Приближается к концу первое полугодие работы новой власти, а значит, очередной момент подвести некоторые промежуточные ее итоги. К примеру — как исполняются на данный момент местные бюджеты. Рассказать о том, в каком состоянии находится сегодня казна Кировоградщины, мы попросили заместителя главы ОГА Алексея Любченко, курирующего на уровне руководства области вопросы экономики и финансов.
— Алексей Николаевич, вернемся к исходной позиции, с которой стартовало новое руководство области. Точнее, к бюджету на 2005 год, разработанному и утвержденному, как известно, вашими предшественниками. Чем вас не устроил первоначальный вариант этого документа? Какие статьи пришлось скорректировать прежде всего?
— Во-первых, в исходном варианте бюджета области-2005 аналитический подход к формированию бюджета напрочь отсутствовал. В первую очередь — по отношению к каждому учреждению, скажем, сферы образования или здравоохранения. К примеру, не были просчитаны расходы на питание, медикаменты на человека — только голое макропланирование вместо точечного. Во-вторых, как известно, бюджет области имеет значительную нагрузку в виде финансирования статей расходов, которое государством не обеспечивается. К примеру, ликвидации чрезвычайных ситуаций или природоохранные мероприятия… Так вот, в изначальном варианте бюджета, который был утвержден прежним областным руководством, механизмы этого финансирования отсутствовали. В результате была “заморожена” сумма в размере около 3 миллионов! Мы же нашли такой механизм и со второго полугодия под соответствующие программы будут выделены необходимые средства.
Мы с самого начала не поверили цифрам, которые были заложены на финансирование социальных расходных статей бюджета. После того, как нами был проведен системный анализ обеспечения общих фондов бюджетов территорий региона, оказалось, что дефицит областного бюджета составляет …30 миллионов гривен, т.е. 10 процентов объема собственных доходов. Это обстоятельство и легло в основу программы детенизации финансов области.
И еще о негативе макроэкономического подхода к формированию бюджета: даже если на глобальном уровне запланированные показатели будут выполняться на сто процентов, то на уровне микроэкономическом — отдельной школы, детсада, больницы — так будет не всегда. Поэтому такая стратегия чревата банальным популизмом.
— В таком случае в чем специфика подхода новой власти к наполнению областной казны?
— Мы хотим получить сверхплановые доходы. В первую очередь для того, чтобы иметь возможность финансировать социально необходимые проекты. К примеру, по замыслу губернатора, увеличить ежесуточные расходы на питание для одного воспитанника детского сада. Главам РГА уже дано соответствующее поручение изыскать для этих целей внутренние резервы, но пока фактически это делается за счет бюджета области.
Тем более, что — я уверен — бюджет области за первое полугодие будет перевыполнен, ведь только за первые пять месяцев размер собственных доходов на 8 процентов превысил запланированный показатель. Такая же тенденция сохраняется и в июне, поэтому обеспечение районов средствами под эту программу нам по силам. Кстати, этот пример — первый результат областной программы детенизации региональной экономики. Кроме того, мы готовы полностью рассчитаться с районами по дотациям — по инициативе облгосадминистрации непосредственно из Госказначейства получено 32,3 млн. гривен дотации выравнивания. И еще — разрешение Госказначейства на получение местными бюджетами кредита с единого казначейского счета в размере 2/12 объема бюджета вместо предусмотренной 1/12.
— Неужели действительно бюджет выполняется как “по маслу”?
— Не совсем. Так, сегодня имеется задолженность по зарплате бюджетникам, в частности, в сфере здравоохранения. Правда, не очень значительная — в рамках одного месяца, точнее — одной-двух недель. Но ведь даже в течение этого времени люди не могут не покупать товары первой необходимости… Мы намерены проанализировать, куда — вместо зарплаты — пошли эти деньги. Ситуация же может быть урегулирована путем применения механизма покрытия кассовых разрывов. Так же, как и положение с выплатой отпускных педагогам, когда требуется изыскать значительные средства. Что же касается нового подхода, то, на мой взгляд, главное — изменился угол зрения на проблему выполнения бюджета: не расчетные показатели и абстрактные индикаторы, а конкретная порция бюджетных средств для каждого конкретного учреждения.
— Возвращаясь к детенизации — куда уходили бюджетные деньги?
— Далеко… Об этом — после 1 июля. Заинтриговал?
— Еще бы!.. А как выглядит сегодня наша область в финансово-экономическом плане на общеукраинском фоне?
— По оперативным показателям за январь — май, по темпам роста введения в эксплуатацию жилья мы — на пятом месте, по темпам роста доходов местных бюджетов (в первом квартале) — на шестом. Зато по коэффициенту роста объема инвестиций в основной капитал (без чего невозможно создание новых рабочих мест) — на первом. Но самый главный среди этих основных показателей — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — число семей, которые обратились за предоставлением им субсидий для компенсации оплаты услуг ЖКХ, уменьшилось на треть. И этот показатель невозможно сфальсифицировать, а значит — люди реально стали жить зажиточнее.
Кстати, эксклюзивная информация для читателей “УЦ”: в ходе изменений в структуре аппарата облгосадминистрации по моей инициативе в каждом отраслевом управлении (не выходя за рамки общей штатной численности) будут работать люди, отвечающие за тендерные процедуры. То есть постепенно будет внедряться единая тендерная политика, чтобы, к примеру, те предприятия, которые не платят налоги или предоставляют некачественные услуги, были лишены возможности выиграть соответствующий конкурс. Вот, к примеру, на углу Луначарского и Шевченко, где лишь в прошлом году отремонтировали дорогу, снова копают! Налоговая обязательно выяснит, за счет каких средств — своих убытков или списания на убытки, чтобы не платить налоги…
— А как на фоне области и ее бюджета выглядит областной центр?
— Вообще-то не очень: поправки к бюджету здесь были приняты совсем недавно. Да и то, это выдающееся событие для горсовета — наличие бюджета с внесенными изменениями! Очевидно и наличие задолженности по зарплате; Кировоград — единственный в Украине областной центр, где не налажена до сих пор система государственной регистрации субъектов предпринимательства (единый офис, единое окно)… Общий же анализ будет сделан лишь по итогам первого полугодия. В то же время с уверенностью заявляю — по итогам этого периода в области проблем с бюджетом нет. Это факт