Понятие «политические технологии» настолько прочно вошло в нашу жизнь, что стало даже у «пересiчних громадян» вызывать вполне конкретные ассоциации. Скажем, с промышленным производством. В этом случае «политтехнология» подразумевает наличие и «техпроцесса», и «технологов», и «ведущих технологов», и даже «главного технолога».
С моей точки зрения, «главными политтехнологами» — специалистами по активному влиянию на общественное мнение — не становятся, ими рождаются. Слишком многие знания и подходы должны быть синтезированы в одной голове, чтобы полученная цель была достигнута. Поэтому такие головы — товар штучный и редкий. Как правило, проверкой профессионализма пиар-менеджера служат очередные выборы, а победа своего кандидата гарантирует пиарщику взлет карьеры и востребованность в дальнейшем. Все остальные — уходят в аутсайдеры…
Среди тех, кто наиболее ярко «засветился» в ходе последней избирательной кампании, — Олег Медведев. Успешный журналист, аналитик и редактор активно работал в команде Виктора Ющенко и заслуженно получил свой «лавровый венок». Впрочем, долго почивать на лаврах он не собирается — не далее, чем до осени. Как, впрочем, не собирается пока писать мемуары о ставшей уже достоянием истории кампании по выборам президента Украины 2005 года.
— Во время президентской избирательной кампании коллеги-журналисты неоднократно называли вас руководителем PR-кампании Виктора Ющенко. Насколько соответствует действительности cтоль высокое звание?
— Абсолютно не соответствует, потому что нет ни одного человека, который мог бы называть себя, скажем так, автором образа Виктора Ющенко. Это был плод совместных усилий достаточно большого количества людей думаю, как минимум, двух десятков. Каждый из которых на вверенном ему участке генерировал идеи и обеспечивал их реализацию. Вы говорите, что кто-то таким образом отзывается обо мне. Я тоже это слышал. Но куда более прискорбно, когда в прессе люди сами себя называют творцами избирательной кампании Виктора Ющенко. На самом деле был яркий и сильный кандидат, были руководители штаба, и было много людей, которые предлагали разные идеи и разные решения для избирательной кампании. Поэтому это плод коллективного творчества. А если кто и может претендовать на особую роль в успехе этой кампании, то это, безусловно, только сам Виктор Андреевич Ющенко.
— Насколько сложно было работать с кандидатом в президенты Виктором Ющенко?
— Сложно было вести кампанию вообще. Сложно было работать не с кандидатом Ющенко, а с президентом Кучмой, главой его администрации Медведчуком, с кандидатом Януковичем, подцензурными телеканалами, грязными беспринципными московскими политтехнологами, которые просто рвали страну на куски. А с самим Ющенко было работать достаточно приятно, хотя, конечно, для пиарщика он клиент в определенной степени сложный. Есть такая категория политиков, как, например, Путин в России, который с удовольствием воспринимает различные рекламные ходы. По большому счету он является пиар-президентом России, который достаточно живо откликается на любое предложение сделать что-нибудь, чтобы подыграть общественному мнению. В принципе во время избирательной кампании политик так и должен поступать, но у Ющенко всегда была грань между необходимостью влияния на общественное мнение и его личными убеждениями. Заставить его перейти эту грань было практически невозможно. То есть ему предлагались разные варианты — допустим, смягчить свою позицию по Единому экономическому пространству или еще каким-то вопросам. Где-то он шел навстречу таким предложениям, но никогда не заходил за черту, когда можно было бы говорить, что ради пиара он поступился какими-то принципами.
— Я наблюдал за вами в ходе всей избирательной кампании, и меня многие вещи удивляли. Вы — человек достаточно сдержанный, корректный, склонный к философским обобщениям, — зачастую во время прямых эфиров демонстрировали бойцовские качества. Неужели так сильно достали противники?
