Много лет назад молодые люди в отутюженной летной форме, с набриолиненными волосами и залихватски пристроенной на макушку фуражке стояли на летном поле кировоградского аэродрома и с замиранием сердца ждали, когда же будут названы их фамилии. Курсанты получали летные свидетельства, путевку в небо и, конечно, переживали. Как сложится их дальнейшая жизнь? Каково оно — быть не ведомым, а ведущим? Распределения были на руках, и вот уже через несколько дней вчерашние студенты покинут свою альма-матер, Кировоград, который стал родным домом кому на два, а кому на целых четыре года. Еще немного — и они разлетятся, как птицы, кто куда — будущих летчиков, штурманов, инженеров ждали Махачкала, Владивосток, Москва, Киев, Рига…
Не думали, даже предположить они не могли, что вместо привычных АН-26 большинство из них будут управлять огромными американскими «Боингами», а вместо заветных прибалтийских курортов для них обычным делом будет провести недельку-другую в Майами, Гонконге или на острове Тенерифе… Не знали тогда молодые ребята, что жизнь круто изменится, пройдет время, и они станут гражданами разных стран, но, несмотря на клятвенные заверения не теряться, переписываться, перезваниваться и приезжать друг к другу, встретятся только через много-много лет.
28 октября 2011 года эти люди так же стояли на кромке знакомого аэродрома. Успешные, состоявшиеся мужчины с легкой или густой проседью, но такими молодыми глазами съехались в Кировоград со всего мира и не могли скрыть мальчишеской радости при виде друг друга. В этот день ГЛАУ отмечала свой 60-летний юбилей.
С самого утра у дверей летной академии толпился народ. Привычная суета пятничного учебного дня была нарушена громкими возгласами гостей. Нынешние курсанты украдкой смотрели на своих предшественников, а те, ни на кого не обращая внимания, по-мужски, крепко обнимали друг друга и удивлялись, если не узнавали своего соседа по комнате…
Навестить свою альма-матер приехали более двухсот бывших выпускников — самая что ни на есть воздушная элита СНГ. Наши выпускники сейчас живут и работают в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске, Сургуте, Баку, Тбилиси, Ашхабаде, Душанбе, Туркменбаши, в Германии, Болгарии, Африке, Вьетнаме, Сингапуре, Вильнюсе, Риге. Кстати, прибалты, не изменяя традициям, вошедшим в анекдоты, и тут припоздали. Периодически отзванивались и говорили, что все еще едут… Большинство из них — уважаемые, сделавшие головокружительную карьеру люди: директора ведущих авиакомпаний, владельцы самолетов малой авиации, командиры воздушных судов, облетавшие весь мир, работники министерств Гражданской авиации, удачливые предприниматели, действующие диспетчеры, инструкторы. А некоторые, оставив за спиной целую жизнь, наполненную риском, удачами, потерями, вышли на пенсию, обзавелись хозяйством в деревнях и вспоминать, что было в прошлом, не хотят. Режим секретности службы, верят, никто не отменял…
Бывшие выпускники прошли строем по березовой аллее, которую сами высаживали лет тридцать назад в рамках воспитательно-патриотической работы. Надо заметить, что строевая подготовка, впоследствии упраздненная в летном училище, сыграла свою роль. За несколько десятилетий наши гости не забыли, как это — маршировать в ногу, строем, и показали настоящий мастер-класс нынешним слушателям. Березовая аллея в этот день пополнилась еще тремя деревцами, посаженными в честь Героев Советского Союза, которые непосредственно были связаны с Кировоградом. Этих героев выпускники хорошо знали и сами…
Празднование продолжилось на аэродроме. Там гостей ждали театрализованная постановка и выставка авиационной техники: от первых самолетов советской авиации до поколения next — воздушных кораблей, которые есть в активе ВВС Украины сегодня.
ГЛАУ — выпускники, нынешний преподавательский состав и ветераны — принимала поздравления. Нотки ностальгии звучали в, казалось бы, официальном выступлении командира Воздушных сил ВВС Украины — заместителя министра обороны Сергея Онищенко. Он, кстати, в свое время закончил школу в Кировограде и без проблем поступил в КВЛУ ГА. Но как-то быстро понял, что гражданская авиация — не совсем его призвание, что больше манит военная авиация, и перевелся в другой вуз. Но родной город и первые студенческие дни помнит хорошо, поэтому не упустил возможность и приехал на юбилей. К поздравлениям Онищенко присоединился его предшественник, генерал-лейтенант Ярослав Скалько. Поздравил вуз и еще один почетный гость — Александр Галуненко, Герой Украины, заслуженный летчик-испытатель СССР, который, в частности, испытывал легендарную «Мрію».
