Продолжение. Начало в №26.
В Украине hand-made стал популярен пару лет назад. Нет, ручная работа существует столько, сколько человек живет на Земле. Но для наших предков она была необходимостью, в СССР стала особым шиком – бижутерия и аксессуары ручной работы, эксклюзивная вышивка и т.п. противопоставлялись всему штампованному и безвкусному. В перестроечные времена сами мастера стали делать штампованное и безвкусное – ради заработка (помните кооперативные сережки из пластика и деревянные игрушки с жуткими мордами?). Сегодня уже нет жизненной необходимости делать что-то вручную. Мы вернулись к ручной работе просто для того, чтобы творить, делать что-то красивое, уникальное — вот это и есть hand-made.
Куклы – это те же люди
У Натальи Викторовны Кравченко и двух ее взрослых дочерей, Иры и Наташи, общее увлечение – изготовление авторских кукол. Появилось оно два года назад, когда Наташа повредила коленную чашечку и не могла ходить. От нечего делать она сшила свою первую тильду – мягкую куклу с курносым носиком и маленькими черными глазками. Вообще тильда – это скандинавская кукла ручной работы, для изготовления которой используются натуральные ткани и материалы. Характерные черты тильд – загар (даже у зайцев), отсутствие рта, продуманная до мельчайших деталей одежда, прически из ниток.
Наташа заразила своим новым увлечением сестру Иру. Девушки сами разрабатывают модели кукол, придумывают им характеры, шьют, наряжают. Все детали авторских тильд сделаны вручную: вышивки, сумочки, цветы и корзинки, даже пуговицы на одежках – из хлебного мякиша, смешанного с клеем и подсолнечным маслом, мастерицы катают колбаски, сушат, режут, прокалывают дырочки. Если задумана кудрявая кукла, то из ниток сначала вяжут полотно, мочат, сушат, распускают и уже потом делают волосики.
Наташа и Ира шьют специальных кукол для спальни, ванной, детской (тильда – это интерьерная кукла, предназначенная не для игры, а для украшения помещений). У них есть даже ароматизированные игрушки, которые наполняют помещение запахом домашнего уюта: кофе, выпечки и т.п. Изготавливают такие игрушки особенным способом: шьют, набивают, пропитывают кофе с корицей и ванилью и запекают в духовке. Уже готовым зверюшкам рисуют акриловой краской глазки и носики, надевают сумочки, бантики и т.п.
Вслед за дочками кукол стала шить и мама. Правда, Наталье Викторовне, которая больше тридцати лет занимается пошивом бальных платьев, тильды показались слишком уж простыми – неинтересно шить. Другое дело тряпиенсы – «корейские Барби». Тряпиенсы шьются из ткани без проволочного каркаса и держат форму за счет плотной набивки. Это скорее даже не куклы, а текстильные скульптуры — мастер изначально выкраивает позу тряпиенсы, изменить ее нельзя. Характерные особенности «корейских Барби» — изящная фигурка, пышный, продуманный до мельчайших деталей наряд, сложная прическа из искусственных волос, настоящие украшения и т.п., но главное – законченный образ. Скажем, куклы-украинки от Натальи Кравченко одеты в костюмы разных областей Украины.
— Если это кировоградка, — объясняет Наталья Викторовна, — то у нее широкая юбка с атласной лентой, длинная сорочка, вышитая или черно-белыми розами, или цветной гладью, обязательно – нижняя юбка с домотканым кружевом, а на голове не венок, а лента с калиной или маками.
Куклам-травницам Наталья Викторовна дает в руки мешочки с ароматными травами, вышивальщицам – корзинки с крохотными моточками ниток и настоящими миниатюрными рушничками, балеринам надевает пуанты, невестам – подвязки на ножки. На изготовление одной куклы у Натальи Викторовны с ее колоссальным опытом уходит 16-18 часов – два полных рабочих дня! Мастерица рассказывает, что если шьет тряпиенсу на свадьбу под заказ, то клиенты часто просят сшить ее похожей на невесту – в таком же платье, с такой же фатой и прической. Принцессы для детских тоже могут быть похожи на своих хозяек. Это касается и тильд, их тоже можно сшить похожими на конкретного человека. По-моему, великолепный подарок, тем более что стоят такие игрушки не так уж дорого. Скажем, банных ангелов в роскошных махровых халатах, величина которых больше 50 см, Ира и Наташа продают за 160 грн. Тряпиенсы стоят немного дороже — 150-250 грн. в зависимости от размера и сложности. Наталья Викторовна Кравченко считает, что заработать на пошиве авторских кукол в нашем городе нельзя – дай Бог, чтобы увлечение окупалось.
— У меня когда-то покупали украиночек, – рассказывает мастерица, – и продавали в лавре в пять раз дороже. Обидно, конечно, но я ведь в лавру торговать не поеду, так что отдаю фактически по себестоимости…
Работы Натальи Кравченко, Ирины Кравченко и Наташи Карпович можно увидеть на их семейном сайте: http://shtuchka.wordpress.com/
Hand-made из глубины веков
Первым изделием hand-made был Адам – Бог, как помните, слепил его из глины. И самой древней хэндмейдовской техникой можно считать гончарство. На территории нашей области трипольцы изготовляли глиняную посуду еще за 4-4,5 тысячи лет назад. Но у нас и по сей день достаточно качественной природной глины, пригодной для лепки. Керамист Виктория Пухинда считает, что самая лучшая глина – катериновская. По ее словам, славинская глина, которую продают специально для лепки, с катериновской не идет ни в какое сравнение. Впрочем, просто нарыть глину в карьере недостаточно, ее нужно процедить, добавить каолин (это тоже глина, только менее пластичная и более крепкая).
