Грозные до сих пор боевые машины по-прежнему упорно сопротивляются разрушительному течению времени, прихотливому ходу истории и элементарному человеческому забвению.
Речь идет о танках, сотни которых доныне стоят на въездах, улицах и площадях украинских городов и сел. Парадоксально, но факт: казалось бы, смена нескольких послевоенных поколений, политической конъюнктуры и исторической трактовки событий, в которых в свое время принимали участие нынешние застывшие на постаментах гусеничные воины, должна была стереть всякий след военной техники середины прошлого века с лица давно освобожденной земли. Или, по крайней мере, свести на нет внимание и интерес потомков воинов-освободителей к таким памятникам.
Ан нет. Понятно, что каждый такой объект продолжает занимать военных историков, изучающих армейскую технику. Но, что не в пример примечательнее, – памятники военной технике у нас не только живо интересуют народ, но и служат поводом для гордости и местного патриотизма. Дескать, «наш» танк – уникальный, со своей необычной историей, конструкцию имеет, как правило, оригинальную – местные знатоки-аматоры скрупулезно сравнивают облик, комплектацию и технические характеристики «своей» боевой машины с аналогичными образчиками в других городах и селах или их описанием в исторических документах. Повод для особой гордости – если на этом танке воевал отец или дед кого-нибудь из местных жителей. А ещё – если машина «въехала» на постамент своим ходом или была то ли раскопана в земле, то ли извлечена из местного водоема…
Примечательно, что судьба, как и память потомков, более благосклонна к военной технике, возведенной в ранг монумента, нежели к увековеченным в камне и бронзе освободителям. Даже притом, что поставить памятник пушке, «Катюше» или танку не в пример сложнее, чем установить памятник, скажем, неизвестному солдату или надгробие братской могилы, число тех же танков в современных украинских городах и селах, рискнем утверждать, вполне сравнимо с «человеческими» монументами и скульптурами памяти военных лет.
Так, к сегодняшнему дню на территории Украины насчитывается около 400 (точнее – 397) боевых машин, которые уже давно не «мчатся, ветер поднимая». Их география заслуживает внимания: скажем, только в Киеве танков-памятников – 56, тогда как на Львовщине и Ивано-Франковщине – всего по два. Думается, причиной тому – не только средоточие танковых боев на той или иной территории, но и позднейшее переосмысление этими территориями военного прошлого Советского Союза…
На Кировоградщине насчитывается 14 таких памятников: в Александрии (Т-34-76), в селе Девичье Поле Александрийского района (Т-34-85), в Долинской (ИС-3), в селе Зеленое Петровского района (Т-34-85), в Знаменке (Т-34-85), в Кировограде (Т-34-85), в Новомиргороде (ИС-3), в Новоукраинке (Т-34-85), в пгт Петрово (Т-34-85), в селе Петрозагорье Александрийского района (Т-34), в Помошной (Т-34-85), в Устиновке (ИС-3), в селе Хащеватое Гайворонского района (ИСУ-152) и в селе Червоная Каменка Александрийского района (Т-10).
В этом материале мы прямым образом не собираемся обращаться к историческим эпизодам Великой Отечественной, в результате которых тот или иной танк «въехал» на постамент истории – это удел военных историков и краеведов. Потому что не менее значимым нам кажется сегодняшнее отношение к этим объектам и любознательное внимание, только усиливающееся с каждым новым, более далеким от войны поколением. Не верите? Проверено: едва ли не на каждом форуме того или иного города и поселка обязательно есть если не обсуждение истории и особенностей «своего» танка, то хотя бы фотография. Причем сделанная не официальным фотографом-летописцем, а просто интересующимся вопросом гражданином, порой и не одним…
А ещё часто именно постамент с танком становится предметом занимательных, порой курьёзных, местных рассказов, баек и легенд.
Но начать, пожалуй, следует с вполне реальной современной истории. Речь пойдет о танке, который возвышается на постаменте в селе с совсем не воинственным называнием Девичье Поле.
