В начале следующего года кировоградских любителей музыки ждет большой подарок: концерт Государственного академического оркестра «РадиоБенд Александра Фокина» — одного из лучших джазовых коллективов современности. Точная дата еще не определена, но намерение музыкантов приехать в наш город — железное. Это подтвердил руководитель и дирижер джаз-бенда Александр Фокин в эксклюзивном интервью «УЦ», организованном при содействии уроженца Кировограда Виталия Делестьянова, играющего в составе «РадиоБенда». Кстати, если вы еще не знали, музыканты «РадиоБенда» принимают участие в создании фильма «Мы из джаза-2» — прямого сиквела популярнейшей картины 1983 года. О джазе, джаз-бендах, кинофильмах — читайте в интервью Александра Фокина.
В начале декабря Государственному академическому оркестру «РадиоБенд Александра Фокина» исполнилось двенадцать лет. Коллектив насчитывает пятнадцать человек: двенадцать музыкантов, две вокалистки и дирижер (он же: художественный и музыкальный руководитель, композитор, главный аранжировщик оркестра). Оркестр записал ряд видео- и аудиоальбомов, участвовал во многих совместных проектах с мировыми звёздами джаза. Как правило, на своих концертах музыканты Александра Фокина исполняют собственные оригинальные аранжировки лучших образцов мирового джазового наследия, авторскую музыку, вокальные и инструментальные версии популярных хитов.
— Александр Александрович, когда вы начали слушать джаз и почему именно джаз так вас «зацепил» — на всю жизнь?
— Джаз я впервые услышал достаточно рано, еще будучи школьником, хотя в то время эта музыка не была сильно распространена. Скорее всего, на пластинках, которые каким-то образом все-таки попадали к нам из-за рубежа. А начинал я как практикующий музыкант с рок-н-ролла и, наверное, с какой-то западной попсы. Но такую школу проходили все. Как музыкант, я имею многолетнюю практику игры на гитаре, на клавишных инструментах и, естественно, консерваторское дирижерское образование.
— В советские годы вам никогда не приходилось слышать в свой адрес: сегодня ты играешь джаз, а завтра — родину продашь?
— Ну, по возрасту я не такой старый и не застал те времена, когда музыкантам разгибали саксофоны. Мне повезло. В Доме культуры, где я начинал музицировать, был свой полный биг-бенд, который пытался играть джазовую музыку. И, однажды попав в это окружение, я уже не выходил из сферы джаза. Это было в Днепропетровске, откуда я родом. Днепропетровская школа подарила нам много известных джазовых музыкантов, которые затем вошли в антологию советского джаза за все его годы. Среди них были два человека, в свое время определившие любовь подрастающего поколения музыкантов именно к джазу. Один здравствует и сейчас, это дирижер и педагог Владимир Марховский, личность легендарная. Второй — мой первый дирижер, ныне покойный, Юрий Пивак. Эти люди воспитали в Днепропетровске огромное количество музыкантов, которые уже потом практиковали сами и, в свою очередь, воспитывали других музыкантов.
— Сейчас у вас в «РадиоБенде» почти половина состава — молодые люди 24-35 лет. Откровенно говоря, джаз — музыка не их поколения. Как они пришли в джаз? Или это просто профессиональные музыканты, которые умеют сыграть все что угодно?
— Дело в том, что ощущения джаза внутри себя — это то, что нигде не выучишь и за деньги не купишь. С этим нужно родиться. Я думаю, интерес к джазу никуда не пропадал, просто он вынужден был мимикрировать в зависимости от направления, в котором развивалась мейнстримовая популярная музыка, и от того, какой музыкальный стиль являлся приоритетным в тот или иной отрезок времени. Но джазмены были всегда. Меня очень радует, что нынешняя молодежь продолжает эстафету прошлых поколений. А моя задача как дирижера — помогать росту и развитию молодых музыкантов. Тот же пример вашего земляка Виталия Делестьянова свидетельствует о том, как сильно вырос он в моем оркестре за эти годы…
— Александр Александрович, какая публика обычно приходит на концерты «РадиоБенда»?
— Наша публика, будем говорить так, в основном из интеллигентного слоя общества, пусть он сейчас и тонкий. Это публика, которая понимает хорошую музыку и имеет к ней устойчивый вкус. Радует, что на наших концертах в зале много молодых лиц. Это правда. Наш оркестр соответствует пульсу двадцать первого века. Поэтому молодые ребята с удовольствием приходят на наши концерты, с удовольствием танцуют, и, как правило, уже на третьей пьесе «бисируют» стоя. Это хороший показатель того, что настоящая культура выживает, она точно не умрет.
— То есть вы включаете в свой репертуар также музыку в молодежных музыкальных стилях?
— Если хотите привлечь публику, не думайте, каким жанром музыки ее накормить, кормите ее хорошей музыкой. Это самое главное. Для меня показателем хорошего репертуара всегда было наличие в нем нестареющих джазовых хитов и не только с модным звучанием и современными аранжировками. Красивая музыка как настоящая классика — она никуда не уйдет. А когда в мире музыки появляется что-то новое, свежее, мы берем это в свой репертуар, если только это «новое-свежее» по своему уровню соответствует вечным мировым стандартам.
— Каковы критерии отбора городов, где ваш «РадиоБенд» дает концерты?
