За последний месяц областное руководство Кировоградщины уже второй раз встречается с представителями местных СМИ, чтобы, по замыслу чиновников, определить оптимальный формат взаимоотношений властей и масс-медиа. На прошлой неделе с руководителями (в основном районных) газет встретился заместитель главы ОГА Вадим Черныш.
Обжегшись на молоке, на воду дуют: вице-губернатор, памятуя недавний инцидент с одной из бывших провластных газет, представители которой не попали на встречу губернатора с прессой, сразу заявил, что в случае чего «лично спустится вниз и приведет журналистов на мероприятие». Хотя, уточнил Вадим Олегович, «как и в прошлый раз, это не пресс-конференция, а встреча с участием областного руководства, а встречаемся мы с теми, с кем в данный момент считаем необходимым — в любой сфере».
Мероприятие началось с торжественного момента: звание «Заслуженный журналист Украины» получили двое наших коллег — редактор отдела экономики газеты «Народне слово» Вадим Малиновский и собственный корреспондент Украинского радио в области Николай Труханов.
О прошедшей недавно Национальной журналистской конференции рассказал председатель НСЖУ в Кировоградской области Юрий Сердюченко. Она была посвящена вопросам журналистской этики, редакционной политики и проблеме реформирования собственности в сфере СМИ. Была принята резолюция конференции. Среди пунктов документа — легализация зарплаты журналистов, предоставление им социальных гарантий НЕЗАВИСИМО от формы собственности СМИ, обеспечение на законодательном уровне безопасности и страхования журналистов. Кроме того, по следам минувших выборов, участники конференции потребовали на законодательном уровне ввести обязательство для каждого издания предоставлять информацию о собственнике СМИ, а также о тех, кто может влиять на политику редакции. Проще говоря, «рассекретить» хозяев или заказчиков газет, активно работающих в период предвыборных кампаний в качестве «боевых листков» той или иной политической силы. Кроме того, журналисты считают необходимым создать единую пресс-карту, которая будет служить подтверждением квалификации работника СМИ и учредить квалификационную комиссию, призванную решать, кто достоин (или наоборот) носить звание журналиста. Что ж, это намерение вполне обоснованно, ведь нередко во время выборов журналистскими «ксивами» козыряли личности, весьма далекие от нашей работы и лишь выполняющие «партзадания» участников «перегонів». Разумеется, понятие о принципах журналистской этики у них было весьма и весьма смутное. А результат — потеря у людей доверия и уважения к нашей профессии…
Однако наиболее горячее обсуждение вызвали у участников встречи в ОГА актуальные и наболевшие вопросы. Один из них — опять-таки, разгосударствление СМИ. Как выяснилось, среди более чем двух десятков районок готовы пуститься в «свободное плавание» лишь три-четыре. Остальные, словно дитя в утробе матери, до сих пор накрепко связаны с учредителями — райгосадминистрациями и райсоветами. Общей проблемой для районных коммунальных изданий является, как известно, недофинансирование. Казалось бы, можно последовать примеру коммерческих изданий и найти дополнительные источники заработка. Да вот беда: по словам редакторов районок, львиную долю площадей, которые можно было бы отдать под рекламу, занимают всякие информации налоговиков, пожарных, санстанций. Естественно, размещаемые бесплатно — денег на оплату публикаций у этих контор якобы нет. А отказать, говорят редакторы, нельзя — придут завтра те же пожарные и начнут изыскивать в редакции всякие нарушения пожарной безопасности. А придраться, мол, можно к чему угодно…
Как выяснилось, есть у «освобожденных» газет и другой способ заработать на жизнь — с помощью бывших учредителей, которые по-прежнему будут нуждаться в «висвітленні» их деятельности. Схема проста: все так же «висвітлювать», но уже за деньги — на основании соответствующего договора, который должен быть заключен между органами власти и редакцией. И еще одно ноу-хау, предложенное начальником управления прессы и информации ОГА Игорем Волковым: средства, предусмотренные на содержание СМИ в местных бюджетах, не обязательно должны направляться на содержание коммунальных газет. Любое СМИ (а их в районах становится все больше) сможет принять участие в конкурсе на освещение деятельности местных властей. При этом, по мнению Игоря Викторовича, должны учитываться популярность издания, его тираж и профессионализм коллектива.