— Это были очень тяжелые выборы. Была война с противником, который не признавал никаких норм и правил ведения боя. Может быть, читатели мало об этом знают, но даже в том, что касается войны, на уровне международного права разработан целый комплекс правил ее ведения. Даже здесь существуют ограничения, которые нельзя нарушать. Для команды Кучмы, Януковича и Медведчука таких граней не существовало. У них не было никаких «женевских конвенций». Они «стреляли» просто на поражение. А то, что они вбросили в кампанию темы, расколовшие страну на части, и всё ради победы своего кандидата, вообще можно сравнивать с применением ядерной бомбы.
— Мемуары когда-нибудь напишете об этом?
— Когда-нибудь, когда стану совсем стареньким… Но пока я еще слишком молод, чтобы писать мемуары. К тому же, если сейчас буду писать воспоминания, больше никто меня ни в какие избирательные кампании приглашать не будет.
— А какой момент лично для вас был самым трудным?
— Самый трудный период избирательной кампании наступил после отравления Виктора Ющенко. Представьте себе картину: полная информационная блокада, колоссальная дезинформационная машина, огромные административные ресурсы — и при этом на продолжительное время из избирательной кампании выбывает сам кандидат. Ведь до того прошел достаточно успешный тур Ющенко по южным регионам. Я думаю, возможно, в чем-то он и стал последней каплей, после чего было решено-таки отравить Виктора Андреевича. Так что самый тяжелый период избирательной кампании начался именно тогда…
— Что обычно делает пиар-технолог, пиар-менеджер между избирательными кампаниями? Что конкретно сейчас делает Олег Медведев?
— Сейчас я редактирую интернет-сайт «Обозреватель». На сегодняшний день по посещаемости «Обозреватель» — информационный сайт номер один. Это полноценная газета, которая отличается от привычных нашим гражданам изданий только тем, что написанное в этой газете не ложится на бумагу, а сохраняется исключительно в виртуальном пространстве.
С осени я надеюсь поучаствовать в парламентской избирательной кампании, главной задачей которой будет не допустить реванша кучмистов. После этого, думаю, позволительно будет сделать себе длительную паузу в политико-технологических упражнениях. Тем более, что ближайшими после парламентских выборов весной 2006 года будут президентские на стыке 2009-2010 годов.
— Ну и самый важный вопрос текущего момента: стартовая решетка парламентских выборов. Кто в ней на какой позиции, по аналогии с Формулой-1?
— Я слабо разбираюсь в Формуле-1, но пока, как свидетельствуют все социологические опросы, власть пользуется значительным перевесом над новой оппозицией, над остатками команды Кучмы-Януковича-Медведчука в ее различных фрагментах. Пока ситуация складывается достаточно благоприятно для того, чтобы нынешняя власть в целом выиграла парламентские выборы 2006 года.
Социологи отмечают, и совершенно правильно, что парламентская кампания и те партии, которые будут в ней участвовать, на этот раз будут отличаться более высокой, чем обычно, персонификацией. Они еще больше будут завязаны на своих лидерах. Скажите, почему развернулась такая дискуссия, может или не может Виктор Ющенко возглавить избирательный список «Нашей Украины»? Потому что у партии «Наша Украина» нет другого лидера, который мог бы обеспечить ее победу на парламентских выборах. Потому в наиболее удачной стартовой позиции, безусловно, находятся два политика: Ющенко и Тимошенко.
Сейчас дискутируется вопрос о том, в каком формате они будут выступать на грядущих выборах, — единым списком или разными. С моей точки зрения, с технологической точки зрения, сегодня говорить об этом еще рано, так как минимум за полгода до парламентских выборов нужно будет смотреть на конкретный расклад сил. Может быть такая ситуация, когда выгоднее, технологичнее будет идти единым блоком. Возможно, осенний срез общественного мнения покажет, что более правильным и более успешным был бы поход несколькими колоннами.
