Эта блестящая труппа выступает в нашем городе в третий раз. Дважды они давали «Поезд «Одесса-мама»», а в минувшую пятницу в театре имени Кропивницкого прошел премьерный показ спектакля «Одесса-мама-2, или Похождения бравого солдата Швейцмана».
На сцене были те же — Олег Филимонов, Руслана Писанка, Виктор Андриенко, Яков Гопп. Снова прекрасно пела юная Аня Ткач. В «Скайпе» на сей раз был Михаил Полицеймако. Вновь были убойные шутки и гротескные сцены. Но добавилось злободневности и актуальности. Все было завязано вокруг войны, которая идет на востоке Украины. Поэтому трагичных слов и сцен стало намного больше.
Пересказывать сюжет нет ни малейшего смысла, при желании в наши дни можно найти возможность посмотреть спектакль вживую или в записи. Лучше — вживую. Тогда вы будете смеяться и плакать так же, как смеялись и плакали мы — его зрители в прошлую пятницу.
После спектакля актеры признались, что он удался, игралось легко и на кураже, а зал был замечательным — отзывчивым и эмоциональным. В общем, наш зритель тоже оказался на высоте. А в качестве бонуса — разговор с Олегом Филимоновым, актером и продюсером, человеком, который придумал Мишу Швейцмана.
— Скажите, Олег, вы любите Швейка так, как люблю его я?
— Наверняка. Это была моя настольная книга в свое время. Я действительно очень люблю Гашека, в частности, «Похождения бравого солдата Швейка».
Люблю в этом произведении все, начиная от самого главного героя до сапера Водички и фельдкурата Отто Каца. Блестяще написано. Ты видишь всю абсурдность войны и абсурдность тех обстоятельств, в которых оказываются герои.
— Насколько актуально это сейчас в Украине?
— Это списанно с сегодняшнего дня, в этом гений Гашека, можно наложить кальку на сегодняшний день из того времени, из Первой мировой войны. В принципе ничего не поменялось, как видите.
— А почему?
— А потому что такая жизнь, такие на нашу долю выпали испытания.
— Это не мы такие, это жизнь такая?..
— Ну и мы, конечно. Мы же не в вакууме живем, не на Марсе, мы живем в конкретное время, в конкретной стране, которую лично я очень люблю… И никуда отсюда не уеду никогда. Ну если, в конце концов, не выгонят отсюда просто силой. Я люблю Одессу, я люблю Украину. И, понимаете, древние китайцы очень точно говорили: «Не дай Бог жить в эпоху перемен».
— А разве бывают другие эпохи?
— Бывают, конечно, бывают. Европа прошла свои перемены в определенное время, сформировались демократии, сформировались четкие законы, четкий порядок вещей, которые невозможно переползти, ни за деньги невозможно, ни за власть невозможно, ни за что невозможно. Понимаете? А у нас все это возможно. Возможно за деньги, возможно за договориться, возможно по блату. У нас пока не сформировался этот кодекс, свод законов, который неукоснительно нужно выполнять, невзирая на то, кто ты.
— От Гашека вернемся к сегодняшнему спектаклю. Как «Поезд «Одесса-мама»» доехал до станции № 2? Что общего в двух спектаклях и что разное?
— Все разное. Общее — только актерский состав. Он точно такой же, как в «Одессе-маме». «Одесса-мама-2» — это коммерческая часть названия. У меня были большие споры с авторами, потому что я настаивал на «Похождениях бравого солдата Швейцмана» без «Одесса-мама-2». Но в силу того, что у нас все решается в коллективе коллегиально, было принято такое решение и название.
Первый спектакль — о материнской любви, о любви мужчины и женщины и сыновней любви, а второй — это и о материнской любви, и о любви мужчины и женщины, и о любви к Родине, как бы пафосно это ни звучало. Я не сильно люблю пафос, вообще его не люблю, но это именно так.
— В спектакле присутствует военная тема, и причем она злободневно военная. Что вы, авторы, хотели сказать по поводу войны нынешней?
