Начало романа Дона Аминадо «Поезд на третьем пути», наверное, знают большинство взрослых кировоградцев, даже те, кто самого романа не читал, — уж очень красиво, вкусно, узнаваемо писал о родном городе Аминадав Шполянский. И каждого, кто читал о его «городе на трех китах», переполняла гордость за свой город — такой изменившийся и такой узнаваемый спустя столетия…
Дон Аминадо и Владимир Винниченко, Арсений Тарковский и Юрий Яновский, Юрий Олеша и Иван Карпенко-Карый, Александр Жовна и Алексей Корепанов, Ольга Полевина и Василий Бондарь — писатели-земляки не только позволяют нам увидеть родной край по-новому, но и дают дополнительный повод гордиться тем, что мы — кировоградцы. Увы, большинство этих имен люди узнают в основном уже будучи взрослыми, школьники могут услышать от родителей, что вот тут, мол, жил Арсений Тарковский или Валерий Гончаренко (если родители, конечно, сами в курсе), но в школе их творчество не изучают. И это совершенно парадоксальное явление, поскольку с незапамятных времен в школьной программе по украинской литературе выделяется четыре часа в год (с 5 по 11 класс) для изучения литературы края. А нам в Кировоградской области есть что изучать.
Увы, кроме выделения этих четырех часов, говорит учитель-методист школы №26 Вера Соколова, министерство больше ничем не помогло учителям. То есть никакой программы или хотя бы рекомендаций по литературе края никогда не было, и каждый учитель действовал по своему усмотрению: в лучшем случае выбирал писателей из ближайшего окружения, в худшем — просто тратил эти четыре урока на что-то другое.
— Я немного покритикую министерство, — говорит Вера Владимировна. — В рекомендациях этого года нам предлагают на уроках литературы края в пятом классе «рассматривать творчество сверстников учеников, их земляков». То есть учитель должен выбрать детские стихи по своему усмотрению и учить детей, что это и есть литература родного края…
Первым, как рассказывает Вера Владимировна, на эту проблему обратил внимание профессор Леонид Куценко еще в 90-е годы прошлого века. Он составлял ориентировочные программы «До храму власної культуры», выступал перед учителями-словесниками, объясняя, что не любое местечковое графоманство может считаться литературой, и начал работу над хрестоматией литературы края. И эта хрестоматия вышла в свет — правда, через много лет после смерти Леонида Васильевича (ее составил председатель Кировоградского областного союза писателей Василий Бондарь).
В 2011 году в издательстве «Мавик» вышел двухтомник «Блакитні вежі» (образ взят из новеллы Юрия Яновского), в который вошли произведения сорока пяти поэтов и тридцати прозаиков. Это первая и пока единственная хрестоматия литературы края в нашей стране, больше ни в одной области ничего подобного нет! Увы, сегодня купить эту книгу невозможно. Да и сразу было почти невозможно, книга вышла смешным тиражом — 510 экземпляров (только учителей украинской литературы у нас в области 1340, а ведь хрестоматию разобрали и во все библиотеки). Двухтомник сразу же расхватали продвинутые учителя из Кировограда, которые знали о готовящемся выходе хрестоматии. Ну а кто не успел… Почему? Конечно, изначально издание было дотационным и продавалось по смешной цене — 40 грн. за оба тома. Но Вера Владимировна уверена, что большинство учителей-словесников купило бы хрестоматию и за 100, и за 150 грн. Думаю, многие неучителя тоже бы купили. Я бы, например, с удовольствием имела такую хрестоматию дома… В электронном варианте я «Блакитні вежі» не нашла. А жаль, насколько позволяет судить беглый просмотр, хрестоматию было бы интересно почитать: сюда включены и украиноязычные, и русскоязычные писатели как позапрошлого века, так и современные, пишущие для детей и для взрослых.
Как объяснил директор издательства «Мавик» Валерий Добробатько, мы далеко не первые, кто обратился к нему с вопросом о «Блакитних вежах», книга действительно была бы востребована, и «Мавик» с удовольствием допечатал бы дополнительный тираж, но права на хрестоматию принадлежат облгосадминистрации.
— Прекрасно, что эта хрестоматия вышла, — говорит начальник отдела прессы и информации ОГА Евгения Шустер. — Это большой прорыв, но… Переиздавать ее в таком виде я, честно говоря, не вижу смысла. Второе издание нам бы хотелось видеть немного другим, таким, как у нас получалась «История края», — светлее, теплее, привлекательнее во всех смыслах, и с точки зрения содержания, и с точки зрения оформления. Чтобы это была книга для школьников, которую дети будут с удовольствием читать. Над хрестоматией нужно еще работать, и, скорее всего, это будет большой проект к 80-летию области.
Но хрестоматия — это еще не все. Учителю ведь недостаточно иметь тексты, ему нужно знать биографии, прочесть какие-то критические статьи и т.п. Двенадцать кировоградских учителей литературы под руководством той же Веры Владимировны Соколовой за год разработали методическое пособие для учителей с готовыми конспектами уроков и ориентировочную программу на основе хрестоматии «Блакитні вежі». И если сама хрестоматия — это просто сборник текстов, то в программе, составленной учителями-практиками, все сразу ясно: в пятом классе — сказки Сухомлинского, детские стихи Антонины Царук и Тамары Журбы, в восьмом — приключенческая, фантастическая и юмористическая литература, в одиннадцатом — театральное искусство и киноискусство.
Увы, если хрестоматия пусть минимальным тиражом, но все-таки вышла, и мы можем надеяться, что когда-то ее допечатают, методическое пособие существует только в электронном виде. Хотя оно утверждено кировоградским городским центром методической и социально-психологической службы и в принципе уже могло бы использоваться в школах.
Может быть, найдется кто-то, кто поможет учителям издать их труд? Они ведь работали над ним не корысти ради, а исключительно для того, чтобы наши дети знали нашу литературу и могли гордиться нашими писателями…
Ольга Степанова, «УЦ».