Темой круглого стола, который состоялся в конце прошлой недели в стенах областного представительства блока “Наша Украина”, были состояние и перспективы школьного образования на Кировоградщине.
Принять участие в акции прибыли педагоги из Малой Виски, Новомиргорода, Новоукраинки, Александрии, Онуфриевки, Бобринца и Добровеличковки. Вели заседание бывший директор кировоградской гимназии им.Шевченко, депутат Кировоградского облсовета, заслуженный учитель Украины Виктор Громовой и вице-президент Национального университета “Киево-Могилянская академия”, профессор, доктор филологических наук Владимир Панченко.
Что же заставило педагогов собраться? Желание быть услышанными. Ситуация в области образования сложилась такая, что молчать дальше нельзя.
Первым на круглом столе прозвучал вопрос: кто поможет школе подготовиться к новому учебному году? Стандартный ответ: естественно, государство. Но почему-то оно вот уже много лет сделать это не в состоянии. Украинские чиновники, начиная от представителей районных администраций и заканчивая самой верхушкой, разводят руками — но зарплату вы же получили! При приеме классов перед 1 сентября комиссии основное внимание уделяют лишь внешнему виду помещений. А что делать с пособиями, картами, наглядностью и так далее? Сколько можно учить детей на пальцах? Например, в Онуфриевском районе школы более пятнадцати лет не получают необходимого современного оборудования и материалов для проведения уроков физики, химии. В Добровеличковской общеобразовательной школе №1 за десять последних лет не появилось ни одного нового мяча или волейбольной сетки. О компьютерах можно вообще не заикаться. Их не хватает и в городских школах.
На все необходимы средства. Если государство не в состоянии помочь, пусть хотя бы не мешает. Так считают педагоги. Может школа путем аренды актового или спортивного зала заработать немного средств — пусть зарабатывает. Создали в школе опекунский совет с правом открытия благотворительного фонда? Пусть те, кто может, поддерживают школу, а государство со своей стороны могло бы снять налоги со средств, которые бизнесмены вкладывают в учреждения образования. Школе уже давно нужна финансово-хозяйственная самостоятельность.
Следующим вопросом, обсуждавшимся за круглым столом, были “жнива” в вузах: можно ли нынче стать студентом без денег и блата? По неофициальным данным, в теневом бизнесе вокруг вступительных экзаменов вращается несколько миллиардов гривен. Периодически в прессе появляются сообщения об аресте преподавателей-взяточников. Почему подобные случаи практически не встречаются в школах Америки, Франции или Германии? Система другая. По этой системе вступительных экзаменов работает Киево-Могилянская академия. Там в один день все желающие стать студентами вуза в течение четырех часов проходят компьютерное тестирование. Задания обрабатываются и тут же на большом экране актового зала появляются результаты. Все делается четко и прозрачно. Любой из украинских вузов мог бы эту систему ввести у себя, было бы желание. Но есть ли оно?..
Затронули присутствующие и еще один аспект “освiтянської” проблемы: “столичный рэкет”. В том же Кировограде открыта масса филиалов киевских вузов. С одной стороны, хорошо. Легче учить детей дома, не отправляя в другой город. А с другой, кто преподает в этих филиалах? Местные педагоги. Столичные профессора, приезжая, рассчитанный на полгода курс прочитывают за неделю. О каком качестве преподавания можно говорить?..
И все же самой актуальной темой прошедшего круглого стола стали кадровые зачистки в сфере образования Кировоградщины.
В этом плане ситуация у нас сложилась действительно страшная. Как сказал Виктор Громовой, любой самостоятельный шаг директора школы или поддержка на выборах “не того” кандидата — повод для получения волчьего билета. Учителя, конечно, выгнать труднее, но если захотеть… Дело даже не в том, что двенадцать руководителей школ в Кировограде уволены со своих постов, — остальные запуганы. Проблема заключается еще и в том, что на место этих двенадцати практически некого поставить. Кадровый резерв отсутствует. Никто людей не готовил. Нельзя просто взять и поставить на эту должность пусть даже самого талантливого учителя. Он может оказаться плохим руководителем и перестать быть хорошим педагогом…
Увольнение кировоградских директоров школ, по мнению присутствующих, носит политический характер. Нельзя молча принимать своеволие властей. Нужно подавать в суд. Но, по признанию самих педагогов, если эти действия не будут подкреплены солидарными акциями всех учителей и директоров школ, результата не будет…
О многом еще говорили учителя. И о несоответствии норм оценивания в школах и вузах, и о тех сумасшедших суммах, которые идут не по назначению, и о профанации идеи оздоровления детей, и о критической ситуации, сложившейся в детских домах и интернатах. Там дети то неделями сидят без тепла, света, воды и, соответственно, горячего питания, то, как ныне в Новомиргороде, вместо того, чтобы отдыхать в летнем лагере, заперты в четырех стенах, не имея ни собственной ручки с тетрадкой, ни мяча со скакалкой, не говоря уже об одежде и обуви.
Все, о чем говорилось на круглом столе, педагоги сформулировали в виде итогового документа, который направили в органы местной власти и выше. Как говорится, вода точит камень. И если система дает сбой за сбоем — ее нужно менять. Педагоги в этом уверены. Иначе не будет будущего ни у нас, ни у наших детей.