«Специальный» конфликт: насильно мил не будешь

Мы продолжаем следить за событиями, которые — уже во время летних каникул — продолжают волновать школьные и родительские коллективы Кировограда. А именно — попытками городского управления образования выполнить приказ профильного министерства и ввести в нескольких городских школах специальные классы. На этот раз к обсуждению министерского нововведения подключились родители ребят из, собственно, специальной школы №2 — именно отсюда планируется переводить школьников в обычные, общеобразовательные школы города.

Напомним, в рамках реализации концепции инклюзивного образования министерство образования и науки издало приказ, в соответствии с которым дети с особыми образовательными потребностями получают возможность учиться вместе с обычными сверстниками в обычных школах, где должны быть созданы для них специальные классы для занятий по специальным программам. По замыслу чиновников от образования, таким образом «специальные» ребятишки смогут адаптироваться к будущей самостоятельной жизни в обществе и избежать формирования комплекса неполноценности и изоляции.

Такие классы в Кировограде планируется открыть пока только в двух школах — №29 и №35. Как уже подробно писала «УЦ», и там, и там от такой перспективы не в восторге — прежде всего родители. Правда, в 35-й, где концепцию инклюзивного образования лоббирует директор, родительский комитет со скрипом, но уступил — при условии, что в названии школы фрагмента «со специальными классами» не будет. В 29-й же ситуация более напряженная — здесь родители принципиально против перевода в их школу «специальных» ребят…

И если позиции этих участников конфликтной ситуации ясны, то до сих пор оставалось невыясненным едва ли не самое главное обстоятельство: а хотят ли родители учеников спецшколы №2, чтобы их такие сложные, ранимые и, чего греха таить, непредсказуемые ребятишки учились и общались вместе с обычными сверстниками из внешнего мира?

Озвучить их позицию взяла на себя ответственность председатель родительского комитета школы Валентина Шарган. Итак, что же за настроения царят среди родителей здесь?

Как выяснилось, подавляющая часть отцов и матерей ребят этой школы…против перспективы перевода своих детей в обычные школы. По нескольким причинам, хотя главная, пожалуй, одна: за своих ребятишек они попросту боятся. Боятся, что на фоне более «легких» сверстников их детки будут выглядеть и, главное, чувствовать себя далеко не лучшим образом. Дескать, в среде таких же ребят, как и они сами, «особые» человечки не будут ощущать себя ни слабыми, ни ущербными, ни обиженными судьбой и природой. Поэтому и успехи в учебе будут лучше, и поведение — предсказуемее и ровнее: в доказательство этому Валентина Ивановна привела пример своего ребенка, у которого был опыт, и не самый сладкий, учебы в обычной школе…

Если аргументы в пользу адаптации срабатывают, как выяснилось, весьма слабо, то в качестве очевидной пользы нововведения мог бы стать довод, который в числе других использует каждый раз городская власть. А именно — возможность учить «специальных» ребят по месту жительства, а не свозить со всех районов города и пригородов в одну-единственную школу. Действительно, казалось бы, должно сработать. Однако пока спецклассы планируется открыть только в двух городских школах — одна из них находится в оживленном, но довольно удаленном микрорайоне Попова, вторая — всего в нескольких минутах ходьбы от той самой спецшколы №2. Таким образом, пока не будет выполнено обещание начальника управления образования горисполкома Ларисы Костенко открыть такие классы хотя бы в каждой третьей школе города, аргумент о возможности учить «специальных» ребят по месту жительства тоже сильным назвать сложно. Кроме того, в этих школах, вероятнее всего, количество классов будет ограничено: с первого по четвертый в одной и с пятого по выпускной — в другой. Поэтому, как ни крути, с доступностью и вариативностью образования, как того требует инклюзивная его концепция, тоже пока не складывается.

Как оказалось, не всё понятно родителям и с дальнейшей перспективой работы школы. Напомним, Лариса Костенко неоднократно — и в беседе с журналистом «УЦ», и во время встреч с родителями в школах №№ 29 и 35 — заверяла в том, что специальная школа №2 в обозримом будущем ни закрыта, ни расформирована не будет. Разве что в случае, когда родители большинства ребят примут решение забрать своих детей отсюда в другие школы, ДОБРОВОЛЬНО написав соответствующие заявления. Однако от имени родительского комитета Валентина Шарган утверждает: их почти поставили перед фактом, что рано или поздно школа всё же будет ликвидирована — если даже родители не захотят забирать отсюда детей, то вскоре школа будет объявлена аварийной… На этот счет Валентина Ивановна заверила нас: заявлений о переводе никто из семи десятков родителей ещё не писал.

