Иерусалим христианский.

И конечно,Иерусалим – самый святой город для всех христиан! Где еще, на улице можно увидеть такие вот указатели и таблички?!

(направление к могиле Лазаря)

(А это гробница Лазаря. Та самая. Конечно, пустая! Ведь Лазаря воскресил Христос!)

А это раскопанная археологами древняя улица Кардо. Времен Понтия Пилата. И Иисуса Христа! Пройтись по этим плитам… впечатляет.  А это раскопки на месте Овечих купален, где Иисус исцелил больного:

«2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.»

Недалеко — место, где родилась в доме родителей мать Иисуса, Мария:

Но конечно, главная христианская святыня – Храм Гроба Господня.

Это место почитали еще первые христиане. Оно тогда находилось вне стен города. Римляне же, правящие в те времена Иудеей, видя поклонение этому месту, по обыкновению устроили там свой языческий храм. В 135-м году, при императоре Адриане, здесь был построен храм Венеры. Иерусалим в то время, после иудейского восстания, был разрушен (в 70 м году н.э.) . Его даже переименовали в – «Элия Капитолина«, чтобы стереть всякую память о досадившем Римской империи городе.(Но кто сейчас помнит Элия Капитолину?)

Спустя 300 лет после событий, это место нашла византийская царица Елена, мать императора Констанстина, впервые сделавшего христианство ГОСУДАРСТВЕННОЙ религией. (Впрочем,это право у него оспаривают армяне. Армения приняла христианство на два года раньше Византии).

История принятия христианства Константином перекликается с историей киевского князя Владимира. Так, мать Константина стала христианкой, а ее сын какое-то время еще продолжал быть язычником. А бабушка Владимира, княгиня Ольга, стала христианкой, когда Владимир был еще ребенком. Но его отец, храбрый и воинственный князь Святослав,  не захотел принять новой веры. Язычником вырос и Владимир. Потом, через время, не без влияния бабушки-христианки, князь Владимир принял христианство и так же сделал его государственной религией Киевской Руси.

В молодости император Константин, накануне крупной битвы, увидел во сне видение креста на небе с надписью: «Сим победишь!». Проснувшись, Константин, находясь под сильным впечатлением от сновидения, наложил изображения креста на щит каждого из своих воинов. А вскоре после этого он, неожиданно для очень многих, одержал сокрушительную победу над своим противником и стал императором.

Его мать, Елена, тоже видела сон, «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми» .

В 325 г., в почти 80-летнем возрасте, она совершила паломничество в Святую землю вместе с епископом Макарием, названным – Иерусалимским. Там, после поисков и расспросов местных жителей, они провели раскопки и обнаружили пещеру.Там же были найдены три больших деревянных креста и табличка, на которой было написано: «Иисус Назаретянин, царь иудейский» – судя по всему, та самая табличка, которая, по повелению Понтия Пилата, была прибита к кресту, на котором был казнен Христос. Но она лежала отдельно, поэтому определить, на каком из трех крестов был казнен Христос, казалось невозможным.

Тогда Святая Елена с Макарием решили провести эксперимент. Стали прикладывать поочередно три креста к телу больной женщины. Первый крест не повлиял на нее. Второй тоже. Когда же приложили третий крест – больная исцелилась.Так они определили, какой именно крест был тем самым.

Построенный на этом месте храм Воскресения был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 17 сентября 335 года. В память об этом событии в православной церкви в этот день отмечается праздник Обновления Храма.

В 1009 году халиф Эль-Хаким разрушил храм. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.

В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле. Построенный в 1130-47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа. После взятия Иерусалима мусульманами, Саладин (Салах-ад-Дин) разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня. А в XIII веке Иерусалимом и самим Храмом некоторое время владел отлучённый от церкви император Фридрих II.

Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи-францисканцы. Им же принадлежит внутреннее убранство Кувуклии (Гробницы). (Придел Ангела в Кувуклии. На этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший Женам-мироносицам о Воскресении Христа (Мф.28:2-6). Это часть того камня.  Дальше — вход в саму Гробницу.)

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессией — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 часов утра до 9).

Это часто служило причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Это соглашение, принятое в 1852 году, известно как «статус-кво»(положение вещей) . Каждой конфессии отведены свои часы для молитв и даже ни один гвоздь не может быть вбит без всеобщего согласия.

На любой фотографии фасада Храма,на карнизе над входом,справа,видна деревянная строительная лестница.Это знаменитая «Вечная» лестница ! Когда подписывался договор «status quo«, её забыли убрать. А после подписания, убрать её стало невозможно. В результате, деревянная лестница всегда стоит над входом в Храм, когда же она приходит в негодность — её восстанавливают.

Этот договор определил границы, но не позволяет решить постоянно возникающие проблемы.

Так например, Кувуклия требует капитального ремонта, но этому противятся греки. После пожара 1809 в году именно они восстановили Кувуклию. С тех пор все надписи на ней сделаны исключительно на греческом языке, а доступ паломников и туристов к Гробу Господню регулируют только представители Греко-православной церкви. Разумеется они боятся утратить свое особое положение в принадлежащей всем конфессиям Кувуклие.

Необходимо так же построить новый общий туалет, но и его строительство зашло в тупик — на этот раз противятся армяне.

Власти Израиля требуют строительства пожарного выхода, а для этого необходимо согласие всех шести конфессий. Вопрос — на чьей территории его сооружать, не могут решить с 1996 года…

Вообще, за свою многовековую историю Храм Гроба Господня неоднократно переходил из рук в руки различных конфессий и мусульманских правителей, разрушался и восстанавливался снова. В 1927 году он сильно пострадал при землетрясении, но был сразу восстановлен.

Иерусалим христианский.: 4 комментария

  1. Нет места на земле для коммуникаций,надо опускать под землю.Святыни не выдерживают такого нашествия паломников.Когда в Мекке хадж,новости пестрят десятками задавленных.Были такие случаи в Иерусалиме?

  2. …ели верить, что резиденция прокуратора Иудеи Понтия Пилата был бывший дворец Ирода Великого, то хотелось бы побывать на том месте…
    Хотя в Севилье, в Испании есть так называемый дом Пилата, который по преданию вроде напоминает дом Понтия Пилата в Иудее…

  3. Мусульмане верят,что умерший во время хаджа автоматом в рай попадает…
    Про человеческие жертвы среди христианских паломников,из-за давки,не слыхал.
    Коммуникациям места на земле вполне хватает.Их вполне можно наладить,договориться просто не могут.Как это знакомо…

  4. Вообще-то,постоянная резиденция Понтия Пилата была в Кейсарии.В Иерусалиме он бывал наездами,и город не любил.

Добавить комментарий