Слыхали? Кругом только и разговоров об административно-территориальной реформе. Кировоградской области не станет! Будем жить в райцентре! Разбросают Кировоградщину между Черкасской, Полтавской, Днепропетровской и Винницкой областями!
Авторитет нашего еженедельника и журналистская удача позволили узнать из первых уст, останется ли на карте наша область и что вообще из себя представляет эта пресловутая реформа, о которой столько говорят. Журналиста «УЦ» пригласили побеседовать с вице-премьер-министром по административно-территориальной реформе Романом Бессмертным. От таких предложений не отказываются…
В кабинете Романа Петровича на шестом этаже известного здания по улице Грушевского добротные, далеко не дешевые кожаные кресла, стол большого чиновника — длиной метра четыре. Компьютера на нем нет. На стенах украинские пейзажи, карта Украины и большого размера фото флага страны с разлетающимися вокруг оранжевыми воздушными шарами (с инаугурации Президента, лично видел — авт.). Подали очень вкусный фруктовый чай красного цвета, на столе — довольно экзотические сладости. Бессмертного пришлось немного подождать, — он встречался с Ющенко. Вид у вице-премьера был несколько уставший, но когда он заговорил на излюбленную тему терадминреформы, то быстро оживился.
Так будут ли меняться границы областей?
Роман Петрович категорически заявляет — нет. Все области останутся в ныне существующих границах. В названии «административно-территориальная реформа» все слышат почему-то только «территориальная», хотя она в первую очередь административная. А вот районы в их нынешнем виде и понимании ждут серьезные перемены. То, что их станет меньше, — факт. И будут ликвидированы районные государственные администрации, как это ни неприятно множеству чиновников всех уровней.
Реформа — вещь непростая, но уж совсем вкратце ее суть можно свести к тому, что райадминистраций, функции которых — просто распределять средства, не будет. Реально на местах бюджетными деньгами будет распоряжаться местное самоуправление — поссоветы, сельсоветы… Местные громады-общины сами будут выбирать себе лидеров, предполагается укрупнение этих самых громад (чтобы на хуторе в десять человек не избирать депутатов, голову). Крупнее станут районы, большие города сами по себе будут иметь статус отдельного района. Но слово главному идеологу этих реформ:
— Есть несколько принципиальных моментов. Организация системы самоуправления в разных регионах не может отличаться по одной простой причине — везде одинаковые люди, все имеют право на нормальную жизнь. Сейчас у нас неразбериха.
То, скажем, что происходит в Одессе, вообще выходит за рамки человеческого понимания. Скажем, местная структура Службы безопасности территориально совпадает с избирательными округами. Возникает вполне резонный вопрос: чем эта служба занимается? Выборами или исполнением своих обязанностей? Дальше. На территории целой крупной области существует всего восемь (!) отделений «Укрпочты» и «Укртелекома». И это на 28 районов и городов с соответствующим статусом. И вот такое несоответствие территориального деления и структур, которые предоставляют услуги населению, говорит об абсолютно безобразной организации управления.
Территориальное устройство страны — это уровни движения бюджетных денег. В нормальном государстве не имеет значения, из какого бюджета финансируется что-то. У нас же при нынешней старой системе территориального устройства фактически, чтобы довести бюджетный ресурс до конца, его через несколько счетов надо провести — из центрального до областного бюджета, оттуда до района и города, потом до городских районов, поселковых, сельских советов. В некоторых уникальных регионах в этой цепочке — семь ступеней! Только на расходах на банковское обслуживание мы теряем очень большие деньги. Плюс субъективный фактор на каждом этапе — тому дам, тому не дам, решает клерк.
Если посмотреть по разным регионам, сколько бюджетных средств идет в пересчете на одного человека, то получается подчас разница в десять раз и больше. По той же причине — этому дам, этому не дам. Это в пределах районов.
