Как-то так повелось, что большинство кировоградцев ассоциируют филармонийные коллективы исключительно с «Зорянами». Нисколько не умаляя достоинств и талантов этого театра музыки, песни и танца, о котором «УЦ» неоднократно писала, мы решили отдать должное и другим, не менее достойным коллективам, которые работают в филармонии, и начнем, пожалуй, с камерного оркестра «Концертино». Тем более что повод для разговора – самый что ни на есть подходящий: 40-летие этого творческого коллектива. Об истории, творческих планах, успехах и проблемах «Концертино» мы побеседовали с руководителем оркестра, заслуженным деятелем искусств Украины Натальей Юрьевной Хилобоковой.
— Наталья Юрьевна, у вашего коллектива юбилей – хорошая дата…
— Вы знаете, говорят, 40 лет не отмечают. Но я посмотрела в Интернете и увидела, что коллективы, оказываются, отмечают, и камерные оркестры – тоже, что для меня особенно приятно. Я из этого сначала не хотела делать какое-то шоу. Потом было много мыслей: к сожалению, мы поняли, что финансово не потянем большого количества гостей. У меня была такая идея – собрать как можно большее количество музыкантов, работавших в оркестре в разные годы, и таким коллективом сыграть хотя бы пару вещей. Но в итоге я приглашаю только нынешних и некоторых своих бывших студентов, которые смогут приехать. Мы решили провести просто концерт, посвященный тому, что этот оркестр был когда-то создан.
— Расскажите, пожалуйста, немного об истории создания этого коллектива. Многие знают, что создал его ваш отец – Юрий Хилобоков. Как он пришел к такому решению?
— Так складывается, что, когда у человека предстоит какое-то важное событие, он постоянно об этом думает. И я живу этим юбилеем уже давно. Я позвонила Анатолию Георгиевичу Лирнику — был такой замечательный педагог в нашем музыкальном училище, он сейчас живет в Одессе, уже на пенсии, — который в камерном оркестре работал с первого дня его существования, с первой репетиции. Кстати, он был великолепным лектором. Он мне и рассказал, как, собственно, все было.
В старом музыкальном училище (на ул.Ленина. – Авт.) был прекрасный концертный зал, камерный, с великолепной акустикой. Много гастролирующих музыкантов там работали, и скрипачи, и пианисты, — так как он великолепно подходил для звучания именно камерной музыки. И вот как-то стояли в этом зале Анатолий Георгиевич Лирник с Александром Ефимовичем Духовным (были у нас в училище такие прекрасные педагоги – семья Духовных) и говорили о музыке. А в это время в музучилище был квартет, в котором играли семьи Лирников и Духовных, и еще иногда приглашали других музыкантов, обновляли состав. Они обсуждали, что еще им хотелось бы поиграть. И вдруг заходит мой отец, Юрий Павлович Хилобоков, и говорит: « А не создать ли нам камерный оркестр?» Совсем скоро, в мае 1973 года, области предстоял творческий отчет в Киеве. Анатолий Георгиевич сказал, что они с такой радостью подхватили эту идею, буквально за двадцать минут они уже расписали, кто что будет делать, кто где будет сидеть, что они будут играть. И первым произведением, с которого началась их работа, была «Маленькая ночная серенада» Моцарта. И с нее мы обязательно будем начинать и наш юбилейный концерт – мы хотим провести параллель… да нет, это, скорее, связь какая-то будет с тем, что было. Мы сейчас играем другую музыку.
Так вот потом, в 1973 году, на отчете области мы тоже играли эту серенаду – я училась тогда в консерватории, но меня пригласили поиграть, — и действительно, было очень хорошее выступление. Комиссия «Укрконцерта», которая всегда после таких концертов проводила обсуждение, высоко оценила выступление камерного оркестра и дала нам своеобразную путевку в жизнь. Камерный оркестр включили в «Укрконцерт», и начались гастроли. Коллектив объездил практически всю Украину: играли в хороших залах, например, во Львовской филармонии, в хороших органных залах – в Ровно, например, был чудесный органный зал, весь малахитовый, очень красивый. На концертах было достаточно большое количество людей как для камерной музыки. Два раза в год обязательно у нас были гастрольные поездки.
Анатолий Георгиевич вспомнил также интересную вещь: когда камерный оркестр поехал на гастроли в Николаев, директор тамошней филармонии настолько заинтересовался качеством игры музыкантов оркестра, что даже ездил за ними на несколько концертов и предлагал некоторым музыкантам остаться в Николаеве, обещая в качестве вознаграждения за переезд в Николаев квартиры.
Есть разные мнения, но Анатолий Георгиевич сказал, и мне кажется, папа мне тоже говорил, что это был второй камерный оркестр в Украине. Первый был в Киеве – был такой Антон Шароев, основатель первого камерного оркестра. Так вот, мы постоянно и с огромным удовольствием гастролировали. Были не только прекрасные залы, где мы выступали, но и комфортные условия в гостиницах… Это было хорошее время, и людям это было нужно…
— А сейчас?
