Нет, конечно, это звучит фантастически, но 9 мая 2005 года закончилась целая эпоха в жизни планеты Земля. Эпоха противостояния идеологий. Эпоха разделения на «своих» и «чужих». Эпоха, главным словом которой, как ни странно, было слово «дружба». Этим словом называли все — от нефтепроводов до плавленых сырков. Все, господа, дружба кончилась. Начинается суровая, почти средневековая эра горюче-смазочных материалов.
Празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне параллельно оказалось и окончательными похоронами иллюзий о гипотетическом объединении части бывших союзных республик в новое государство или государственный союз. Уж больно разными оказались оценки величайшего события ХХ века в различных странах СНГ. И речь тут даже не о демарше президента Грузии Михаила Саакашвили, который в Москву так и не подтянулся. Или очередных капризах лидеров прибалтийских государств. Суть в том, что даже перед лицом этой значимой и выстраданной всеми даты президенты стран Содружества не смогли подняться над мыслью о том, что СНГ — это евразийский топливный клуб и в другом качестве он неинтересен никому.
Как вы думаете, кто больше всех ратовал за новый виток существования СНГ? Великодержавный Путин? Один из отцов Содружества Назарбаев? Ничуть не бывало. Виктор Андреевич Ющенко. Правда, призывы его упали в неблагодатную почву. И среднеазиатские ханы, и восточноевропейские президенты нынче желают устраивать свою жизнь автономно. Для большинства из них главный вопрос – горюче-смазочный – решен. Для нас, к сожалению, нет.
Впрочем, в мотивации такого поведения нашего Президента, я думаю, есть естественное желание не разрывать экономические и культурные связи с так называемым ближним зарубежьем (кстати, термин этот постепенно уходит в небытие). Европерспективы Украины, казалось бы, столь близкие во время Майдана, теперь находятся от нас ну, может быть, чуточку ближе, чем при Кучме. И двигаться в эту сторону еще долго. Как в старой шутке: из пункта А в пункт В вышел поезд со скоростью 5 км/ч. Из пункта В ему навстречу вышел поезд со скоростью 3 км/ч. Вопрос задачи: на фига нам такие поезда?..
Первая часть мая всегда, как и первая часть января, несколько отвлекает граждан от потока информации. Почти незамеченными остались очередные заявления «цивилизованного» мира. О проблемах украинского пиратства, о торговле приднестровским оружием и о прочих замечательных выбриках нашего «недоевропейского» государства. Естественно, что в «центре управления полетами» нашей страны эта информация вкупе со многими осторожными заявлениями деятелей США и Евросоюза уже давно сложилась в определенную картину. И, по всей вероятности, решено было погонять не столь ретиво. Виктор Андреевич с максимальной искренностью демонстрирует уважение к России, понимание ее роли в современном мире. А Юлия Владимировна очень жестко грозит российским нефтетрейдерам, чтобы потом резко сменить кнут на пряник и пообещать им возмещение НДС. И только одинокий голос «истинного патриота» Украины Олега Тягнибока требует у России компенсацию за оккупацию. Что, в общем-то, в контекст украинской политики прекрасно вписывается. Надо же высшему руководству страны демонстрировать, как они защищают соседа от экстремистских выпадов.
Но в Москве многолетний карнавал под названием «СНГ», похоже, решили сворачивать. Обратите внимание на список встреч Владимира Путина 9 Мая: премьер-министр Японии, председатель высшего революционного совета Китая, премьер-министр Индии. Видимо, именно этой «Сибирью» «богатства России прирастать будут».
Естественно, что программа «энергоносители в обмен на дружбу» в ближайшее время рискует накрыться вентилем. Первой ласточкой такой политики стало введение новых таможенных пошлин. С 1 июня Россия поднимает их на 32 доллара за тонну. Притом, что больше трех четвертей украинской нефтепереработки находятся (или пока находятся) в руках российских нефтяных компаний, наши правительственные аналитики с большим успехом могут прогнозировать очередной бензиновый кризис. А вслед за ним и газовый — к началу нового отопительного сезона. Насчет повышения цен на газ уже сказано четко — цены будут подниматься, и подниматься достаточно высоко. Кроме того, уже в прошлом году многие регионы Украины были вынуждены перейти на дозированную подачу газа, а в Севастополе, например, сидели и вовсе без него.
Куда-то испарились разговоры о газовом консорциуме, такие модные в 2004 году. Почему-то есть подозрение, что переговоры по этому вопросу продолжаются. Но вот уровень их доступности для широкой общественности явно снизился.