– Глина – это как тесто, – объясняет Виктория. – У каждого мастера – свой рецепт. Найти глину, пригодную для лепки, — несложно. Разводишь материал до состояния пластилина и проверяешь, как лепится: глина должна слегка тянуться, легко принимать нужную форму. Потом сушишь изделие и смотришь, чтоб не трескалось, не крошилось. Чем больше в глине песка, тем крепче будет изделие, но тем хуже глина лепится. Тут нужно найти баланс, чтоб масса была достаточно пластичной, а изделие – не слишком хрупким.
Несколько лет назад Виктория Пухинда, художник по образованию, даже зарабатывала на жизнь продажей своих глиняных изделий, но потом совсем забросила керамику – надоело. Сейчас снова стала лепить, но уже для души.
– Самое простое – это лепить плоские медальоны, мисочки по готовой форме и игрушечных зверюшек с туловищем в виде конуса. Работать с глиной приятно и легко, нужно только помнить, что лепить нужно больше не пальцами (на них очень много рельефов), а ладонью. Чтобы слепить посуду или полую игрушку, нужно раскатать блин, а потом выложить его на форму – перевернутую миску, конус и т.п. Пока глина сырая, к ней можно приклеить все что угодно, а клеем служит та же глина, только разведенная водой. Если мы делаем народные игрушки, то просто лепим к конусу бороду и рога – выходит козел, лепим гриву – лев и т.п. Через одну-две недели изделие высыхает и его можно обжигать.
И это, оказывается, самое сложное. Глину можно купить или накопать самому, научиться лепить несложно, а вот обжигать изделия в домашних условиях – невозможно. Минимальная температура обжига глины – 600-700 градусов. Наши предки для этих целей рыли земляные печи с поддувом, а современные керамисты используют в основном покупные печки, которые стоят очень дорого – от восьми тысяч гривен. Если Виктория проводит мастер-классы по керамике, то потом выбирает лучшие работы учеников и несет их в свою мастерскую – на обжиг. Необожженные изделия, по словам художницы, могут только красиво стоять на полочке, да и то недолго. Поэтому начинающим керамистам Виктория советует лепить из соленого теста – изделия не будут выглядеть так аутентично, зато обжигать их можно в обычной кухонной духовке.
Волшебная открытка
Банковская служащая Варвара Диордиева увлеклась скрапбукингом пару лет назад. Искала для себя что-то интересное, творческое и небесполезное, пробовала делать свечи, лепить из пластики и т.п. А потом нашла в Интернете мастер-класс по скрапбукингу и поняла, что это именно то, что нужно. На самом деле непонятное слово «скрапбукинг» означает изготовление фотоальбомов и открыток ручной работы (от англ. scrap – вырезка, book – книга).
– Первую свою открытку я сделала из подручных средств, – говорит Варвара, – обычного картона, ленточек от цветов, бисера, красила ее лаком для ногтей с блестками. В общем, что-то кошмарное и блестящее. На тот момент в Кировограде материалы для скрапбукинга не продавались. Первые свои фигурные ножницы, дырокол, которым можно вырезать цветочки из ткани, и специальный картон я купила в Эстонии, куда ездила отдыхать. Сегодня в Кировограде в швейных, канцелярских и художественных магазинах можно купить практически все: бумагу, инструменты, штампы, специальные бусинки, у которых одна сторона плоская, и т.п.
Специальные товары для скрапбукинга стоят недорого: ножницы – до 15 грн., дыроколы – от 30 грн., бумага – 5 гривен за лист. Но, по словам Варвары, увлечение все равно требует существенных затрат, потому что каждая новая идея требует новых материалов и новых форм (а значит – инструментов). Варвара рассказала, что недавно заказала себе аж в России специальные акриловые именные штампы, факсимильная печать, по словам мастерицы, для скрапбукинга не годится – выглядит грубо. В общем, несмотря на то, что Варварины открытки прекрасно продаются (по цене 13-20 грн.), увлечение себя не окупает.
– Я редко делаю открытку для конкретного человека, – рассказывает мастерица. – Скорее иду от настроения, делаю для себя, а уже потом, если результат ассоциируется с кем-то, то могу и подарить. Для открыток существует несколько стилей: шебби-шик (это все такое розовое, нежное), романтик (это всякие сердечки-ангелочки, много золота), ретро и винтаж. Последние два стиля мои любимые. Я использую черно-белые фотографии, состаренную бумагу (чтобы добиться такого эффекта, бумагу замачивают в чае, обжигают края и т.п.), объемный скотч, который позволяет как бы выдвинуть какой-то элемент на первый план. Очень люблю использовать подручные материалы: ключики, подвески, пуговицы.
Кстати, в Кировограде можно поучиться у мастеров делать открытки и свечи ручной работы, лепить из глины и пластики. В студии «Бон Сувенир» (ул.50 лет Октября, 20) каждую субботу, в 17.00, проходят мастер-классы по разным техникам hand-made. На лето запланированы декупаж, скрапбукинг, куклы-мотанки, свечи и бижутерия из пластики. Занятия платные – от 50 грн. (все материалы предоставляются) и только по предварительной записи. Бесплатные мастер-классы ежемесячно проводят в зале искусств библиотеки Чижевского. На июль здесь запланирована прессованная флористика (изготовление открыток, картинок и т.п. из засушенных цветов), на август — декупаж по ткани. Правда, если в «Бон Сувенире» в «классе» не больше шести учеников и мастер работает с каждым индивидуально, то в библиотеке иногда собирается и по 30-40 человек.
Читайте в следующем номере о кожаной бижутерии Анны Ковалевой, мастере декупажа Елене Котовой и Елене Журавлевой, которая делает удивительные вещи из… старых газет.