Со своей стороны директор школы №2 Александр Саржевский месяцем ранее заверил журналиста «УЦ» — мол, школа не аварийная, а разговоры о закрытии той или иной школы в городе идут постоянно… Хотя, как выяснилось, сам Александр Анатольевич идею инклюзивного образования одобряет — дескать, ребята, подобные его подопечным, не должны учиться вместе и вариться в собственном соку… Это обстоятельство, кстати, говорит о многом. Ведь, как известно, перспективы любого — в нашем случае учебного — заведения в немалой степени зависят от позиции руководителя. Скажем, в той же 35-й школе именно директор принял решение участвовать в пилотном проекте внедрения этой концепции в жизнь на уровне страны, в итоге школа всё же примет ребят в созданные спецклассы…

По большому счету, могли бы принять это нововведение и родители ребят из спецшколы. Хотя, как выяснилось, с принципиальным замечанием: такие ученики должны учиться в обычной школе, пусть даже и в спецклассах, уже с первого класса. Чтобы изначально не бояться остального школьного сообщества, чувствовать себя здесь уверенно и органично, без «спецшкольного» прошлого, которое в ином случае, чего греха таить, нередко становится для таких ребят клеймом, поставленным на них остальными сверстниками.

Кроме того, по словам Валентины Шарган, родителей категорически не удовлетворяет помещение, которое согласна предоставить их ребятам соседняя школа, — по крайней мере, в его нынешнем состоянии. Но даже в случае проведения здесь необходимых ремонтных работ, по её словам, часть расходов должна лечь на кошельки родителей. По крайней мере, шла речь о процентном соотношении, близком к половине, о конкретных суммах речь пока не идет. Родители уже называют потенциальный расклад недопустимым — как с точки зрения безопасности их ребятишек, так и из соображений моральной, психологической нагрузки, которой подвергнутся новые ученики. Ведь в то, что их ребятишки получат возможность свободно общаться со сверстниками, хотя бы на переменах и в общем школьном дворе — на равных и в обычном доступе, — они не верят. Тогда как, по мнению, озвученному Валентиной Шарган, обидные конфликты, агрессивные стычки и прочие, мало похожие на идиллический процесс адаптации или предусмотренные министерством моменты воспитания и взаимопомощи, проявления отнюдь не исключены… «Наших детей и так обижают, часто оскорбляют. Зачем ещё и загонять их в изолированное помещение, ограждать забором, из-за которого им будут кричать “дебилы”?!» — такой нерадужной видит перспективу задуманной реформы Валентина Ивановна.

Вместе с тем лучшим вариантом адаптации к реальной жизни и условиями для необходимого развития «специальных» ребят, по крайней мере, из спецшколы №2, по озвученному ею мнению могла бы быть другая, внутришкольная, реформа. «Нам очень нужны игровые комнаты для наших малышей, родители даже согласны сами собрать сюда игрушки, чтобы ребята во время перемен и после занятий могли бы проводить здесь время. Для ребят постарше в пустующих комнатах можно было бы оборудовать швейные мастерские — даже машинки сюда мы тоже могли бы принести сами. Есть станки по дереву и по металлу, но нет материалов, сырья — за этим, опять-таки, родители готовы обратиться к спонсорам, к бизнесменам. Есть помещения и для спортивных комнат, здесь можно было бы теннисные столы поставить. Ведь детям между концом занятий и продленкой два часа просто нечем заняться. Хотя, если в школе не будет сделан ремонт, нас просто закроет санстанция, и дети будут вынуждены уйти в обычные школы. Возможно, поэтому как раз ремонт здесь и не делается…»

Так или иначе, теперь известны позиции всех без исключения участников этого «специального» конфликта. Нужно сказать, в каждой из них есть и доля здравого смысла, и весомые аргументы, и обоснованные соображения. Остается надеяться, что окончательное решение станет компромиссным, приемлемым для всех сторон. И, главное — не навредит ни обычным, ни «необычным» ребятишкам.


P.S. Когда материал готовился к печати, Валентина Шарган сообщила о том, что 25 июня она получила письмо за подписью заместителя начальника Управления образования Кировоградского горисполкома Е.Серопян. В документе указывалось: ни в школе №29, ни в школе №35 ученики специальной школы №2 учиться не будут. Таким образом, можно говорить о том, что первая попытка реализации концепции инклюзивного образования в Кировограде потерпела фиаско? Планируется ли открытие специальных классов в других школах города, мы обязательно сообщим читателям.

«Специальный» конфликт: насильно мил не будешь: 2 комментария

  1. Лариса Костенко — чиновник, который не отвечает никаким нормам: жадная, некомпетентная, рвущаяся к власти тетка. Для таких деток нужны специальеные методики обучения, программы, дополнительные часы на занятия с логопедами, психологами (настоящими, а не анкетособиральщиками) и т.д. Жаль, что система образования в городе превратилась в бизнес для отдельных личностей!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  2. Звісно, і батьків і "звичайних дітей" слід було готувати до появи дітей з особливими потребами(інклюзії в школі). Є відповідні методики, наприклад, рольові ігри на кшталт "Чи легко бути сліпим?!"(подивіться напрацювання професора Гьори Дромі). А так знову маємо шкандаль. І тим паче не треба було провокувати вибух "новою" назвою спецшкола! Тепер сама ідея інклюзивної освіти у місті дискредитована на роки…
    Легше всього звернути все на батьків і зганьбитись на всю Україну. Це наслідок дикої некомпетентності управління освіти…
    Суть інклюзії не в тому, щоб робити окремі класи у звичайній школі. Ці діти мають навчатись у класах разом із здоровими дітьми. Тоді не потрібен статус спецшколи, але потрібні умови для цього. І не лише матеріальні…..

Добавить комментарий