— Во-первых, мы хотели сказать, что война — это очень плохо, что в любом случае война — это крайняя мера. Лучше всего до этого не доводить. Но уж коль скоро она есть, то надо Родину защищать. И мой герой — больной, старый, у которого «некролог в диагнозе», как ему говорит один из героев пьесы, немножко ненормальный одесский еврей произносит главную фразу этого спектакля, когда его жена не отпускает в армию и говорит: «Это идиотизм. Ты умрешь там на фронте, ты даже не дойдешь до передовой! Ты идиот!..», отвечает: «Да, я идиот. Но если такие идиоты не будут защищать эту землю, то умные ее точно не защитят!» Это основная фраза этого спектакля, основной посыл.
Там полный перевертыш у нас, понимаете? Он платит деньги на медкомиссии, чтобы его признали годным, платит деньги в военкомате, чтобы его взяли, но по итогу он оказывается нормальнее всех нормальных. И я считаю, что тема правильно нами поднята, я много общаюсь со зрителями, мы приглашаем на наши спектакли обязательно ребят из госпиталей, из АТО, которые реабилитацию в Одессе проходят, и все они говорят, что это очень точно.
— Как реагируют на этот очень одесский спектакль не в Одессе?
— Мы давали уже достаточно много раз по стране этот спектакль. Провели премьеру в Одессе и сразу повезли в Харьков. Причем специально мы везли его в Харьков, потому что Харьков — это граница, это север, там много русскоязычного населения, мы хотели это показать там. И очень сильно опасались, как люди будут реагировать. Люди реагировали потрясающе. На сцену вышел мужик, вручал Анечке цветы — девочке, которая поет у нас в спектакле, и я вижу, он какой-то такой, как заплаканный. Я говорю: «Мужчина, что случилось?» А он говорит: «Это про меня». А ему лет 50. Его, видать, не брали, но он пошел добровольно и воевал. «Это про меня», - он сказал. Вы понимаете? Это дорогого стоит на самом деле. То есть это показатель того, что мы очень правильную штуку делаем.
— Теперь не о спектакле, но об Одессе. Мы с вами регулярно встречаемся в социальных сетях, чаще всего на страничке Натальи Жванецкой.
— Да, Наташа, да, моя подруга.
— В этой связи: какой сейчас Жванецкий?
— Ой, вы знаете, он потрясающий! Я с ним совсем недавно общался, буквально 2,5-3 недели назад, он еще был в Одессе, вот, мы у него дома были, обедали с ним. Он в потрясающей форме, в потрясающей рабочей форме. Очень много написал за лето. Он пишет в основном в Одессе. А читает везде. К сожалению, я не попал на финальную читку, потому что был уже за границей. Он там созвал человек 70 друзей, знакомых, в общем, накрыл поляну и читал то, что он написал за лето. Он в очень хорошей форме, написал много вещей философского характера, и не только смешных, но каких-то глубоких и тонких. Вообще он, конечно, гениальный, абсолютно гениальный человек. Мы выпили с ним, и он мне рассказывал о своих встречах с Иосифом Бродским, с Барышниковым, с Высоцким. И я ему говорю: «Михалыч, это все надо записывать, все надо записать». Он мне говорит: «Филимон, это не мой жанр!» Невероятно интересно слушать.
— Завидую белой завистью. Напоследок — о еще одном вашем спектакле, который называется «Ураган по имени Одесса». Вы играете его давно, но к нам его не привозили. Можно надеяться?
— Ну я думаю, что да, наверное, можно надеяться. Я играю «Ураган…» с двумя партнершами, очень хорошими, обе прекрасные актрисы. В Одессе играю с Юлей Скарбой, очень хорошая актриса одесская из русского театра, а по Украине и в Киеве я его играю с Наташей Сумской, народной артисткой Украины, тоже замечательной. Ну там совершенно потрясающие темы. Вам понравится.
Беседовал Ефим Мармер, фото Олега Шрамко, «УЦ».