«Тридцатьчетверка» появилась здесь двадцать с лишним лет назад – по инициативе тогдашнего председателя колхоза Григория Олийныка. Говорят, председатель захотел обзавестись собственной боевой машиной (вернее, памятником) по примеру села Червоная Каменка того же района. Туда из Криворожской танковой дивизии, где располагалось хранилище военных и послевоенных танков, снятых с вооружения, прибыл своим ходом и был установлен на постамент танк Т-10. Олийнык обратился за содействием к тогдашнему начальнику УВД Кировоградской области генерал-майору Марусенко, а тот, в свою очередь, к военным в Кривой Рог. Машина в Девичье Поле действительно прибыла, однако шло время, власть сменилась, а танк так и ржавел у хоздвора…
Фактически (да и юридически – документов на него не было) бесхозный, он служил местом тренировок для местной ребятни, использовавшей ствол в качестве турника. А повзрослевшие юноши и девушки часто назначали здесь свидания, говорят местные жители.
Несмотря на то, что «начинку» давно выпотрошили местные умельцы и «металлисты», со временем нашлись желающие «пригреть» некогда грозную машину, а сейчас – фактически груду металлолома. Так, некий предприимчивый житель Павлыша по поддельным документам, согласно которым танк должен был быть вывезен в Киевскую область якобы для создания мемориала, попытался забрать танк с собой. Однако местные власти вовремя забили тревогу, и достопримечательность осталась на месте…
Не отдали люди танк и в аренду столичным телевизионщикам, но всё это время хлопотали о том, чтобы установить боевую машину на почетное место. Необходимая сумма – 25 тысяч гривен — долго не находилась. И лишь недавно новый глава РГА Сергей Кузьменко смог обеспечить достойное место танку-ветерану – с помощью компании «УкрАгроКом», которая профинансировала создание постамента. Но – об этом в свое время писали александрийские СМИ – даже при наличии денег не обошлось без сложностей. Ведь кран подрядчика не смог поднять 33-тонный танк, пришлось обращаться за помощью в Кривой Рог…
Не менее интересная история-байка связана со знаменской «тридцатьчетверкой», её охотно рассказывают местные жители. Внимание к, казалось бы, привычному уже объекту было привлечено зимой – из присыпанного снежком танка на въезде в Знаменку со стороны Кировограда… валил пар. Оказалось, здесь уже давно живёт гражданин без определенного места жительства. Причем квартирант настолько обжился в необычном жилье, что даже ухитрился организовать для себя… освещение и отопление. При этом прибывшим милиционерам он пояснил, что его жилье не менее полноценное, нежели другие квартиры, даже адрес имеется: «Танковая, 34»!..
Есть о знаменском танке и другая байка. Говорят, несколько лет назад ко Дню Победы один из местных предпринимателей решил по собственной инициативе и за свои деньги освежить обветшавший монумент. Сказано – сделано. Однако такое «возмутительное самоуправство» совсем не понравилось тогдашнему градоначальнику. И инициативного бизнесмена обязали привести боевую машину в прежний вид – дескать, сами потом справимся. Рассказывают, оскорбленный в лучших чувствах предприниматель довольно оригинально отомстил хозяевам города: танк-то он перекрасил в изначальный цвет, но… «перебил» номер на башне. Причем говорят по-разному – то ли нарисовав номер своей машины, то ли автомобиля городского головы. Правда, ненадолго – вскоре историческая достоверность была восстановлена…
А вот, скажем, в Новоукраинке таких ситуаций не возникало: здесь о танке, установленном на въезде со стороны Кировограда, и сейчас заботятся: в нынешнем году горсовет даже ввел статью расходов на капитальный (!) ремонт памятной достопримечательности в программу «Центральный регион-2015» и выделил на эти работы 28 тысяч гривен…
Особое отношение к «своему» танку – в Новомиргороде. Во-первых, местные жители с неизменной гордостью утверждают: на постамент боевая машина въехала своим ходом. Во-вторых, здесь убеждены – «их» танк остался единственным в своем роде из сохранившихся аналогичных моделей. Поэтому, говорят, уникальный экземпляр приглянулся некоему бизнесмену, который даже хотел… обменять оригинальную машину на более распространенную «тридцатьчетверку»… Нам удалось найти человека, благодаря которому и появился здесь ИС-3, – бывшего второго секретаря райкома партии Петра Грузду. И предположения об уникальности местного памятника более чем подтвердились. И не только потому, что эта модель, названная «Танком Победы», вообще не принимала участие в боях, в том числе на территории Украины.
