Уже почти два месяца доставку питьевой воды к вам домой обеспечивает Областное коммунальное производственное предприятие «Днепр-Кировоград», объединившее в себе пять крупнейших профильных предприятий нашей области: водоканалы Кировограда, Александрии, Знаменки, Светловодска, а также водовод «Днепр-Кировоград». Что осталось за кадром создания единого предприятия? Удалось ли снизить расходы? Когда начнется круглосуточное водоснабжение 101-го микрорайона и готово ли ОКПП «Днепр-Кировоград» подавать воду на пригородные дачные участки? На вопросы «УЦ» отвечают первый заместитель начальника главного управления ЖКХ облгосадминистрации Сергей Снисаренко и генеральный директор областного коммунального производственного предприятия Роман Илык.
— По итогам первого месяца работы уже можно назвать основные преимущества и недостатки объединения водоканалов и водовода?
Сергей Снисаренко: — Создание объединенного предприятия, конечно же, позволяет сократить расходы на административно-управленческий аппарат.
Централизованное управление дает возможность осуществлять более профессиональный подход к каждой отдельной службе, будь то рембригада или водопроводная бригада. У более крупного предприятия более мощный научный потенциал и коллектив специалистов, которые позволяют экономить средства на изготовление проектно-сметной документации, решение научных проблем.
Создание объединенного предприятия дает нам возможность аккумулировать средства, необходимые на инвестиции в повышение энергоэффективности структурных подразделений. Сегодня мы подали на областной совет проект автоматизации канализационных насосных станций АСУ-12 в Светловодске, что позволит повысить экономичность, надежность работы и сократить обслуживающий персонал…
Роман Илык: — Раньше у нас была единая технологическая система, но разорванная на пять предприятий. На каждом из водоканалов руководство думало только о своем предприятии, только как им самим сэкономить. Поэтому в сотрудничестве с водоводом постоянно возникали спорные вопросы, какие-то недоразумения.
Простая арифметика показывает: раз водовод перешел на трехзонный тариф по электроэнергии, ему нужно максимально использовать резервуары ночью, когда действует наиболее низкий тариф на энергоснабжение. На самом деле каждый водоканал старался как можно меньше набирать воды в свои резервуары, чтобы снижать общие потери воды. Все хотели, чтобы водовод обеспечивал давление в системе всех городов. Это приводило к тому, что водовод тратил больше средств на прокачку воды в связи с тем, что платил по высокому «вечернему» тарифу.
Сейчас, когда появилось единое управление технологическим процессом, мы можем обмениваться опытом, внедрять положительные наработки одних водоканалов на других водоканалах. Например, в Кировограде применяется частотное регулирование электрооборудования, в Александрии работает автоматизированный диспетчерский пункт, осуществляющий управление через GPRS-сигналы определенными объектами. Мы можем взять этот хороший опыт и применить на водоканалах других городов.
Если раньше существовали проблемы с расчетами между водоводом «Днепр-Кировоград» и городскими водоканалами, то теперь такого нет: единое предприятие само собирает средства за водоснабжение и водоотвод.
С.С.: — Прежний водовод как юридическое лицо имел право продавать воду только юридическим лицам (тем же водоканалам). Водовод не имел льгот и субсидий, зато из-за того, что уровень оплаты водоканалами не был 100%-ным, искусственно образовывались налоговые обязательства — долги по НДС. Объединение позволило решить и эту проблему.
— Наверное, большинство потребителей интересует только одно — стоимость услуги. Объединение позволит снизить себестоимость, снизить тариф на воду?
Р.И.: — Объединение однозначно дало возможность уменьшить затраты предприятия. Еще до объединения мы сократили около 50 человек управленческого инженерно-технического персонала. Сейчас мы продолжаем работать над снижением затрат на оплату труда, поэтому некоторых работников уже предупредили о будущем сокращении.