— Я приведу такого рода пример. 14 декабря у нас был концерт в Житомире. Там примерно такая же филармония, как в Кировограде, и города вполне сопоставимы. Еще до начала нашего концерта в Житомире были проданы все билеты. Я еще не знаю, как будет в Кировограде. Мы никогда здесь не играли. Но рассчитываем, что в вашем городе люди придут на концерт «РадиоБенда». Да и цены на билеты будут вполне демократичными. Мы для себя приняли простой принцип: всегда ставим ту минимальную цену билета, которая должна быть доступна нашей публике. Понимаете, да? Нашей — интеллигентной, культурной, просвещенной публике. Мы рассчитываем, что в Кировограде найдется 890 человек по числу мест в филармонии, которым будет интересно послушать классную музыку в исполнении одного из лучших сейчас в мире джазовых оркестров.
У нас в составе оркестра два человека — кировоградцы (клавишник Виталий Делестьянов и главный звукорежиссер Константин Пилипюк. — Авт.). Естественно, не только им, но и нам всем хотелось бы выступить на их родине. Это немаловажно, когда музыканты в какой-то степени отчитываются своим творчеством перед земляками.
— Александр Александрович, «РадиоБенд» — государственный оркестр…
— Совершенно верно, государственный академический…
— Бюджетного финансирования достаточно для того, чтобы, не отвлекаясь на «хлебные» вопросы, сочинять/играть музыку?
— На этот вопрос я всегда отвечаю так: государство нам очень даже помогает. Его позиция, по крайней мере, по отношению к моему оркестру всегда безупречна. За все годы я не получил ни одного отказа на любую просьбу о помощи. Пристойное финансирование позволяет нам держать высокую марку не только по зарплатам, но и по техническому оснащению. Все-таки у нас одна из лучших в мире коллекций музыкальных инструментов.
— На сайте «РадиоБенда» перечислены инструменты, на которых играют ваши музыканты. Некоторые инструменты — вообще единственные экземпляры в Украине, в Европе. Например, электроорган Hammond B-3, коллекция духовых инструментов от Bach и Selmer, электрогитара Ukrainian Strat от всемирно известной фирмы Fender и так далее…
— В этом вопросе я исповедую принцип максимализма: если ты хочешь получить настоящий саунд, ты должен играть на самых лучших инструментах.
Для музыкального коллектива очень важно, какие это именно музыкальные инструменты: от какой фирмы духовые, какие клавишные, какие барабаны. Потому что, еще раз повторюсь, от качества инструментов зависит общий саунд оркестра, а саунд каждого оркестра должен быть уникален. Будем в Кировограде — зрители это услышат.
У нас в оркестре хорошие инструменты практически с первого дня. Музыканты приходят, как Бог даст, — разного уровня, а инструмент всегда — только лучший. Но, когда ты принимаешь в коллектив настоящего музыканта и он берет в руки хороший инструмент, — сразу получается нужный эффект.
Понимаю, что не у всех музыкантов есть возможность владеть дорогим личным инструментом. Это правда. Тот же электроорган Hammond B-3 — инструмент коллекционный, был приобретен нами у одного из известных европейских коллекционеров в Германии. Кстати, все уникальные клавишные мы покупали у различных коллекционеров в Европе. Раритетные музыкальные инструменты находятся в идеальном состоянии и звучат соответственно. Такие инструменты не умирают, если к ним хорошо относиться.
— Вы являетесь продюсером фильма «Мы из джаза-2», занимались подбором актеров. В этой картине мы увидим персонажей оригинального фильма, их роли главные или второстепенные?
— Три персонажа первого фильма — герои Игоря Скляра, Александра Панкратова-Черного и Николая Аверюшкина (к сожалению, Петр Щербаков уже умер) — появятся только в начале картины, просто как некое напоминание о первой картине. Действия же фильма «Мы из джаза-2» (в мировом прокате фильм будет называться «Джазмен») происходит в Чикаго и Киеве непосредственно в наши дни, основные действующие лица — дети и внуки героев первого фильма.
— На главную роль пока что утвержден Артём Жульев (лидер московской группы Jazz Fabrique). В Украине не оказалось подходящего музыканта? А как ваш «РадиоБенд» задействован в картине?
— Дело в том, что кандидат на главную роль должен быть не только хорошим саксофонистом, он еще должен иметь определенную внешность и актерские данные. Но начнем с того, что все лучшие джазовые музыканты Украины все-таки играют у меня. Только они уже заняты каждый в своей роли, то есть в роли музыканта оркестра. Поэтому исполнителя на главную роль пришлось искать на стороне. Но, кстати, Жульев — украинец, уроженец Запорожья.
Оркестр — это основной коллективный герой фильма. Собственно, на нашем оркестре и строится вся киевская часть съемок. Музыканты играют практически во всех сценах фильма. Внутри оркестра происходят практически все события. Фильм «Мы из джаза-2» — о кухне создания настоящей музыки. Смотря картину, можно будет погрузиться в эту кухню, познакомиться не только с нашим оркестром, но и многими звездами мирового джаза, которые будут участвовать в этом фильме, играя самих себя. По сути, фильм «Мы из джаза-2» — это продолжение истории мирового джаза после «Серенады солнечной долины» Гленна Миллера и до наших дней…
Беседовал Александр Виноградов, «УЦ».
Було б дуже непоганим, пане Олександре (Віноградов), якби ми могли б дізнатися про час та місце проведення цього концерту. Або на сторінках газети, або тут, у блозі. Думаю, це вартий уваги був би концерт.
Особисто я дізнався про існування цього колективу, каюся, тільки від Вас. Але мені дуже цікаво. Ви заінтригували. :good:
В облфилармонии — 26 февраля, начало 18-30
24-го февраля!!!!!!!!!!