Есть основания утверждать, что именно этот танк среди остальных полусотен принимал участие в Параде Победы. А в Советский Союз из Германии вернулся вместе с командиром танкового корпуса – сначала в Орел, а затем, после долгих хлопот Петра Алексеевича, оказался в Новомиргороде. Именно здесь ИС-3 стал вторым (после Челябинска) танком-памятником. Здешний танк – памятник не только воинам-землякам. В начале 40-х 11 новомиргородцев, работавших на МТС, уехали в Челябинск трудиться на танковом заводе. Так что танк на постаменте – дань памяти и уважения и этим людям.
Кстати, информация о том, что пару лет назад его пытались снять с постамента и поставить сюда же Т-34, подтвердилась: дескать, ИС-3 в Корсунь-Шевченковской операции не участвовал, посему, мол, недостоин. Но более реальной подоплекой в Новомиргороде видят тот факт, что рыночная цена такого танка сегодня – от 7 до 12 миллионов долларов… Но, пожалуй, самым впечатляющим обстоятельством выглядит то, что фактически танк в Новомиргороде является … братской могилой. Ведь в его постамент, а позже и в сам танк засыпана земля с могил всех (!) погибших в Великую Отечественную новомиргородцев – а их 1282 человека. Есть земля и с Мамаева кургана, и отовсюду, где погибло особенно много земляков… Возможно, именно поэтому больше тревожить прах павших никто не пытается.
А вот танк в Александрии сразу после войны поставили практически на могильных плитах – где немцы хоронили своих погибших. Затем памятник перенесли на нынешнее место. Есть утверждения, что его перед установкой подняли со дна реки. Однако по другим рассказам он якобы был установлен по инициативе и за средства известного драматурга Александра Корнейчука. Ещё одна версия – своим появлением здесь памятник-танк обязан танкисту Дубовику, первым ворвавшемуся в город во время операции по освобождению Александрии…
ИСУ-152 в с.Хащеватое (Гайворонский район) – тоже «с историей». Во-первых, он гораздо «моложе» остальных боевых машин на постаментах области, поскольку установлен уже в конце 80-х, чуть более двух десятилетий назад. Во-вторых, он является не оригиналом, а точной копией машины, на которой в марте 1942-го Виктор Пономаренко первым прорвал немецкие укрепления на Южном Буге. Кстати, изначально памятник установлен исторически неверно, поскольку ствол смотрит не в сторону Южного Буга, где шли бои, а в обратную. Позже краеведы хлопотали о том, чтобы развернуть машину, но денег на это не нашлось…
В Помошной «свой» танк установили 30 лет назад, аккурат в годовщину Победы. После освобождения города здесь был брошен традиционный клич – «Всё для фронта, всё для Победы!». Жители города собрали 100 тысяч рублей на новенький танк и послали телеграмму об этом Сталину. И даже ответ с благодарностью получили! В конце 44-го помошнянский танк отправился на Берлин, откуда потом пришло благодарственное письмо от экипажа…
Уже после войны директор вечерней школы, а потом заведующий узловым парткабинетом Иван Гуща увидел публикацию об этом в одной из республиканских газет и написал письмо Устинову с просьбой разыскать этот танк. Теперь машина – с демонтированными боевой частью и двигателем – стоит на развилке со стороны Добровеличковки…
Примечательно, что в Кировограде – здесь танк стоит на выезде в сторону Бережинки – ни краеведы, ни местные жители о «своем» танке практически ничего рассказать не смогли. Разве что – как несколько поколений малышни, особенно после очередного традиционного показа на летних каникулах знаменитой картины «Четыре танкиста и собака», съезжались сюда на велосипедах, забирались внутрь (через незаваренный люк) и играли «в танкистов»…
Что ж, кажется, традиционное утверждение-клятва о том, что «никто не забыт, ничто не забыто» не только живет, но и приобретает новый смысл. Ведь не только ещё живы люди, которые помнят истории появления военных памятников в своих городах и селах, но и молодые потомки воинов-освободителей проявляют живой интерес к некогда грозному оружию Победы. Да, всё чаще исторические эпизоды становятся легендами, обрастают слухами и домыслами, но равнодушие и в этом случае гораздо хуже забвения…
Ахацо:
Знает, конечно — указание на эту дату есть в бумажной версии газеты. (стр.11) )))
Уважаемые ветераны бронетанковых войск! С праздником вас.Когда-то, где-то в году 1969 я написал примитивный стишок в честь танкистов -"Танкисты — нашей Родины герои, они ей честь и славу принесли…". Но лучше всего написал Константин Симонов.
