Именно такими словами определил свое решение прийти на должность главы областного управления образования Виктор Громовой. А в качестве девиза своей нынешней работы он использует название труда вождя мирового пролетариата «Угрожающая катастрофа и как с ней бороться». В чем причина возникновения подобной ассоциации, Виктор Владимирович расскажет сам.
Куда ни кинь, всюду клин
— Возьмем, к примеру, дошкольное образование. Прямо скажу — в этой сфере полный завал. Если сравнивать с ситуацией, которая была в 91-м году и даже с той, что была в 2000-м, количество детских садов, как и количество детей, охваченных дошкольным образованием, продолжает уменьшаться. Особенно в сельской местности. На Кировоградщине трое из четырех детей не имеют возможности воспользоваться конституционным правом на дошкольное образование. Процесс разрушения дошкольных учреждений так и не остановлен. В прошлом году 100 детских садов в Кировоградской области не работали. Кое-где в их помещениях выращивают грибы, кое-где сады превратили в магазины или рынки. И причина подобных явлений отнюдь не в демографическом кризисе.
Или же возьмем систему профобразования. У меня на столе лежит пачка представлений из прокуратуры. О чем они? Гоголь отдыхает! Вы себе можете представить: в одном из ПТУ выявили 74 мертвых души! Я знал реальную ситуацию, но даже не догадывался, что до такого можно дойти. Им и дипломы «выдавали», они стипендии «получали»… И ведь не могли об этом не знать члены педколлектива! Кто-то же им выставлял оценки? Фантастические вещи, но они реальны. А если углубиться в интернатную систему?.. Наблюдающаяся общая деградация нашего социума, к сожалению, охватила и сеятелей разумного, доброго, вечного.
Контора пишет…
— За время стажировки я понял несколько вещей. Первое: то учреждение, где мы сейчас сидим, является, по сути, конторой. Оно может быть продвинутым, как во Львове, или таким, как у нас. Но все равно оно остается конторой. Бумага для бумаги, начальник для начальника… Чиновники, конечно, осознают, что где-то там есть дети, но бумага все равно доминирует. Спрашивают не по тому, хорошо ли ребенку в такой-то школе такого-то района, а вовремя ли сданы все бумажки.
Второе: с приходом новой власти трудящиеся начали массово писать жалобы во все инстанции. Решить проблемы можно на уровне той же школы, но человек вынужден писать Президенту. С одной стороны, это индикатор того состояния, в котором находится вся система образования. А с другой, где профсоюз, где районная власть, почему локальный конфликт должен решать Президент или премьер? Давно пора научиться решать проблемы на своем уровне, а не ждать царя-батюшку. Если вас заставляют дать согласие на работу с неполной нагрузкой, не подписывайте. Что вам за это будет? Ничего. Если вам незаконно дали часов меньше ставки, подавайте в суд…
Нет тупиковых ситаций!
— Вот вы писали о конфликте в Несватковской школе, который вырос до уровня международного скандала? Теперь дело будет решаться в суде. Почему? Потому что изначально конфликтную ситуацию не разрешили на уровне школы. Она тлела годами и совершенно не была связана с национальным вопросом, с антисемитизмом, но никто не занимался оздоровлением морально-психологической атмосферы в коллективе. А теперь человек защищает свои права и правильно делает. Но неужели не ясно: если один педагог позволяет себе нелицеприятные высказывания в адрес другого педагога, и тем более при детях, это элементарное нарушение педагогической этики! И понятно, что нужно было сразу же ставить вопрос о пребывании этого человека в школе.
Что же касается конфликта, возникшего с назначением на пост начальника отдела образования в Добровеличковском районе, скажу о подходах к аналогичным проблемам. Если при согласовании кандидатуры на подобную должность в любом из районов я буду видеть, что человек не работал в школе, но претендует на кресло, моя позиция будет категоричной.
Завтра нужно создавать сегодня
— Коротко о задачах, которые я ставлю перед собой и управлением в целом. Первое — наладить эффективную систему управления и коммуникаций. В каждом районном отделе образования должен быть выход в Интернет, возможность пользоваться электронной почтой, заходить на сайты МОУ, нашего управления, института последипломного образования и т.д. То есть идти нужно к безбумажной системе управления, к быстрым коммуникациям.
Второе — остановить процесс профессиональной деградации. Для этого разработан целый комплекс мероприятий, начиная от элементарного обеспечения каждой школы комплектом педагогической периодики и заканчивая более активным привлечением учителей к повышению профессиональных навыков и знаний на базе нашего института последипломного образования, открытию курсов по подготовке директоров школ и так далее.
Еще одним механизмом развития я вижу обеспечение открытости всех учебных заведений. Ко мне на днях приехал глава одной из райадминистраций по поводу проблем в местном интернате. Я его спросил, если ли у них три или пять порядочных депутатов? Задумался, но сказал, что есть. У вас есть совестливые бизнесмены? Тоже найдутся. У вас есть лидеры политических партий, кто бы подумал и о детях? Есть нормальный батюшка, не имеет значения какой конфессии? Мы не сможем в каждое образовательное учреждение поставить контролеров, а потом контролеров над контролерами. Сами создайте общественный опекунский совет! Когда общественность будет знать, что происходит, она сможет влиять на ситуацию.
Понятно, что сразу мы всю систему не поменяем, но процесс, надеюсь, пойдет в нужном направлении.