Ну и, наконец, не стоит сбрасывать со счетов то, что в окружении Президента есть люди, которые ведут системную подрывную работу на разрушение персональных отношений Ющенко и Тимошенко. Которых беспокоит растущий рейтинг Юлии Владимировны и которые извращенным способом пытаются преподнести это Президенту. Закрывать глаза на этот фактор и говорить, что он не повлияет на то, какие решения будут приняты по формату участия в парламентских выборах, тоже не стоит. Я очень рассчитываю, что, несмотря на субъективные факторы, Президент и премьер смогут сохранить партнерские отношения и выступить на парламентских выборах сообща. Что, кстати, вовсе не означает — одним списком. Сообща можно продвигать и несколько списков. Это вопрос технологии и конкретного социологического расчета.
Заказные статьи — печатный материал о том или ином субъекте, объекте, явлении, ситауции и т.д., который пишется за деньги или другие виды материального и нематериального поощрения.
С честными принципами журналистики понятие конфликтует. Остается на совести редакционной политики СМИ.
Г.А. Еще раз. Почитайте о пиаре. "мочилово" — не есть пиар, точно также, как "заказные" статьи — не журналистика! (Думаю, А.Б. меня поддержит). Это у нас испохабили слово пиар. И кроме как со словом "черный" он не с чем не ассоциируется. Ну почему я должен заниматься просветительством??? Вот, что дает Глоссарий.ру: PR — Отношения с общественностью — система связей фирмы с общественностью, прессой, выборными учреждениями и общественным и организациями. Деятельностью по организации общественного мнения:
— обеспечивает фирме благожелательной известности;
— формирует представления о фирме как об организации с высокой гражданской ответственностью; и
— противодействует распространению неблагоприятных слухов и сведений.
Черный PR — методы и технологии public relations:
— противоречащие закону и не соответствующие этическим и моральным нормам общества;
— направленные на намеренный подорыв репутации конкурента;
— использующие подкуп журналистов, компромат или собранную незаконными методами информацию.ПОНЯТНО???
2 Г.А,:
— Ну на Януковича трудно сейчас ушат грязи вылить, он сам себя так "огрязнил", что дальше некуда: две судимости, падает при попадании куриного яйца, на параде предлагает конфетки главе другого гос-ва,посылает на три буквы пенсионера, оппонентов называет козлами — ну чем он может не понравиться? Милашка, епрст.
2 Мамаев:
По-моему, цель PR больше, чем донести инфо до СМИ. Хотя , может быть такое, так сказать , каноническое определение пиара. Ведть пиаром сейчас принято называть все от мелкокалиберных листовок до названия какой — то фирмой своим именем планеты.
Mamaich — ты не прав! "сливы дерьма" — есть "черный" Пиар.
Продолжение "черного" Пиар, пятый канал вчера делал повтор "бомбометания" в Януковича. Чистые просто «святые» дела, вылить очередной ушат грязи.
А.Б. — ты не прав! Это все равно, что утверждать, что написание любого текста и есть журналистика. птар — это выстраивание (долгосрочное) связей между предприятием (политиком, общественной организацией) и общественностю через СМИ. По большому счету — пиар — это помощник заказчику выдать наиболее важную информацию с его точки зрения так, что б это было интересно СМИ, а значит и общественности. С другой стороны — пиарщик — это помощник СМИ получить ту информацию, в которой медиа нуждается от предприятия и т.д. Не нужно сюда вплитать агитацию, сливы грязи и т.д. Пиар-департамент этим не занимается. Он публичен. И в штабах (нормальных) за пиар, агитацию (агитаторов), "сливы дерьма" — отвечают совершенно разные люди. Кстати, есть штабы без черной составляющей. Но без белой, то есть пресс-службы — нет.
Странно как-то наблюдать за спорами по поводу пиара. В принципе это и есть агитация. Разноуровневая агитация. Где — то прямая, где — то косвенная. Кто- то использует мирные или логически справедливые лозунги ( оранжевые "Мир вам" и "Бандитам- тюрьмы"), кто — то использует агрессивные ( голубая разделка апельсина, деление страны на три сорта). Расценивайте пиар, как рекламу. Легче будет.
