок водки. В Корее известен ваш борщ…
– Не может быть!
– Да, довольно распространенное блюдо, оно близко нам по подбору овощей. В Корее знают и о вашем сале и об отношении к нему. Но самое главное – Корея наслышана, что в Украине самые красивые в мире женщины. Это часть государственного «бренда», одно из достоинств государства.
– Вернемся к борщу. У нас тоже очень распространены корейские овощи, специально приготовленные, «кимчи», что такое морковка по-корейски, у нас знают все. Скажите, не является ли частью государственной политики популяризация страны через ее кухню?
– Отчасти да. Хотя мы считаем, что недорабатываем в этом направлении. Посмотрите на «кулинарную политику» Японии или Китая – в каждом большом городе мира есть японские и китайские рестораны. Это в том числе и очаги распространения своей культуры, и я знаю, что государства и их посольства поддерживают открытие даже ресторанов национальной кухни. У нас с этим пока слабо. Но в последнее время правительство и посольства стали больше внимания уделять этому направлению, и я надеюсь, что скоро в Украине появятся корейские рестораны, может быть, первый откроется у вас в Кировограде.
В масштабах страны господин Николаенко, ваш губернатор, – большой специалист по Корее, он очень нам помогает не только в рамках вашего региона, так что, возможно, продвижение корейской культуры, и не только кулинарной, будет у вас быстрее, чем где-либо.
Геннадий Рыбченков, фото Елены Карпенко, «УЦ».