Чтобы положить конец череде появившихся в апреле слухов о незавидном будущем ОАО «Червона зiрка» — вплоть до разговоров о закрытии завода, председатель наблюдательного совета ОАО Павел Штутман и генеральный директор предприятия Александр Саинсус провели пресс-конференцию, на которой рассказали об истинном состоянии дел лидера кировоградского машиностроения.
За последние пять лет все уже успели привыкнуть к успехам этого предприятия. Год от года на предприятии регулярно констатировали рост объемов производства и продаж сельскохозяйственной техники — от 30 до 70%! Как следствие — увеличение заработной платы, решение многих социальных вопросов… И вдруг — малоприятное известие: проблемы с реализацией продукции по итогам первого квартала 2005 года вынудили руководство завода пойти на непопулярные и, казалось бы, давно забытые меры: приостановка конвейера, сокращение рабочей недели, увольнение сотрудников. Причиной кризиса стала отмена правительством государственных дотаций и лизинговых программ на приобретение сельхозмашин.
Для справки: лизинг (от англ. leasing) — долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств и др. Широко используется в связи с необходимостью получения потребителями дорогостоящей техники без крупных капиталовложений. По истечении срока аренды арендатор имеет возможность выкупить товар.
Потребность аграриев в технике никуда не делась — сегодня, как и раньше, продукция сельхозмашиностроения по-прежнему в дефиците. Как отметил Павел Штутман, в прошлом году пропашные машины, сеялки для подсолнечника, кукурузы и сахарной свеклы на заводских складах закончились уже в марте. Посевная техника потребителю уходила прямо со сборочного конвейера, еще с сырой краской. Поэтому не удивительно, что в планах на 2005 год были заложены цифры, сопоставимые с программой выпуска минувших лет. Причем при планировании изучались намерения правительств Украины, России, Казахстана, Белоруссии поддержать своих сельхозпроизводителей, и еще до середины марта руководство предприятия было уверено в том, что лизинговая программа в Украине сохранится.
Понятно, что лизинг — не панацея от всех бед и не самый наилучший способ расчета за технику. Но это хоть какая-то возможность сельчанам закупать новые сельхозмашины на фоне катастрофической нехватки «живых» средств. В первом квартале 2004 года «Червона зiрка» по лизинговым программам продала техники на сумму 10,3 млн. грн. В аналогичном же периоде года текущего… на 0 грн. 0 коп. Если предположить, что ситуация с лизингом к концу года не изменится, то общие потери завода превысят 40 млн. грн.!
Как ни прискорбно об этом говорить, но 2005 г. флагман кировоградского машиностроения начал с непривычного 70-процентного спада объемов реализации. В таких условиях предприятие вряд ли выйдет на задекларированные 340 млн. грн. по итогам года. Сейчас менеджеры предприятия пытаются решить возникшую проблему за счет выхода на новые, еще не освоенные рынки сбыта — Узбекистан и Зауралье. Принятые меры уже позволили несколько стабилизировать ситуацию, возникшую в результате перепроизводства.
Неприятности с лизинговыми программами — не последний стресс, ожидающий завод в этом году. На очереди — последствия повышения тарифов на железнодорожные перевозки. Уже выросли цены на металлопрокат (что не может не сказаться на стоимости продукции). Резко подскочил спрос на транспортировку грузов автомобильным транспортом. Кроме этого, государство задолжало акционерному обществу порядка 10 млн. грн. невозмещенного НДС…
Но даже несмотря на все «негаразди» руководство ОАО «Червона Зiрка» не собирается урезать социальные и инновационные программы. С 1 апреля по заводу вводится минимальная зарплата в размере 299 грн., которая затем постепенно будет поднята до 332 грн. Готовясь к вступлению Украины в ВТО, инженеры предприятия в полную силу работают над разработкой и внедрением в производство нового поколения посевной техники, современных технологий. В общем — жизнь продолжается.