Модный нынче англоязычный термин hand-made (ручная работа) обозначает на самом деле «декоративно-прикладное искусство» – то есть изготовление полезных в быту предметов, которые одновременно являются произведениями искусства. Это и плетение, и ковка, и художественная вышивка, и резьба по дереву, и роспись по стеклу, даже декупаж (аппликация для взрослых) и квиллинг (искусство изготовления композиций из скрученной бумаги) – в общем, сотни, если не тысячи, техник. И все-таки hand-made принципиально отличается от продающихся на лотках изделий народного промысла. Это прежде всего самореализация, творчество, а уж потом (если получится) – заработок. Поэтому каждое изделие неповторимо и существует только в единственном экземпляре.
Пенное вдохновение
Кировоградка Алена Витер научилась варить мыло, когда жила в Аргентине, – на специальных курсах для скучающих домохозяек, но увлеклась мыловарением уже здесь, в Украине. Косметолог по профессии, Алена сначала хотела сделать просто полезное мыло для своих клиенток, только через пару лет ее полезное мыло стало еще и красивым.
– Сначала я варила из обычного детского мыла, обогащала его оливковым маслом, лавандой и т.п., – рассказывает Алена. – Потом подумала: ну если я уж делаю его сама, то почему не с самого начала? Ведь самое лучшее детское мыло – это все-таки химия…
Вообще мыло, оказывается, можно варить двумя способами: горячим и холодным, Алена пользуется вторым.
– Самое полезное гипоаллергенное мыло варится на оливковом масле. Гидроксид натрия растворяется в дистиллированной воде, отваре ромашки или молоке и вливается в теплое масло. Потом все хорошо вымешивается, заливается в формы, и через двенадцать часов мы уже имеем бруски, которые должны вызреть в темном месте. Оливковое мыло вызревает 4-6 месяцев. Мыло на пальмовом, кокосовом масле – чуть меньше.
– А молоко не портится?
– Нет, конечно! В мыле ничего не портится: травы, мед, натуральные соки, любые добавки. Правда, я никогда не делаю мыло на подсолнечном или кукурузном масле – с годами они могут прогоркнуть.
– Ну, годами мыло обычно не хранят…
– И зря! Натуральное мыло – как хорошее вино: чем больше оно постоит, тем лучше будет – ароматнее, полезнее и т.п.
Оказывается, прозрачное и яркое домашнее мыло можно сварить только из готовой основы, которую мыловары покупают в специальных интернет-магазинах. Но Алена Витер предпочитает не пользоваться такими основами, а создавать рецепты мыла сама.
– Во-первых, это дорого, – объясняет она. – Хорошая, качественная основа стоит 260 грн. за килограмм, а ее еще нужно обогатить полезными веществами, добавить ароматическое масло или отдушку, краситель. Есть основы и по 70 грн., но из них полезного мыла не сваришь. Во-вторых, любая основа состоит из масла, глицерина и спирта, а в натуральном мыле вырабатывается собственный глицерин, который намного полезнее.
– А при промышленном производстве он не вырабатывается?
– Конечно, вырабатывается, но его обычно изымают и продают в аптеках. Хотя промышленное мыло тоже бывает разное. Скажем, «Дав» – очень хорошее мыло, обогащенное животными жирами: свиным, говяжьим.
– Смальцем?!
– Животные жиры очень полезны для кожи, но я их редко использую – только под заказ – именно из-за такой вот реакции. Я всегда рассказываю покупателям, из чего сварено мыло, и большинство людей предпочитают растительные масла.
