Мы живем в век тотальной компьютеризации и автоматизации. Парой-тройкой нажатий кнопок на терминале можно оплатить коммунальные счета, приобрести определенные товары или услуги, управлять персональным банковским счетом, да мало ли что еще можно сделать с помощью разнообразных электронных устройств. Например, кировоградские школьники теперь имеют возможность протестировать свой характер, узнать свои профессиональные предпочтения и выбрать наиболее подходящую, с учетом персональных параметров, работу. Помогающие в этом нелегком выборе специальные аппараты — профориентационные терминалы от Государственного центра занятости — уже работают в 233 школах нашего региона.
Терминал представляет собой компьютер с сенсорным экраном. Интерфейс содержит различные блоки: информационные, познавательно-развлекательные и самое главное, ради чего вся эта технология задумывалась, — тестовые. В блоке под общим названием «Узнай себя» можно оценить свои профессиональные способности, профессиональные интересы, личные качества, уровень интеллекта. Для определения всех этих характеристик используются психологические тесты.
Например, характер узнается по тесту Кейрси, который считается стандартом определения типа личности и позволяет с высокой степенью точности указать один из четырех типов темперамента тестируемого, а также один из шестнадцати психологических портретов. Далее программа предлагает список профессий, предпочтительных для того или иного типа характера.
Профессиональные интересы и предпочтения школьника «оцениваются» тест-матрицей, называемой «Дифференциально-диагностический опросник профессиональной направленности Е. Климова». После ответов на пару десятков вопросов (принимаются в виде нажатия на экран на ваш вариант ответа из нескольких, предлагаемых программой), вам будет подробно сообщено о профессиях, так или иначе соответствующих вашим склонностям: административная деятельность, работа с людьми или работа с цифрами, творчество или точные науки и так далее…
Оценка уровня интеллекта — обычные IQ-тесты.
Кроме этого, профориентационный терминал держит в своей памяти (и готов предоставить школьникам по их требованию) детальный справочник по вузам Украины с перечнем преподаваемых в учебных заведениях специальностей; рекомендации по выбору вузов, текущую информацию от центра занятости по предприятиям региона; предложения по трудоустройству в Украине и за рубежом; «горячие» вакансии отдельно взятой области и так далее.
Если вас интересует личное впечатление автора от процесса общения с терминалом, то скажем так: устройство занятное, но, если честно, Америку не открывает. Что там взрослый человек, любой школьник, являющийся более-менее продвинутым пользователем персонального компьютера и умеющий «гуглить», всю информацию, заложенную в терминал, сможет легко найти в Интернете…
Тем не менее, в двух кировоградских школах, выбранных совершенно случайным образом, говорят о популярности профориентационного терминала среди учеников, причем как младших, так и старших классов.
— У нас терминал используют все категории учеников, от первого по одиннадцатый класс, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе гимназии имени Тараса Шевченко Оксана Борисова. — Малыши чаще выбирают игры, старшие — проходят тестирование, изучают информацию. В любое время — на перерывах, после уроков — с терминалом кто-то работает.
— И как вы считаете, устройство помогает школьникам выбирать профессию?
— Понимаете, отдельно влияние терминала на выбор ученика рассматривать нельзя, только в комплексе всех направлений. Профориентационная работа со школьниками включает в себя несколько элементов. Мы сотрудничаем с центром занятости, ученики регулярно его посещают, проходят там тестирования, получают консультации. Кроме этого, гимназия ведет работу с вузами, предприятиями. Начиная с 8-го класса, воспитатели и школьный психолог уже ориентируют учеников на дальнейшее обучение по одному из двух профильных направлений гимназии: экономическому или филологическому. Дети выбирают направление, исходя из того, куда они затем собираются поступать и какой профессии хотят обучиться. После 9-го класса есть возможность изменить профиль обучения, и у нас бывают случаи, когда ученики меняют направление учебы после тестирования либо у психолога, либо на терминале или в центре занятости, либо под влиянием родителей.
— Раньше в школах было обязательным сочинение на тему «Моя будущая профессия». Сейчас что получается? Ученикам уже не нужно фантазировать на тему будущей работы. Можно пройти тестирование, узнать свое «предназначение» и писать сочинение, исходя из рекомендаций компьютера…
— Никто не запретит детям мечтать. То, что комплекс профориентационных методов определяет по каким-то чертам характера школьника профессию, — это одно дело. Что хотят родители ученика — другое дело. Что нравится непосредственно ребенку — третье. Сочинение на такую тему не нужно отбрасывать. Детям необходимо давать возможность пофантазировать. Мы потом посмотрим, совпадает ли сочинение с результатами тестирования, а затем и с реальной профессией…
Примерно то же самое рассказал директор школы №4 Владимир Лозовой: ученики возле терминала крутятся постоянно, нередко пользуются устройством и родители школьников. Также Владимир Павлович считает некорректным оценивать эффективность терминала отдельно от всего массива профориентации школьников: работы с центром занятости, учебными заведениями и работодателями. И все-таки, по мнению директора школы, лучше всего выбор ученика сориентирует сама жизнь, а не компьютер.