Главная задача реформы — модифицировать бюджетную систему так, чтобы деньги реально попадали к человеку. Еще в 96-м впервые был разработан первый закон о реформе, я непосредственно принимал участие в его подготовке. Он дважды принимался ВР и дважды ветировался президентом. Причина была очень простая. Если взять сельскую территорию, то власть, юрисдикция местного самоуправления распространяется лишь на границы населенного пункта. То есть власть в Кировограде распространяется только до границ города. А на прилегающие земли вокруг города — нет.
При советской власти существовали всем известные сельсоветы. Что такое сельсовет на то время? Это и орган управления, и территория. А у нас сегодня сельсовет — это только орган. Налоги с близлежащей территории не платятся по месту. В этом самая большая проблема, скажем, Херсонской области — она аграрная, огромные территории, но власть местного самоуправления распространяется только на населенный пункт.
Для чего вводится понятие «громада»? Громада — это и территория, и население, проживающее на этой территории. Создается единица, которая принимает на себя налог с территории. Сейчас налоги платятся в область, в район — куда угодно, только не остаются на месте. В основе реформы — финансы. Деньги доходят до области, до района, но люди живут не в районах, а в населенных пунктах.
Мы уже проработали четыре области в плане нового устройства: Одесскую, Винницкую, Ивано-Франковскую и Луганскую. (Видел эти будущие карты — районов, то есть теперь территорий громад, станет меньше. — авт.) Учитывали специфику, например, горных территорий на Ивано-Франковщине или сильную скученность в Одессе. Никто не будет рвать на части села. Нужно собрать, определить границы, завести сюда власть, завести деньги и полномочия. Сегодня в селе некому доводить деньги до людей, потому что они мизерные. Здесь у нас нет власти, порядка, у нас — махновщина. К тому же вы должны понимать управленческий потенциал на селе.
Все считают, что реформа — это страшно дорого. Только поменять таблички по всей стране, чтобы, скажем, было написано вместо Голованевская райгосадминистрация Голованевская громада обойдется в миллионы…
Мы просчитали: это не так дорого. На системе управления будет большая экономия, исчезнут паразиты-распределители. По нашим подсчетам, на ликвидации системы центрального управления по каждому району страны будет экономия около шести миллионно в год! Но на развитие инфраструктуры наконец дойдут деньги для людей. Те же медицина, милиция, обслуживание потянутся в села, потому что в райцентре уже не будет тех денег, они будут внизу, налоги будут оставаться там. Будет решаться проблема (очень большая для страны) сельских ЖЭКов. Директор школы — он же кочегар и уборщица, потому что некому больше, денег нет. Наличие средств на местах позволит уже как-то заниматься коммуникациями, жилищно-коммунальным хозяйством. А вывоз мусора, например? Как в селе — собрали, за селом выбросили. А в городе мусор — это бизнес. Это огромный бизнес сейчас в Киеве. Потому что деньги есть. Будут на местах создаваться соответствующие службы, телефоны, будет решена проблема сельской интеллигенции…
Из райцентров кадры потянутся на места, потому что потребности в них в райцентре не будет. Скажем, раньше человек ехал оформлять субсидию в район. Теперь это не нужно будет, все будет оформляться на месте. Появятся наконец участковые. В райцентре они в таком количестве не нужны, они должны на месте поддерживать порядок, в райцентре — только управление ВД. Оформятся полноценные советы, исполкомы и службы, которые предоставляют услуги людям. Будет расти количество людей, задействованных в самоуправлении. Я всегда говорю: госслужащий имеет дело с бумагами, служащий самоуправления имеет дело с людьми.
Решена будет медицинская проблема. Ведь какие-то пункты и маленькие больницы остались. Но в них сидит одна медсестра и выписывает направление в район, потому что у нее ничего нет, даже зеленки. А из района выписывают направление в область. Теперь, когда появятся деньги, можно будет прямо у себя обустроить больницу. Или громада решит, что ей не нужна больница, зато будет выделять транспорт для отправки в район, а себе детский сад построят…
— Не боитесь, что старые кадры будут вновь проползать во власть, тех же глав районов поснимали, но у них остались связи, деньги, чтобы избраться?
