То, что джаз – это стиль жизни, в очередной раз доказали участники Cherkasy Jazz Quintet и их лидер Сергей Крашенинников. Каждый их концерт в Кировограде не похож на предыдущие, каждый – импровизация и новая программа. На сей раз черкасские джазмены выступили в областной филармонии вместе с потрясающим скрипачом Сергеем Охримчуком.
Казалось, само присутствие на сцене признанного маэстро этно- и джазовых импровизаций заводит музыкантов квинтета. Как-то по-особенному звучал в зале филармании саксофон Николая Евпака, в клочья рвали сердца зрителей виртуозные соло Валерия Кириченко и Сергея Крашенинникова. Описать словами музыку джаза невозможно, можно лишь говорить о впечатлении, об эмоциях, об овациях, о желании вновь и вновь наслаждаться вечными композициями Чарльза Паркера, Чика Кориа, Диззи Гиллеспи.
Апогеем, пиком концерта стала «Испания» гениального Чика Кориа. Это был такой высший пилотаж, который чаще случается не на концертах, а на фестивальных джем-сейшнах джазменов. Эх, жаль, не было кировоградских телевизионщиков в зале – ролик с этим хитом украинских музыкантов набрал бы огромное количество просмотров. А еще больше жаль, что в который раз партер и балкон не были забиты до отказа студентами и преподавателями музпеда, музучилища и музшкол. И жаль, что вновь пустовали «почетные места», которые наша филармония резервирует специально для чиновников, в том числе и от культуры.
Зато были овации благодарных зрителей и даже цветы. А после концерта – короткий разговор со столичным гостем Сергеем Охримчуком.
– Сергей, музыкальные критики, пытаясь как-то классифицировать вашу нестандартную манеру игры, назвали вас полистилистом. А как бы вы сами характеризовали свою игру?
– Мне интересна разная музыка. Любая музыка, в которой есть элемент импровизации. Это может быть и этно, и джаз, и авангард – все, кроме классики, где все выписано строго.
– Иногда от музыкальных гурманов можно услышать мнение, что, мол, скрипка – не самый джазовый инструмент.
– Да, с этим можно согласиться. Об этом говорили и известные джазовые композиторы. Говорили, а затем включали в свои произведения скрипку. На скрипке тяжело играть джазовые пассажи, но, к счастью, есть музыканты – исключения. Стефани Грапелли, например. Понимаете, есть скрипачи, а есть люди, которым нравится джазовая музыка и не важно, на каком инструменте они играют. И еще. Судьбина может саксофониста навсегда привязать к джазу, у скрипача такое случается очень редко.
– Вам довелось играть в самых разных проектах и с самыми яркими звездами Украины. С кем вам было наиболее комфортно играть?
– Все зависит от музыкальной задачи, которую надо реализовывать. Если говорить о самых известных именах… Слава Вакарчук, Олег Скрипка, Руслана… Со Славиком приятно играть, он хорошо чувствует музыку импровизации.
– А как вам играется с джаз-квинтетом Крашенинникова?
– С каждым разом все лучше и лучше. Честно говорю, мне очень классно играть с ребятами. Они очень сыгранные, все знают, все умеют, мгновенно реагируют. Но кроме того, что они – настоящие профессионалы, они еще и приятные люди.
Ефим Мармер, «УЦ». Фото «Перша електронна газета».