— Сейчас мы не ездим на гастроли, и это очень обидно. Мне очень неудобно об этом говорить, и не знаю, стоит ли… Но мы делаем очень большую работу. У нас два раза в сезон бывают большие концерты, которые мы играем самостоятельно, а не в составе сборного концерта. И каждый раз 70 процентов произведений, которые мы исполняем, — новые. Вот и получается: один раз сыграли, и все! Причина, к сожалению, банальна – все упирается в средства, и не у нас одних. Мы не ездим на гастроли, не принимаем участия в конкурсах, фестивалях…
Вот мы сейчас отметим 40-летие, сыграем прекрасные произведения, и все это так и закончится.
— Наталья Юрьевна, насколько сейчас, скажем так, востребована камерная музыка? Ходят ли сейчас на концерты классические и если ходят, то кто?
— Ходят, очень мало, но ходят. Мне, например, так кажется, что в основном приходят одни и те же люди. Я со сцены, правда, не вижу в зале никого, но до или после концерта вижу, да и говорят иногда, что были… Вот все музыканты, которые приезжают к нам, в основном на «Травневі музичні зустрічі», говорят, что, если у нас зал филармонии заполнен до балкона, — это очень хорошо для камерной музыки.
Камерную, классическую музыку, я так считаю, люди не должны понимать или не понимать, они должны ее слушать и наслаждаться этой красотой. Надо начинать с этого, а не запугивать людей, мол, что ты в этом понимаешь?
— Как вы считаете, можно ли воспитать слушателя? Например, как детей приучать к такой серьезной музыке?
— В нашей областной филармонии есть детская филармония, и мы участвуем в концертах, ездим в районы, в школы. Очень разная аудитория, но я просто уверена в том, что, если бы люди, взрослые люди, захотели этого, то нас (я ни в коем случае не говорю только о нашем коллективе) можно было бы разрекламировать хорошо, даже начиная с афиш, и другие люди заинтересовались бы: а что это такое? Ведь многие впервые видят и слышат скрипку… (В голосе Натальи Юрьевны вдруг зазвучала такая горькая нотка, что в искренности ее слов ни в коем случае нельзя было усомниться ни на миг. – Авт.) Но очень пассивно к этому относятся, и я понимаю причину – все упирается в финансы…
Наталья Юрьевна очень переживала, как бы не обидеть этой последней фразой причастных к нашей, кировоградской, культуре людей, но мы сошлись на том, что, к сожалению, такая ситуация наблюдается практически по всей Украине…
Наш разговор с Натальей Юрьевной Хилобоковой проходил буквально за пару дней до юбилейного концерта камерного оркестра «Концертино», и она очень волновалась, как все пройдет… Поэтому я не стала допытывать ее дальнейшими вопросами о проблемах и перспективах и, пожелав успеха, попрощалась с ней…
Шел мелкий, противный дождь, промозглая погода прямо-таки располагала к самокопанию, и я, еще долго ожидая на остановке маршрутку, все «переваривала» нашу беседу. Думала, как было бы хорошо, если бы после возрождения театра корифеев команда Сергея Ларина взялась бы также за нашу филармонию – ведь не только концертами заезжих эстрадных звезд должны наслаждаться кировоградцы. Также хорошо было бы, если бы такие концерты с классическим репертуаром регулярно снимала наша телекомпания и затем транслировала на всю область… Очень хочется дождаться этого и написать в «УЦ».
Ольга Березина, «УЦ».
Спасибо огромное за статью.
Хочется пожелать Наталье Юрьевне и всем участникам камерного оркестра «Концертино» здоровья и успехов в таком непростом на сегодня деле в Украине, как развитие музыкальной классической культуры.
Ухо обычного зрителя потеряло свою чувствительность , и в большинстве своем люди не вопринимают сегодня музыку без ярких зрелищ, без большого количества ударных инструментов. Их пугает сложность. И это, действительно, печально, т.к. тем самым мы себя лишаем огромного культурного наследия.
Это печально еще и потому, что для многих украинских музыкантов, в силу слабой популярности классики у нас, Украина становится только стартовой площадкой. Дальше эти таланты мы чаще всего теряем.
Сейчас необыкновенной популярностью пользуются концерты западной классической музыки в Японии. У них просто взрыв интереса к тому, от чего мы в большинстве своем добровольно отказываемся. Русские и украинские музыканты сегодня там в огромной цене.
В Женеве, например, билет на концерт камерной музыки стоит от 60 до 600 и более евро. И пустых залов не бывает. Там это очень престижно.
«Камерную, классическую музыку, я так считаю, люди не должны понимать или не понимать, они должны ее слушать и наслаждаться этой красотой. Надо начинать с этого, а не запугивать людей, мол, что ты в этом понимаешь?»
:good: :good: :yes:
Ольга, спасибо за хорошую статью! Сразу после концерта я написала здесь, на блоге УЦ в теме Музична сторінка свой отзыв о нем…Может быть слишком эмоционально. Но что поделать, если ТАК НРАВИТСЯ творчество этого коллектива..А после статьи немного прояснилось то, о чем пришлось сожалеть в своих комментах…И все-таки БРАВО КОНЦЕРТИНО! :rose:
Дійсно, думаю Сергію Ларіну треба приділити як можна більше уваги обласній філармонії, дати їй поштовх до нового життя, що називається! :good:
Колективу ж можу побажати щастя, творчих успіхів та можливостей для нових звершень, гастролей! :rose: