После того как дважды в день в наших домах стали отключать свет, люди окончательно поняли — энергоносителей в стране не хватает на то, чтобы спокойно пережить зиму. Второй проблемный энергоноситель после электричества — газ.
На резонный вопрос, хватит ли нам этого самого газа и не станут ли ограничивать его подачу подобно свету, ответил директор департамента по учету и реализации природного газа Андрей Юльевич Петровский.
— Для начала скажу: веерных отключений газа не будет. А теперь объясню почему. Дело в том, что газ — это довольно специфический продукт, при работе с ним возникают определенные трудности, связанные с его взрывоопасностью. Облэнерго может прибегать к практике веерных отключений абонентов, водоканалу довольно легко перекрыть воду в трубе, а потом обратно пустить ее. С газом по-другому — отключить его легко, а вот возобновление подачи газа — довольно сложная процедура, требующая времени и большого количества работников.
Например, если по каким-то причинам был отключен газ в многоквартирном доме, перед тем, как включить его, работники газовой службы обязаны попасть во все (!) квартиры, чтобы проверить газовые приборы. После этого мы можем подать газ на дом и выполнить его пуск, опять-таки, в каждой квартире. На случай нехватки газа предусмотрен комплекс мер по ограничению его потребления. Все потребители разделены на три группы. Первая — это промышленные предприятия. Если придется принимать меры по ограничению, то прежде всего эти меры коснутся их. Если же после ограничения подачи газа промышленникам его все равно не хватает, ограничивается потребление газа второй группе потребителей — офисам и бюджетным организациям (кроме больниц, детсадов, интернатов и т.п.). И только в третью, самую последнюю очередь ограничения коснутся населения.
— То есть население нашей области может быть спокойно?
— Как видите, меры по ограничению потребления газа направлены в основном на промышленных потребителей, однако это не значит, что бытовые потребители, т.е. население, газ могут не экономить. Именно население является нашим основным потребителем. В самые холодные дни, при максимальном потреблении газа, до 65% поступающего в область газа расходуется населением на отопление, поэтому значительный резерв для экономии есть и в бытовом потреблении. Что нужно для экономии? Понимание проблемы дефицита газа и желание принять личное участие в ее решении. Есть несколько путей для экономии газа. Первый — установить современное оборудование с более высоким КПД, второй — минимизировать теплопотери (установить энергосберегающие стеклопакеты на окна, утеплить стены). Оба пути достаточно затратные и требуют времени. Третий путь совсем несложен — прикрутить регулятор температуры на 1-2 градуса. Ведь если каждый потребитель сэкономит 1 кубометр газа в сутки, по области расход газа снизится на четверть миллиона кубометров. В месяц это более 7 миллионов кубометров сэкономленного газа!
— Население как основной потребитель наверняка является главным вашим должником?
— Да, так и есть. Но хочу сказать, что уровень расчетов населения за потребленный газ у нас довольно высокий — на данный момент это 87%.
— Как «Кировоградгаз» работает с должниками?
— Схема простая: сначала должнику выписывается предупреждение об отключении. Если в положенный срок оплаты нет, к потребителю приходит техник и опломбирует входной вентиль специальной пломбой. Бывает, что люди срывают эти пломбы и открывают вентили. Тогда приходится прибегать к крайним мерам — газ отрезается механически, труба заваривается. Если потребитель сам не желает погасить долг, мы обращаемся в суд. Но если должник добросовестный и хочет рассчитаться, мы идем ему навстречу и реструктуризируем долг.
В течение 2014 года нами было отключено около 1600 абонентов-должников, материалы по 374 переданы на рассмотрение суду. Но я хочу отметить, что «Кировоградгаз» предпочитает не прибегать к репрессивным методам, это все-таки крайняя мера.
Мы значительно упростили взаимодействие с нашими абонентами, для них работает веб-сервис «Мой Кировоградгаз» (my.kirgas.com). С его помощью в любое удобное время можно проверить состояние счета, провести оплату через Интернет банковской картой. Уже больше года работает контакт-центр, позвонив на его номер, вы также можете проверить состояние своего счета, вызвать контролера, подать заявку на ремонт оборудования, получить ответы на интересующие вас вопросы. Контакт-центр принимает звонки на два многоканальных номера — 30-15-30, 30-51-41 — и на мобильные номера 050-343-44-55, 067-515-11-99. Информация о ценах на газ, порядке оплаты, услугах, предоставляемых нашим предприятием, размещена на сайте kirgas.com.
— Ситуация с электроэнергией в стране показала, что энергонезависимость Украины — это неотъемлемая часть ее фактической независимости. В таких условиях взаимодействие с властью, особенно местной, критически важно. Какие полезные меры может предложить областная власть во время энергодефицита?
— Облгосадминистрация постоянно контролирует ситуацию с расчетами за газ. Расчеты тепловиков с НАК «Нефтегаз Украины», расчеты бюджетных организаций — постоянные темы совещаний разных уровней. Облгосадминистрация также контролирует потребление газа бюджетными и коммунальными потребителями, выполнение ими мер по экономии газа, участвует в мероприятиях по замещению природного газа, переводу бюджетных организаций на отопление другими видами топлива.
Похоже, что экономия газа населением — дело рук исключительно самого населения, и обеспечивается она со стороны органов власти только кнутом — очередным повышением цен на энергоносители. В странах Запада между тем потребителей энергоносителей поощряют также и пряником — в рамках региональных программ экономии, инициаторами и кураторами которых как раз и являются местные органы власти. Человеку, включившемуся в такую программу и применяющему энергосберегающие технологии в своем хозяйстве или производстве, предоставляются бонусы в виде снижения тарифов на электроэнергию или газ. Интересно, что должно произойти, чтобы в нашем регионе появилась хоть одна подобная программа?
Беседовала Виктория Барбанова, «УЦ».