Г.А. Это ж какие органы вы называете юридическими??? Что вы вообще хотели этим сказать? Расшифруйте! Кроме того, я не только вижу, но и уверен, что вы далеки от понимания системы (науки, если хотите) связей с общественностью, т .е. PR. Как по вашему, существовал ли пиар (то, чем вы тут нас пугаете) в советский, доперестроечный период в СССР? Ведь существовал! Один из классических примеров: в Советском Союзе в конце 50- нач. 60 существовал значительный перекос: была возможность вылова огромного количества рыбы, а в мясе ощущался недостаток. Но спрос был прямо противоположным. Была проведена кампания (тогда ее называли агитационной) по продвижению рыбы: ТВ-программы с рецептами, выступление в прессе врачей и т.д. Спрос на рыбопродукты так возрос, что пришлось сделать паузу в PR-мероприятиях, что б производство могло подтянуться до спроса. По-этому, еще раз советую! Здесь: http://www.google.com или здесь: http://www.ya.ru сделайте запрос определения паблик рилейшнз или что-то подобное. Вы просто прозреете. И не будете после слов ПИАР предлагать встречи в суде.
2 Mamaich
По последнему Вашему высказыванию я вижу Вы далеки от контактов с юридическими органами Украины.
2
Андрей Богданович правильно высказался что сейчас идет подготовка штабов по использованию как политтехнологий так и контр действий. Мы с Вами находимся на форуме под статьей про политтехнолога «оранжевого». Я Вам показывал про то как «бригада» Ющенко использовала pr-технологии. Сейчас обе стороны будут их использовать, до встречи в судах.
Г.А. Не хочу рассуждать, что было бы, если б не было… Вряд ли при Януковиче мы уже через полгода вообще могли бы критиковать… И, как это не прескорбно, не могу не согласиться в чем-то с вами относительно того, что на критику не обращают внимание. Хотелось бы большего реагирования (а иногда и вообще реагирования). Но про милицию — не нужно обобщать! Это не Луценко должен носиться по Украине и ловить гаишников на взятках. Это сами автолюбители не должны давать их, требуя протокол. А много таких фактов? Вы когда-нибуть вообще слышали, что б кто-то на работника госавтоинспекции в суд подал? Я такого не помню. И вот когда при малейших нарушениях будут подавать в суд и суды будут просто завалены такими делами и власть, и правоохранители серьезно задумаются. p.s. Вот только не нужно говорить, что суды обслуживают и нынешнюю власть. Их, как губернаторов, за месяц не поменяешь. Судей выбирают пожизненно.
"Принмались решения"… Ничего себе "решения": голову отрезать…
Законов правоохранительных органов? Что это за законы?
Я не поддерживаю партию «оранженых» из-за не понимания их политики по экономическим вопросам. Меня злит тупое не исполнение законов правоохранительных органов.
Вчера слушал трех журналистов на телеканале «Ера» в 24.00. Одна мысль мне понравилась наиболее: при Кучме нельзя было критиковать , но если критика прорвалась по ней принимались решения; при Ющенко можешь критиковать что угодно никто никаких решений не принимает.
Ох и эмоционален стал ты, Серега. 🙂 Интерсно, что будет на этих выборах. Предсказуемо,что теперь наблюдатели будут внимательны с обеих сторон и любое нарушение будет фиксироваться с особой трепетностью. Хотя…:-) как бы результаты не утонули в вечных судах . А представляешь, что будет на выборах мера Кировограда?! Вот это будет аттракцион!
Алине — сомневаться в действиях любой власти — правильная позиция. Власть в принципе, как правило, действует для себя. И именно другие демократические институты (СМИ, гражданское общество, независимый суд) и призваны контролировать действия власти. Только давайте сомневаться конструктивно, а не так, как Г.А. — боец без аргументов или с аргументами типа "Ну не нравятся мне они!"