Так называемый паркет — официальная часть, к счастью, надолго не затянулась. ГЛАУ поздравили губернатор Сергей Ларин, председатель облсовета Николай Ковальчук, мэр Кировограда Александр Саинсус, начальник областного управления МЧС Виктор Федорчак. С благодарственным словом выступил ректор академии, новоиспеченный доктор наук Сергей Неделько. Выпускники же, по очереди поднимаясь на сцену, с гордостью говорили о том, что они счастливы и благодарны судьбе за возможность учиться в лучшем летном училище Советского Союза и постсоветского пространства. Что образование КВЛУ ГА до сих пор ценится во всем мире, а тогда летное свидетельство, выданное в Кировограде, однозначно означало — тебя готовы принять ведущие аэропорты Союза. Эта «корочка» действительно стала для всех них той самой, не пресловутой и не банальной, путевкой в небо.
Жизнь и судьба каждого из приехавших на юбилей вуза выпускников — тема отдельных материалов и публикаций, настолько она интересна и полна неожиданных поворотов. Но газетная площадь не в состоянии разместить рассказы всех пилотов, с которыми посчастливилось пообщаться корреспонденту «УЦ». Поэтому нашими героями станут несколько человек, но их истории, уверена, являются зеркальным отражением многих судеб того времени и профессии.
Сергей Поляков, командир «Боинга-737» авиакомпании «Аеросвіт», закончил «летку» в 1991 году. Выбора у молодого человека не было: папа штурман, мама — авиационный медик, брат — будущий пилот.
О том, что Союз распадается, молодые пилоты тогда даже не думали, хоть по-диссидентски с желто-голубыми флагами ходили и кричали что есть сил «Ми за вільну Україну!». Выпустились, разъехались по СССР кто куда. «На нас был большой спрос. В вуз приезжали “покупатели”, выбирали себе пилотов на “аны”, “тушки”. Вначале “разбирали” краснодипломников, потом уже хорошистов. Но все равно все были пристроены», — говорит Сергей Владимирович.
Он начинал свою карьеру в Днепропетровске. Но через несколько лет работы не оказалось. Крах страны, крах авиации. Надо было искать себе применение самостоятельно. До 1995 года Сергей еще по странам СНГ кое-как полетал, а потом решил: «Хватит выживать». И подался за рубеж, где работал на прямых контрактах в Венгрии, Мавритании, Экваториальной Гвинее. Так и пролетал до 2004 года. Повидал всякое. Но на вопрос о самых ярких воспоминаниях отвечает искренне: «1987-1991 годы, годы учебы. Это было самое лучшее время, отличный профессорско-преподавательский состав. Как же было здорово!»
Его друзья по выпуску не хотят называть свои фамилии, не привыкли, что о них пишут в прессе.
«Вы, главное, скажите, что годы учебы были настоящей сказкой! Поступать было сложно — 23 человека на место, отбирали самых лучших. Мы учились в удовольствие и в самоволки ходили с удовольствием. Раньше здесь же забор стоял, и “вырваться на волю” было большой проблемой. Так мы уже знали “тропы”, через наше окно (показывает на окно с решетками, что на первом этаже одного из общежитий. — Авт.) — оно тогда без решеток было, все выпрыгивали. Я привык, что через мою кровать идет дорога на свободу, мог спать, а другие через меня переступали», — говорит один потомственный пилот, дедушка которого в войну на ИЛ-2 летал, а папа — позже, в мирное время на ЯК-40.
— А как мы в Малой Виске жили! Это практика была. Но мы уже свое отлетали, а нас в Кировоград все почему-то не забирали. Холодно, помню, было, делать нечего. И нас местные жители «эксплуатировали»: то крышу починить, то забор поставить. Все заборы в Малой Виске были наши, — смеются летчики. — Как сегодня было не приехать?! Мы шли к этой встрече целых 20 лет!
Андрей Галдобин прилетел на юбилей летной академии из Махачкалы. Он закончил ГЛАУ в 1986 году. Говорит, на двадцатилетие выпуска не смог приехать, работал в Иране, а сейчас все бросил и таки вырвался на несколько дней. Говорит, чтобы дали отпуск, сумасшедшую нагрузку на себя брал, во время хаджа по 2-3 рейса в день выполнял. Устал жутко, а здесь отдыхает душой.
— Мы с ребятами нашли нашу комнату. Там ничего не изменилось, даже наши обои остались. Помню случай — летнюю сессию сдали и отпрашиваемся, чтоб пораньше домой уехать, а нам говорят: «Вот ремонт сделаете, и свободны!» Так мы в 7 утра проснулись и давай клеить, красить… За пару часов справились и в тот же день на вокзале были…
На распределении Андрея спросили: «Куда хочешь?» «В Ростов, — ответил он, — к родне». Но свободных мест не было, и наш собеседник попал аж в Махачкалу, где работает до сих пор.
