Так уж сложилось, что я выросла в учительской семье, сама преподавала в школе и потом еще долго по инерции считала День учителя своим праздником. Но только в последние годы я смогла посмотреть на этот праздник и на профессию учителя извне, со стороны.
Мы редко задумываемся о том, какую роль в нашей жизни сыграли педагоги – хорошие и плохие, влюбленные в свое дело и равнодушные. Пока мы учимся, это еще незаметно, а став взрослыми, вспоминаем о своих учителях разве что на встречах выпускников. А ведь на самом деле детсадовские воспитатели и школьные учителя повлияли на нас гораздо больше, чем все остальные окружающие нас люди, исключая разве что родителей. Наши стремления, приоритеты, жизненные ценности формировались тогда, когда детский сад, а потом школа были для нас главной составляющей жизни, а учителя и воспитатели – полубогами, которые все знают и всегда правы. Думаю, любой взрослый может вспомнить какое-то событие из своей школьной жизни, какую-то фразу учителя, которые сильно изменили что-то в его мироощущении. А сколько из нас выбрали профессию, связанную с тем школьным предметом, который читал любимый учитель? И это только то, что лежит на поверхности.
Конечно, не все учителя одинаково полезны. Большинство педагогов в меру любят свою работу, читают свой предмет, как могут, и не оказывают существенного влияния на души учеников. Это совсем не плохие учителя, часто даже хорошие. Но, окончив школу, мы о них вспоминаем все реже.
Пару лет назад на встрече выпускников мы почему-то стали вспоминать всех своих педагогов. Нам очень не повезло с учителями младших классов. Когда наша первая учительница, совсем молоденькая, ушла в декрет, учителя у нас стали меняться каждые полгода.
Первая учительница обожала нас всех, она научила нас читать и писать, приносила на уроки всяких зайцев и Незнаек, но мы ее почти не помним. Нет, здороваемся, конечно, на улице, но все, что можем вспомнить, — атмосферу любви и доброты. Зато, как выяснилось, и сейчас, через четверть века, мы все ясно помним, как двоих мальчишек, принятых в пионеры в первую смену (это же какая честь была!), очередная наша учительница через две недели исключила из пионерской организации за драку с ее сыном. Я не могу вспомнить лица этой женщины, но ясно вижу, как она, огромная, громогласная, срывает отглаженные новенькие галстуки с двух плачущих мальчиков, вызванных для этой процедуры к доске: «Вы недостойны!» Я даже помню свое тогдашнее смятение: это ведь неправильно, несправедливо – и страх: значит, так можно? Значит, она, наделенная безграничной властью, может просто так, за малейшую провинность, отобрать самое дорогое (а ведь, помните, пионерский галстук в третьем классе был действительно дорог), унизить, втоптать в грязь? Эта учительница, определенно, не была хорошей и, тем не менее, оставила след в душе каждого из нас. Не будь этой безобразной сцены, я бы сегодня была другой – совсем чуть-чуть, конечно, но все-таки другой.
Зато потом были у нас учителя, умеющие задевать в наших душах совсем другие струны, как-то исподволь, незаметно и ненавязчиво, научившие нас уважать чужое мнение и ненавидеть хамство. Как это им удавалось? Вряд ли кто-то из них имел продуманную стратегию воспитания подрастающего поколения, скорее всего, это были просто настоящие УЧИТЕЛЯ. Не случайно попавшие в школу люди, а именно УЧИТЕЛЯ. В старших классах у меня была совершенно удивительная классная руководительница (впрочем, все выпускники 34-й школы с начала 70-х до конца 90-х в числе самых любимых педагогов обязательно вспомнят ее) – преподаватель химии Людмила Алексеевна Федотова. Всегда элегантная, всегда улыбающаяся, она, по-моему, никогда не повышала голос и справлялась с нами с помощью одного только чувства юмора. В случаях, когда другие учителя кричали, швырялись журналами и звали директора, Людмила Алексеевна долго смотрела на провинившегося с грустным непониманием. И от этого ее непонимания становилось так стыдно. В ней было столько доброты и сочувствия, что становилось неловко за свои эгоизм и нетерпимость. Не говоря ни слова, не навязывая своего мнения, она делала нас лучше.
Людмила Алексеевна давно на пенсии, живет в России и переписывается по Интернету с сотнями своих бывших учеников – она помнит нас не только по именам, каждый до сих пор ей дорог и близок.
Но сегодня я хотела написать не о своих учителях – плохих и хороших, а о той колоссальной ответственности, которая лежит на каждом педагоге. О том, что каждый учитель, воспитатель работает с самым нежным и хрупким материалом – душой ребенка. Как и врач, он должен в первую очередь не навредить. Это огромная ответственность и тяжелый труд, причем довольно-таки неблагодарный (я сейчас не о материальном вознаграждении, а об искренних чувствах). Если хорошего врача пациенты благодарят сразу же, то от души сказать «спасибо» учителю хочется только через много лет. Да и тогда мы не часто благодарим – боимся быть неуместными.
Сегодняшним учителям намного сложнее, чем было нашим. Не только из-за уменьшения авторитета школы – об этом в последние годы сказано очень много, повторяться не буду. Когда мы росли, были «Рассказы о Ленине», «Голубая чашка», «Тимур и его команда». Эти выдуманные истории из жизни вождя пролетариата и советских пионеров формировали ту основу, на которой строилось школьное воспитание. Каждый советский первоклассник имел четкое представление, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Как бы нам сегодня пригодился рассказ о современном кудрявом Володе, который твердо отказывается от «косяка» или вместе с Маняшей убирает мусор в парке. Увы, таких однозначно положительно героев, на которых равнялись бы все без исключения малыши, больше нет. Авторы нынешних школьных программ, когда речь идет о воспитательных целях, мечутся между калинками-веночками и государственным устройством Украины. Все остальное ложится на плечи учителей, которым каким-то совершенно непостижимым образом все-таки удается достучаться до наших детей, научить их не только читать и считать, но и уважать старших, не обижать слабых, любить свою страну…
Спасибо вам большое, дорогие учителя. Будьте счастливы, любите своих учеников, а мы постараемся не забывать поблагодарить вас хотя бы в ваш профессиональный праздник.
Ольга Степанова, «УЦ».
Сегодня нет и фильмов о учителях,таких как "доживем до понедельника","Ключ без права передачи" и другие.Не такие уж фантастическими они были.