ТАНК
Вот здесь он шел. Окопов три ряда.
Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.
Вот след, где он попятился, когда
Ему взорвали гусеницы миной.
Но под рукою не было врача,
И он привстал, от хромоты страдая,
Разбитое железо волоча,
На раненую ногу припадая.
Вот здесь он, все ломая, как таран,
Кругами полз по собственному следу
И рухнул, обессилевший от ран,
Купив пехоте трудную победу.
Уже к рассвету, в копоти, в пыли,
Пришли еще дымящиеся танки
И сообща решили в глубь земли
Зарыть его железные останки.
Он словно не закапывать просил,
Еще сквозь сон он видел бой вчерашний,
Он упирался, он что было сил
Еще грозил своей разбитой башней.
Чтоб видно было далеко окрест,
Мы холм над ним насыпали могильный,
Прибив звезду фанерную на шест —
Над полем боя памятник посильный.
Когда бы монумент велели мне
Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,
Я б на гранитной тесаной стене
Поставил танк с глазницами пустыми;
Я выкопал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных,-
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.
На постамент взобравшись высоко,
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.
C наступающим Вас ТРАКИ! А вот куда делся ИС-2 с полигона гражданской обороны, что рание находился за взлеткой аэропорта? Вот Вопрос? Последний раз я его видел зимой 1996 года во время лыжной прогулки.Я могу и фото найти у однокласника взять мы там во время НВП в школе фотографировались. По вопросу цены, танк новый столько стоит, а вот как раритет он должен быть в хорошем приспособленном для реставрации виде, типа как БТ-5 который нашли в болтах под Минском. Или Т-34-76 под Тарту.
А знает ли любезный автор,что во 2-е воскресенье сентября отмечается ДЕНЬ ТАНКИСТА,с которым всех танкистов и ПОЗДРАВЛЯЮ.Ведь танкистов в наших краях больше чем десантников или погранцов.Одна учебка в Остре выпустила десятки тысяч танкистов.А на счёт памятников,главное,чтобы какой то "металлист" не увидел в них источник дохода.
я тоже думаю ,что памятники должны быть уместными.никто ведь не ваяет памятник солдату-освободителю с АК-47 в руке.меня всё время удивляли памятники советским летчикам с обязательным СУ-7Б на постаменте.а танк ИС-3 ставить нужно,но только в память погибших в 1956 в Будапеште .сожженные советским-же РПГ.были там и танковые бои.когда советские танкисты на Т54 и ИС-З жгли мадьярские Т34-85 Татабаньской танковой бригады .мой отец служил на ИС-3, с 1955 по 1957 гг.но ,слава Богу в Забайкалье,в дивизии под командованием Давида Драгунского.ИС-З на постаментах неуместны.а вот в моем райцентре стоял на постаменте Т 70.потом его убрали,и мы лазили удивляясь его малым размерам ,по нему во дворе райисполкома,когда 14 летними приехали в райком комсомола получать комсомольские билеты.а лет пять назад я увидел его в Киеве,возле Монумента,на площадке техники.и табличка соответственно ,что танк принимал участие в освобождении моего города.был поднят со дна реки.чуть не заплакал,словно знакомого встретил.
Любезный автор, в марте 42 года фронт стоял под Москвой и Ростовом. А у партизан на Буге самоходных артилерийских орудий ИСУ-152 не было. Так называемые "зверобои" (поскольку сразу убивали тигры и пантеры) на фронте появились годом позже.