— Мы были странным поколением, по нынешним меркам. Мечтой жили, понимаете?! Пацанами, романтиками какими-то, работали не за деньги! — в один голос говорит еще одна группка выпускников, присоединившихся к разговору. — Приходили совсем мальчишками, в 17 лет, дурными. Некоторые не выдерживали жизни в этой системе, дебоширили, и система их выбрасывала. А в 19 лет мы уже становились настоящими офицерами. 5% выпускников забирали в Военно-Воздушные силы Союза, куда только нас ни увозили — от Крыма до Северного флота.
— Я служил в Казахстане, возле Байконура, — рассказывает выпускник, закончивший училище в 1968 году, который представился лаконично Николаем. — Мы тогда в комбинезонах ходили, это была отличительная черта военных авиаторов. Жара +400, сразу мокрым становишься. А надо выглядеть отлично. Вот и носили за собой «сменку»…
Жизнь у Николая была яркая. Он неоднократно выполнял секретные задания, о которых и сейчас говорит только намеками. Понятно, что это были военные операции, но о деталях не распространяется. Вместо этого просит вспомнить своих инструкторов Владимира Черноскулова, Михаила Одинокова, Виктора Вылейко, Юрия Ермакова, Георгия Анохина, в активе которых был налет более 20 тысяч часов … И перед остальными, кого в спешке не назвал, просит искренне извиниться…
Николай Полтавцев, пилот 1969 года выпуска, говорит, что главное в учебе — это системная подготовка. В то время выпускали пилотов после 250 часов налета, как минимум, сейчас же, к сожалению, после 160 часов, проведенных в небе, человек может работать инструктором…
— Правда, что курсанты были самыми завидными женихами?
— Да, — смеется. — Мы «курировали» музучилище, пединститут. Лучшими танцорами в городе считались. Вот я с женой в Кировограде во время учебы познакомился, уже 40 лет вместе.
Николай признается, что пошел учиться в «летку», чтоб посмотреть другие страны: «Союз, если точнее. На БАМе побывать — это же здорово! И подальше от родителей хотелось. На Север полетишь, денег заработаешь, домой с гордостью возвращаешься…»
Мечта Николая сбылась. Он облетал весь мир. Говорит, не был только в Австралии и в Антарктиде.
— Я летал на грузовых самолетах. В Уганде, в Конго по семь, по тринадцать, по восемнадцать месяцев жили. Помню, в Анголе, где советские войска участвовали в военной операции, надолго застряли. Но как только был подписан мирный договор, в нас нуждаться перестали. Как домой будем добираться, никого не интересовало…
Всякое, говорит, в жизни его и его друзей случалось. И друзей хоронили — один парень с курса разбился прямо на практике… Даже тюремные истории были. Об этом беспрецедентном случае рассказывает товарищ Николая, Сергей Гиль, командир экипажа. Он с 29 октября 2010 года по 29 апреля 2011 года просидел в грузинской тюрьме.
— Мы выполняли перевозку груза из Киева в Таджикистан, все легально, президенты обеих стран были в курсе (по намекам стало понятно, что везли оружие. — Авт.). Вылетели из Киева, сели в Батуми заправиться. Тут нас и задержали. Я просидел 105 дней в камере-одиночке. Пробыл в карцере 10 суток. Вы себе представить не можете, в каких условиях нас держали. В камере 48 человек и 6 кроватей. Суп ели руками. На суд прилетела жена. Ей стало плохо, когда она меня увидела, — троих заключенных охраняли 24 автоматчика в масках…
— И как вас отпустили?
— Нам пришлось признать свою вину. Дали условный срок 10 лет. Дипломаты, правительство не очень о нас беспокоились…
— И вы сейчас продолжаете летать?
— Да. Но в Грузию ни ногой… А в Кировоград — с удовольствием!
Анна Кузнецова, фото Сергея Осадчего, «УЦ».
СЛАВА НАШИМ ПИЛОТАМ!
Аллею, о которой иупоминается в статье, сажала 7 рота (первый выпуск штурманов КВЛУГА) весной 1981 года (т.е. 30.5 лет назад). Было посажено 19 деревьев — по количеству Героев Советского Союза, проживавших в то время в Кировоградской области. За прошедшие годы 4 дерева погибли (именно на их месте посадили молодые деревца 28 октября). Памятную табличку из нержавеющей стали украли. Надпись на ней выгравировал Валентин Ганн, который сейчас живет в Германии. Вдохновителями и организаторами посадки аллеи были комсорг роты Александр Кикоть и командир роты Сергей Наумович Баранов.