— Приведу такой пример, — говорит Владимир Лозовой. — В этом году мы выпустили три девятых класса: 83 человека. Мы с учениками обошли учебные заведения города, к нам часто приходили представители техникумов, колледжей, училищ. В результате так наориентировались, что к новому учебному году набрали только один десятый класс: 36 человек (хотя планировали два). Вот я теперь и думаю: не переборщили ли мы? Дети предпочли школе продолжать обучение в техникумах и училищах. Почему? Потому что там платят стипендию, а в школе — нет. Многие дети пошли учиться на строительные профессии, на электрогазосварщика, на механика автомобилей. То ли сами поняли, то ли родители подсказали, где сейчас можно заработать копейку. В школе остались те ученики, кто планирует поступать в вуз. А 10-й и 11-й классы ориентировать, наверно, уже поздно. Они сами уже знают, куда будут поступать, на какие специальности и какие предметы ВНО им понадобятся для поступления. Но сам по себе терминал — дело неплохое. Я бы не сказал, что он не нужен и его можно демонтировать…
Проект по установке в школах Украины профориентационных терминалов реализован усилиями Государственного центра занятости. Основная цель этой технологии — помочь молодым людям правильно выбрать свою профессию, правильно спланировать свое будущее, утверждает директор Кировоградского областного центра занятости Марина Родионова.
— Дело в том, что у нас в государстве системной работой по профессиональной ориентации молодежи практически мало кто занимается, кроме Государственного центра занятости, — говорит Марина Родионова. — Центр занятости проводит уроки в школах по профориентированию, конкурсы, экскурсии к работодателям на предприятия. И как одна из форм работы — профориентационные терминалы. Для чего он был сделан? Чтобы школьник с самого раннего возраста узнал о многообразии профессий: какие существуют и какие востребованы; мог протестировать себя, свои интересы и планировал свое будущее.
В школе, где учится моя внучка, я видела, как ученики младших классов пользуются терминалом в игровой форме. Но даже игры — положительный момент, так как они формируют у ребенка интерес к состоянию дел на рынке труда. А ученики старших классов выясняют лично для себя, какие профессии сейчас нужны и актуальны.
— Марина Алексеевна, мой опыт работы с терминалом, конечно, незначительный, но как раз «незамыленный» взгляд показал один из недостатков системы: отсутствие возможности или распечатать результаты тестирования, или записать информацию в файл. Все-таки анализировать советы по выбору будущей профессии лучше в спокойной обстановке и без спешки, а не за время школьной перемены между уроками.
— Работа терминалов будет совершенствоваться. Государственный центр занятости сделал первые шаги в этом направлении, сейчас по областным управлениям собираются предложения по усовершенствованию системы. В частности, планируется сделать режим работы терминалов «он-лайн». Пределов совершенства нет.
— А вам не кажется, что сами подходы немного устарели? Справочную информацию по учебным заведениям, вакансиям, равно как и какие-либо тесты — психологические, по профессиональным предпочтениям, — любой желающий может найти в Интернете. И без помощи подобных устройств.
— Не каждый школьник имеет дома компьютер, тем более подключенный к Интернету. Многие семьи не могут себе это позволить, особенно если говорить о селах, районных центрах. Дети из таких семей могут протестировать себя только в школе на терминале. Мы стараемся так размещать терминалы, чтобы больше всего их было в сельской местности, в школах-интернатах. На сегодня у нас в области из 574 школ профориентационными терминалами оснащены 233 школы, и еще 69 терминалов должны поступить к нам до конца года.
— Центр занятости как-то собирает статистику по выпускникам школ: насколько советы терминала помогли им при выборе профессии?
— Даже если провести социологический опрос среди выпускников, он покажет, что при помощи одного терминала школьник выбор не сделает. Это устройство — один из вспомогательных элементов правильного выбора профессии. Дополнительно при центре занятости существует информационно-ресурсный центр, где школьники и их родители могут получить бесплатные консультации по профориентированию и бесплатно пройти тестирование у специалистов-психологов.
P.S. Профориентационный терминал, увы, совсем не учитывает такой немаловажный в реальной жизни фактор при выборе молодым человеком профессии/вуза, как: «Родители однозначно сказали — будешь учиться на юриста/экономиста/менеджера». Так же, как и то, что советы электронного консультанта и «профессиональные» предпочтения самого школьника могут идти вразрез с финансовыми возможностями его родителей. Нюансы есть. Но при всем при этом нельзя не отметить определенный технический прогресс в деле профориентации школьников. Вспомните, как старшеклассники выбирали «правильную» работу: подходящую по чертам характера, граням таланта и складу ума еще с десяток лет назад? Таких электронных помощников могли встретить лишь на страницах фантастических романов…
Спасибо, очень хороший материал.