— Абсолютно. Будет работать принцип «бачiли очи, що купували». Избрали себе лидера громады, плохой он — пожалуйста, ставьте палатки, городки разбивайте, изгоняйте его. К тому же на любой местный совет найдется два-три буйных, которые построят кого угодно.
— Какова будет судьба Автономной Республики Крым? Очень ведь непростой регион.
— Существуют два абсолютно глупых стереотипа. Первый — что крымские татары обязательно образуют свое государство. Второй — что Крым отойдет от Украины. Понимаете, власть должна быть справедливой, нужно знать, где ее применять. Власть не должна применяться на выборах, но должна работать против тех, кто пытается торговать территорией государства. Я вообще здесь проблемы не вижу. Законодательство есть. Выполняется — молодцы, не выполняется — за решетку.
Уверен, что городского голову Севастополя надо выбирать, а не назначать. Мне говорят: да они там как изберут какого-нибудь шовиниста, и он на следующий день заявит об отделении от Украины. Так вот — сегодня заявит, завтра приезжает воронок и забирает его. Власть нужно уметь употреблять.
Люди должны понять, что от них все зависит на их территории. Избрали депутата, он наделал глупостей — убрали, посадили…
— Непонятно до конца, кто и как будет представлять — государственную власть на местах?
— В регионе ее будет представлять — только на уровне области — областная администрация. В ее функциях будет только контроль за правильностью расхода средств на местах.
— А может, стоит пересмотреть все же некоторые не самые удачные варианты раздела между областями? Из нашего райцентра Долинская по любому вопросу люди едут в Кривой Рог — даже потому, что он намного ближе, так удобнее?
— Ответ очень простой. Нужно сделать так, чтобы НА МЕСТЕ можно было решить вопрос, чтобы вообще не надо было ни в Кривой Рог, ни в Кировоград ехать за справкой, в больницу, за покупками и т. д. Максимум услуг человек должен получать там, где живет.
Система административных границ — дело государственное. Государство осуществляет демаркацию, делимитацию. А границы между областями для людей больше условны.
— В свое время переформирование районов привело фактически к упадку бывших райцентров, опустению целых сел…
— За последние десять лет сельское население Украины уменьшилось на 12 процентов. Идет процесс урбанизации. Средний показатель численности сельского населения по Европе — тоже 12 процентов. Хотим мы этого или нет, процесс будет идти и дальше. Но то, что мы предлагаем, — это возможность организовать процесс. Сегодня в Украине один центр урбанизации — Киев. Все деньги здесь, вся система замкнулась на один город. Поэтому не случайно мы выделяем города-районы и города-регионы, в которых увеличится финансовый ресурс и они тоже начнут притягивать к себе людей.
— Не спросить у председателя политсовета партии «Народный союз “Наша Украина”» о политических буднях самой «партии власти» было бы не по-журналистски…
— Знаете, я все время противился созданию этой партии, а вот только сейчас понял, что ошибался. Надо было партию создать, а потом членов рассадить на все должности. На сегодня чуть ли не единственная возможность контролировать власть — с помощью партии. В том же реформировании, о котором мы с вами говорили, нет механизма корпоративного контроля. Контроль общества за властью обеспечен, а корпоративный — нет. Была программа, люди шли на выборы… Они связаны корпоративными обязательствами перед властью, людьми? Это должна быть команда, как-то надо их контролировать. Как? Не через власть, потому что эта система будет сломана, как видите. Поэтому только через партию. Меня вот упрекают — строите КПСС. А как иначе? Партия пришла к власти. И работают два института. Общество контролирует власть, но и сама власть изнутри, как команда, должна самоорганизовываться и самоконтролироваться…
Уж на что хороший и терпеливый рассказчик Бессмертный, но неподготовленному человеку во всем этом разобраться ой как непросто. Правда, в Кабмине обещают организовать мощную информационно-разъяснительную работу по реформе. 26 апреля в Одессе пройдут общественные слушания по этой проблеме. Будет на них и кировоградская делегация. Вероятно, станут известны новые подробности по поводу перекроя нашей области — один из советников Романа Петровича рассказал мне, что такая работа ведется. Но, как бы там ни было, главное — мы останемся кировоградцами …