С бензином все проще. Все, извините, видно. Да, пока цена на заправках замерла. Но не надо себя подкармливать иллюзиями. Так замирает спринтер в готовности к рекордным достижениям. Послушаем тренеров. Министр экономики Терехин прогнозирует рост цен и планирует привязать их к мировой динамике. Что такое мировая динамика? С начала американской войны в Ираке мировая цена на баррель нефти настырно карабкается вверх. Но давайте лучше поговорим о том, что такое мировая цена. Даже в соседних с нами Чехии и Польше бензин давно уже вышел за рамки одного евро. То есть в нашей национальной валюте литр может стоить около 6 гривен — увеличится почти в два раза.
Да, понятно, у нас есть свои нефтеперерабатывающие заводы (которые не свои) и полтавская нефть. Которой мало. Плюс недавно советник Президента и представитель его же в правительстве Лановой порадовал нас рассказом об огромных разведанных месторождениях украинской нефти. Вот только злокозненная Москва все карты месторождения держит у себя. И не дает нам насладиться бытом простого арабского шейха. Ну что ж, господин Лановой долго был вне большой политики и, похоже, перепутал эпохи. Сейчас на такие откровенные «пушки» общество как-то само собой перестало реагировать. Еще со времен золота гетмана Полуботка.
В ставшей уже классической схеме действий украинского правительства «Кто это наговорил такой ереси? Мой собственный министр?» Юлия Владимировна Тимошенко предложила свой способ борьбы с подступающим бензиновым кризисом. По ее мнению, Украину спасет казахстанская нефть. Или какая-нибудь другая. По поводу какой-нибудь другой очень сомнительно. Азербайджанская нефть очень дорогая, да и не контролирует ее Азербайджан. Иранская нефть к нам не дойдет — пока не по чему. Кстати, цена на казахстанскую нефть с учетом ее транспортировки вполне сопоставима с российской. И Нурсултан Нурсултанович Назарбаев в преддверии собственной оранжевой революции почему-то, мне кажется, не в восторге от перспектив льготного снабжения украинской демократии горюче-смазочными материалами. Ну, уж, по крайней мере, с Владимиром Владимировичем проконсультируется.
В общем, предложенный Юлией Владимировной выход из ситуации – не выход, а пиар-ход. Лежащий немного в стороне от реальности. Правда, прозвучала еще одна интересная мысль. Оказывается, просторы Черного моря бороздят танкеры, которые, собаки, возят нефть в обход Украины. Может, пиратство? Пока не продали последнюю подводную лодку: подлетели, закачали сколько надо на нужды державы – и растворились в неизвестном направлении в сторону Севастополя.
Шутки шутками, но становится ясно, что у правительства на сегодняшний день нет сколь-нибудь внятного плана обеспечения энергетической независимости страны. Сергей Терехин говорит о формировании стратегического запаса светлых нефтепродуктов и дает на это самому себе (то есть украинскому правительству) три года. После чего цены вернутся в нормальное русло. О том, как будут проходить три года до формирования неприкосновенного запаса украинской топливной энергетики, министр экономики и словом не обмолвился.
Радует, что на этом фоне продолжают происходить чисто филологические изыски на тему «высокооктановый и низкооктановый бензин». Вот, например, с соляркой все понятно. Подъем цен на нее добьет украинское село за один год. Все бюджетные раскладки урожая образца 2005 года делались, естественно, под конкретный валютный курс и под конкретную цену на ГСМ. Солярку правительство будет держать руками и ногами, иначе в украинскую экономику придет кариес. Грубо говоря, зимой зубы выпадут. А вот пресловутое октановое число — чистой воды популизм. Из всех реляций наших министров я так и не понял: бензин АИ-92 – он высокооктановый или нет? Потому что всем, что ниже, в Украине заправляться просто самоубийственно. Да и 92-м — радость абсолютно невеликая для хозяев ладовских «восьмерок» и «девяток», а также запорожских «Сенсов» и «Ланосов». Так на кого ориентирован душеспасительный рассказ о низкооктановых бензинах?
В общем и целом наше правительство состоит из смелых людей. В сложных ситуациях функционирования нашей экономики они не прячутся за загранпоездками и больничными койками, а стараются общаться с народом и объяснять ему специфику текущих проблем. Безусловно, иногда не хватает слов, иногда – знаний, иногда – динамики восприятия. Складывается впечатление, что в Кабинете Юлии Тимошенко очень здорово надеются на фарт, который уже много месяцев не отпускает Украину из своих нежных объятий. Пословица гласит, что везет тому, кто везет. Отказать в рвении новому украинскому правительству очень сложно. Да, – на фарт. А на что еще надеяться в мире новой реальности, где лучший друг – труба, а брат родной – вышка