Г.А. Цитата: "В pr-технологических документах "Комітет виборців України" сказано – штаб Ющенко и Януковича потратил почти одинаковые суммы, но коэффициент полезного действия штаба Ющенко был на порядок выше." Во-первых, почитайте немного о значении так любимом вами PR. Много интересного узнаете для себя. И не будете его писать в каждом посте. Во-вторых, в этом отчете речь шла о официальных фондах? Общей сумме? Я не встречал подобной информации. Ну а то, что "работающие на Януковича" стырили чуть-ли не половину денег — дык это известный факт. Уборщица за 500 у.е.
2 Геннадий Александрович:
В невосприятии "новой власти" и сомнениях в её искренности и перспективности я Вас поддерживаю, но по-моему Вы слишком увлеклись :-).
Да и смысла сейчас снова и снова возвращаться к теме денежного и интеллектуального финансирования прошедших выборов, на мой взгляд, абсолютно нет. Расслабьтесь. 🙂
И перестаньте "наезжать" на г-на Богдановича :-). Расклад сил явно не в Вашу пользу. Хотя Вы — настоящий боец. 🙂
Геннадию Александровичу: Ну и что в этой статье такого? Особенно если учитывать, что Гардиан — "желтоватая" газета. Что-то типа украинских "Фактов и Комментариев". Да, готовились к тотальной фальсификации. Да, ждали, что люди после объявления результатов выборов выйдут на улицу. Но не ждали, что их будет столько. Расскажу одну занимательную историю о том, как появилась идея оранжевых ленточек. Еще за пару недель до первого тура от моей коллеги, которая работает в одном из уважаемых украинских изданий и которую я знаю давно и хорошо (на столько хорошо, что могу гарантировать: она не агент ЦРУ или МОССАДа, а к персоне нынешнего президента всегда относилась достаточно критично, как в принципе и многие другие мои коллеги), мне пришло письмо. Его суть: пойти на избирательные участки в чем нибуть оранжевом, что бы показать не столько "за", сколько "против" (типа, зэк нами руководить не будет и т.д.!). Я разослал его своим друзьям, поскольку был согласен с большинством тезисов. Через несколько дней в "Киево-Магилянской академии" появилась инициативная группа, расширившая идею до ношения оранжевого в повседневной жизни, как протест против фальсификации. Дальней шее развитие уже никто не контролировал. Я не говорю, что точно знаю автора идеи. Думаю, это радилось сразу у многих людей. Это потом технологи рассказывали, что это идея штаба Ющенка, а некоторые — что это разработка ЦРУ.:)) Не говоря о регионах, к примеру, мне в Киеве в ящик пластиковые ленты вместе с газетой за Ю. положили только перед вторым туром. К тому времени киевляне уже были просто увешаны ними:))) А вы говорите… Лучшие технологи — это обычные люди.
Есть другая статья "Фабрика по производству революций" на том же сайте в ней сказано «…что будет после революции?»
2
В pr-технологических документах "Комітет виборців України" сказано – штаб Ющенко и Януковича потратил почти одинаковые суммы, но коэффициент полезного действия штаба Ющенко был на порядок выше.
Поверите "своим" или нет???
Или все же Янукович имел меньшые суммы?
2 Администратор: Приятно удивлен скоростью размещения комментария 🙂
2Г.А.
Все правильно сделали , зная, что самое слабое место "голубых" — фальсификации — ударили по нему.
2 Г.А. : Это цитата из указанной Вами статьи, по поводу давнего спора, кто кому помогает: "Нужны большие деньги (в данном случае, Госдепартамент США, по его словам, потратил на Украину 67 млн долларов за последние два года; по оценкам того же Госдепа, Россия дала противникам до 300 млн долларов"
Для того чтобы сравнить использование pr-технологий почитайте статью «Мастерская революции» за адресом http://www.lenta-ua.com/article/429700c2b4809/
Привіт, провладним ЗМІ