В прошлый четверг на площади перед зданием горсовета мэр Кировограда в торжественной обстановке вручил выпускникам 2005 года 124 золотые и 61 серебряную медали. Трудно ли стать медалистом сегодняшнему школьнику? Какие перспективы сулит этот статус? Нужен ли нам вообще сам институт «медалирования»? С этими вопросами журналист «УЦ» обратился к непосредственным участникам события.
Наталья Самсонова, учитель физики:
— Получить медаль, безусловно, трудно. И за те тридцать лет, что я работаю в школе, легче ее получить не стало. Допускаю, есть случаи, когда награда не совсем соответствует заслугам, но это скорее исключение из правил, во всяком случае, должно им быть. У нас, в гимназии им. Шевченко, все вручаемые медали подтверждены реальными знаниями. Сейчас, конечно, намного труднее, чем раньше, объяснить школьникам, зачем нужно учиться, — сегодняшняя жизнь устанавливает совсем другие приоритеты. Но, если ребенок действительно умный, он понимает это сам. К сожалению, государство отворачивается от этих умных детей — с текущего года частично отменены льготы для медалистов при поступлении в вузы. Я считаю, что это неправильно, — за свой многолетний труд ребята должны получить вознагражение. Нельзя говорить, что медаль сегодня не нужна, — это, в первую очередь, моральный стимул к тому, чтобы и в дальнейшей жизни никогда не опускать планку требований к себе.
Екатерина Колпак, выпускница, награждена золотой медалью:
— Для меня медаль — закономерный результат моей целенаправленной работы. Хотя, конечно, во многом то, получишь ты ее или нет, зависит от желания или нежелания учителей поставить тебе необходимые оценки, особенно на выпускных экзаменах. Поэтому нужно уметь находить с ними общий язык. В принципе, даже не так важно иметь какие-то чрезвычайно глубокие знания в конкретном предмете, главное — быть всесторонне развитым, эрудированным, трудолюбивым и решительным человеком. И никогда не расслабляться — из-за какой-нибудь «девятки» все может сорваться, тогда очень жаль будет проделанной за десять лет работы. Я шла на медаль сознательно, хотя лично мне никаких преимуществ при поступлении она не дает. Я собираюсь поступать в Киевский национальный экономический университет, который льгот не предоставляет.
Андрей Степаненко, выпускник, награжден золотой медалью:
— Конечно, было непросто. В первую очередь потому, что не разделяю интересов некоторых моих одноклассников. Шатание по улицам, алкоголь, наркотики — все это меня совсем не привлекает. Приходилось подчас терпеть насмешки, мол, «заучка», никуда не выходишь, нигде не бываешь. Большое спасибо директору родной 24-й школы, педагогам и, конечно, родителям — всем тем, кто поддерживал меня, в первую очередь морально. Теперь, получив золотую медаль, я могу поступить в КНТУ, сдав на «отлично» только один экзамен — благодаря собственному упорству и добросовестности.
Полина Володарская, мать медалиста:
— Конечно, для того, чтобы достичь результата, особенно для ребенка с обычными способностями, нужны и усидчивость, и умение иногда «выкручиваться». Если сравнить со временем, когда я заканчивала школу, могу отметить, что программа сейчас намного сложнее, выросли темпы обучения. Более жесткими стали требования к медалистам, особенно к их письменным работам. Это с одной стороны. С другой — теперешним школьникам на помощь часто приходит Интернет, легче находить материалы для написания рефератов. Что-то сложнее, что-то легче. И как мать могу сказать однозначно: со стороны родителей необходим контроль. Есть, конечно, действительно сознательные, добросовестные дети, способные организовать свое время полностью самостоятельно, но таких — один на сотню. Мы не ставили необходимость получить медаль во главу угла, просто так получилось, что к окончанию учебы сын вышел на соответствующие баллы. И грех было не воспользоваться возможностью!
Картинка получилась довольно радужная, не правда ли? Конечно, хотелось бы закончить статью в таком же приподнятом духе, но… К любой бочке меда почти всегда приходится добавлять ложку дегтя — такие уж реалии окружают нас сегодня. О том, с чем приходят в вуз сегодняшние отличники учебы, корреспондент «УЦ» попросил рассказать доктора филологических наук Олега Семенюка, в недавнем прошлом — декана факультета довузовской подготовки КГПУ им. Винниченко:
— К сожалению, в последние годы мы могли наблюдать целый ряд негативных тенденций в среднем образовании. Во-первых, многие школы поставили перед собой задачу выпустить как можно больше медалистов, среди которых встречались как дети с соответствующей подготовкой, так и те, чьи аттестаты были несколько «подтянуты». Недостаточность финансирования вынуждала директоров обращаться за помощью к родителям, и, случалось, их дети получали медали в качестве благодарности, о которой, кстати сказать, «спонсоры» не всегда просили. Открытой остается проблема сельских школ. Не секрет, что качество образования в большинстве из них оставляет желать лучшего, в основном из-за недостатка квалифицированных кадров — молодые специалисты цепляются за любую возможность не ехать работать в районы. Поэтому золотые медали там часто получают дети, чей уровень знаний просто выше, чем у одноклассников, но при этом реально не отвечает требуемому.
Решение Министерства образования об отмене обязательной квоты на зачисление медалистов в вузы продиктовано сложившейся ситуацией, в которой высшие учебные заведения перестали доверять средним. Возможно, рассматриваемая сейчас программа создания центров независимого тестирования, которые возьмут на себя функции приема как выпускных, так и вступительных экзаменов, способна эту ситуацию нормализовать. Конечно, только при условии, что эти центры действительно будут независимыми, став связующим звеном между школой и вузом…
Что ж, озабоченность г-на Семенюка понятна. Ведь появление безграмотных «проффесоров» — феномен, имеющий те же корни, что и появление «липовых» медалистов. Но, в отличие от красивых «корочек», знания купить по-прежнему нельзя…