Место, где начинается асфальт. Так теперь будут называть участок кировоградских внутригородских дорог от площади Независимости по направлению выезда на Киев. Здесь работает немецкий “Ремиксер” — машина для ремонта асфальтобетонных покрытий. Объем контракта с херсонским предприятием, выполняющим эти работы, как сообщает Наталья Чебаник, руководитель кировоградского горжилкоммунхоза, составляет 2,8 млн. грн. Ремонту подлежат улицы Маланюка, Полтавская, Московская. Срок гарантий, который рассчитывает получить заказчик от ремонтника, — 4 года. Однако, как заявляет Виктор Карпенко, председатель херсонского облагродорстроя, 4-летние гарантии он не подпишет даже под страхом расстрела.
— Пока хорошего мало, — говорит В.Карпенко, — качество ваших дорог ужасное, основание слабенькое, этот участок (наш собеседник показывает на отрезок дороги рядом с будущим Ангелом-Хранителем) несколько раз проваливался под машиной — мы отказались его делать: здесь асфальтирование возможно только после уплотнения основания дороги. В некоторых местах очень высок износ полотна — остался слой асфальтобетона толщиной 2-3 сантиметра…
“Ремиксер” — это действительно машина очень высокого класса и высокой производительности, способная при непрерывной работе в течение суток ремонтировать от 4,5 до 6 тысяч квадратных метров дороги, обеспечивая высококачественное покрытие. Первый агрегат разогревает покрытие, второй производит его подрезку и смешивание со свежим битумом или асфальтобетоном для повторной укладки, а поверх наносится еще один слой асфальтобетона. Полученное новое покрытие укатывается идущими сзади катками. Ширина захвата регулируется в зависимости от ширины улицы и выставляется в пределах от 3 до 4,5 метров. Обслуживают сам процесс ремонта только 12 человек.
Слов нет, машина хороша, но что показывает опыт эксплуатации дорог после ремонта с использованием “Ремиксера”? На этот вопрос В.Карпенко отвечает несколько уклончиво:
— Эта машина новая — изготовлена в марте 2004 года, но обкатку уже прошла. А вторая такая работает в Херсоне уже два года. В прошлом году мы в Херсоне положили более 200 тысяч квадратных метров дорожного покрытия — все нормально: качество высокое, трещин и ям нет. Вашему предприятию-изготовителю асфальтобетона, с которым мы заключили контракт, заданы необходимые требования по качеству и лабораторному контролю — возможно, вы не знаете, но на ваших предприятиях очень хорошие лаборатории. Покрытие будет качественное — это я гарантирую.
— То есть вы готовы дать гарантии на покрытие, но не на саму дорогу?
— Поймите правильно, я — дорожник. Вы сами видите этот участок. (от которого ремонтники отказались — авт.) Какие на него можно было бы дать гарантии, если он завтра провалится? Мы делаем, стараемся, а что Бог даст… посмотрим.
Как видите, в целом на жесткие вопросы звучат честные ответы. И все же, какие гарантии сможет дать ремонтник вместо “подрасстрельных” четырех лет? Ответ: три года. (Впрочем, понятно: если не подведет основание.) А если все-таки будет допущен брак — кто его устранит?
— Не мы, но за наши деньги.
Как известно, корректировка госбюджета Украины уже прошла. Верховная Рада увеличила расходы на президентские выборы в 2,5 раза. Кировоград надеялся на 104 млн. грн. под 250-летие города — получил цифру в 2,5 раза меньше.
Вопрос Наталье Чебаник: пойдут ли дополнительные средства на продолжение ремонта городских дорог и кто выступит подрядчиком? Ответ:
— По предварительной раскладке — да. Если сумма превысит 100 тыс. евро, будет проведен тендер. Если меньше, то в тендере нет необходимости, но мы постараемся вновь использовать при ремонте “Ремиксер”.
Возможно, мы получим очень хороший участок дороги, который будет радовать столичных гостей при въезде в Кировоград. Но сколько асфальтового бездорожья в Кировограде еще останется?