После объединения мы оптимизируем режимы работы единой технологической системы, стараемся еще больше снизить потребление электроэнергии, чтобы вывести работу водовода в самый энергосберегающий режим (это замена насосов на менее энергоемкие, прокачка воды в ночное время, когда действует экономный тариф, и так далее).
С.С.: — На сегодня тариф составляет 62% себестоимости. Разница должна покрываться за счет дотаций из государственного бюджета. В прошлый четверг состоялось селекторное совещание, на котором первый зам министра минрегионстроя заверил нас, что до начала отопительного сезона все льготы и субсидии, дотации по тарифам на водоснабжение и на теплоснабжение будут профинансированы на 100%.
— Есть ли основания говорить о повышении тарифа на водоснабжение и водоотвод?
Р.И.: — В ближайшее время — нет. Но мы живем в таком мире, где все постоянно дорожает. Деньги подвержены инфляции. ГСМ дорожают. Электроэнергия для объектов промышленности дорожает: в прошлом году прирост ее цены составил 25%, в этом году — еще 8%. А это прирост и наших затрат. Государство поднимает минимальную зарплату. Предприятие, начиная платить большую зарплату, должно заложить разницу в себестоимости, соответственно, должна вырасти и стоимость товара, правильно? Вода будет дорожать. Но не сейчас.
— Какой сейчас уровень оплаты населения за услуги водовода?
Р.И.: — В среднем — 98%. Объединение на этот показатель никак не повлияло. Разве что сейчас средства поступают напрямую на счет ОКПП «Днепр-Кировоград», а не на счета водоканалов.
Кстати, у нас появилась дополнительная экономия по расходам на оплату за услуги банков при переводе средств с одного счета на другой, открытых в разных банковских учреждениях.
— Выше улицы Волкова водоснабжение осуществляется по графику. Когда в этом районе вода в кранах будет круглосуточно?
Р.И.: — На территории от 101-го микрорайона и до проспекта Университетского мы не отключаем водоснабжение, просто понижаем давление, чтобы набрать ночью воду в резервуар. Действующих резервуаров недостаточно для круглосуточной работы насосов. Как решить проблему? Достроить резервуары до проектной мощности. Для этого нужно соответствующее финансирование.
— Объединенный водовод не заинтересован подключить к сети пригородные дачные кооперативы? И людям польза будет (вода на дачных участках), и предприятию — выгода (увеличение количества клиентов).
Р.И.: — Мы готовы подавать воду на приусадебные участки и на дачные участки в границах существующих сетей водовода. Но наше предприятие само новые линии не прокладывает. Владельцы дачных участков должны скооперироваться, обратиться на предприятие, чтобы мы рассмотрели техническую возможность подключения (если возле участков проходит водопровод, к которому можно подключиться) и подсчитали стоимость работы в зависимости от диаметра и протяженности трубопровода.
С.С.: — Кроме этого, в планах ОКПП «Днепр-Кировоград» разработка проектно-сметной документации на подключение к централизованному водоснабжению села Знаменка-вторая. Там водовод проходит недалеко от села. Также есть возможность подключения к водопроводу поселка Новый. Чем больше мы подключим абонентов, тем больше будет объем подаваемой воды, соответственно, уменьшится стоимость ее производства.
Записал Александр Виноградов, «УЦ».
Уважаемые читатели «УЦ»!
Нет нужды лишний раз повторять, что любая реформа, тем более в ЖКХ – это множество вопросов, которые уже есть и еще появятся как грибы после дождя. Кому-то доведется на них отвечать – речь прежде всего о кировоградских реформаторах. Вместе с нашими коллегами из газеты «21-й канал» мы решили несколько месяцев, пока в областном центре будет реформироваться коммунальное хозяйство, поработать информационными волонтерами. Поможет, как всегда, «Горячая линия» Сергея Ларина. Схема простая. Вы задаете свои вопросы по телефону 0800500238, а мы – публикуем ответы специалистов ЖКХ, юристов и чиновников. Надеемся, они будут отвечать вовремя, понятно и честно. Спрашивайте и ждите ответов.