Вообще о рецептах своего эксклюзивного мыла Алена, кажется, может говорить часами: это сварено с добавлением коконов тутового шелкопряда, в нем за время выдержки вырабатываются натуральные протеины шелка (мыло и на ощупь шелковое), это – на кокосовом молоке, это – с кардамоном, а это – с пудрой шиповника. В парфюмированное мыло Алена добавляет специальные эфирные масла (аптечные, по ее словам, не годятся) или отдушки, непарфюмированные – пахнут тем, из чего сделаны. Скажем, у Алены есть несколько мыльных тортов – йогуртовый, шоколадный, клубничный, которые пахнут и выглядят, совершенно как настоящие. Шоколадный слой сварен на масле какао и подкрашен какао, апельсиновый слой – на апельсиновом масле и т.п. После нескольких месяцев приготовления Алена обычно разрезает эти торты и «угощает» знакомых. Вообще, по словам мастерицы, она больше раздаривает свои мыльные шедевры, чем продает. Алена считает, что заработать на мыловарении в нашем городе вряд ли возможно:
– Это очень трудоемкий процесс. Я пишу рецепт, ищу компоненты, варю мыло на свежем воздухе, в маске, в перчатках, только с хорошим настроением. Это же все живое: варить мыло и думать о другом нельзя – не получится. Компоненты, если они качественные, стоят дорого, если добавить сюда время и труд, то получится сумма, за которую брикет мыла вряд ли кто купит… Но я обычно возвращаю себестоимость – меня это устраивает…
Оставить нельзя выбросить
Работающая мама четверых детей Лариса Валюкас отдыхает, превращая всякий бытовой мусор, палки, камни, монтажную пену, куски кафельной плитки, шкурки от апельсинов и т.п в полезные и безумно красивые вещи.
– Я по натуре Плюшкин, – объясняет Лариса. – Ничего выбросить не могу. И не могу пройти мимо интересной ветки, красивого камня и т.п. У меня уже весь дом завален. В какой-то момент я поняла, что с этим надо что-то делать. И стала делать – рамочки для фотографий, вазы, часы, светильники…
В доме у Ларисы есть часы, сделанные из сломанной крышки унитаза, ваза из найденного на улице камня интересной формы, в котором победитовым сверлом сделано отверстие, картины из кусков кафеля и монтажной пены. В отличие от Алены Витер, она свои работы никому не дарит – только продает. И, кстати, весьма успешно.
– Я не люблю дарить свои работы, – объясняет Лариса. – Не потому что жалко, просто не всем это нравится. Тебе человек ничего не скажет, но подумает. И после твоего ухода выбросит вещь, в которую ты душу вложил. А если кто-то покупает лампу за 150-250 грн. – значит, мой труд кто-то оценил. Мне так комфортней: свои работы я продаю, а подарки – покупаю.
В кабинете у Ларисы целый ящик сухих розочек, накрученных из листьев, в другом ящике – цветы из апельсиновых корок. В вазах – подобранные на улице ветки. Все это заготовки для будущих работ. Лариса показала мне несколько готовых ламп: ножка из толстой ветки или водопроводной трубы, абажур из ниток (помните такую технику из детства: на воздушный шар наматывают нитки, пропитанные клеем, закрепляют лаком и краской, потом протыкают шарик и получают полую сферу) обклеен засушенными цветами, листьями, перьями. И все это выглядит совершенно потрясающе! А в ноябре-декабре Лора делает новогодние лампы – в форме елочек.
– Делаю конус из картона, наполняю его монтажной пеной – получается заготовка. Застывшую пену можно резать, красить, обклеивать веточками, шишками и т.п. Для лампы я оставляю только нижнюю часть конуса, из верхней, оклеенной шишками, убираю пену – и получается полая елочка, в которую потом вставляются патрон и лампочка.
Последнее увлечение Ларисы – картины из маленьких гвоздиков, между которыми наматываются разноцветные нитки (на фото вверху). На самом деле хобби Ларисы не такое простое, как кажется, и отнюдь не дешевое. Для изготовления таких артобъектов нужны не только время и вдохновение, но и специальные суперпрочные клеи, огнеупорные лаки и краски и много других совершенно специфических материалов…
Эксклюзив, доступный каждому
Изготовление бижутерии ручной работы – наверное, одно из самых популярных направлений hand-made. Мастерицы делают украшения из бисера, ткани, кожи, ниток, стекла и полимерной глины (пластики). Стоят такие эксклюзивные украшения обычно ненамного дороже промышленной бижутерии. А какой женщине не хочется иметь уникальное, оригинальное украшение, сделанное именно для нее? Поэтому любая бижутерия ручной работы всегда востребована, и у мастериц отбоя нет от клиенток.
Жительница Александрии Марина Савченко еще в старших классах научилась делать украшения из бисера – просто для себя, чтобы иметь что-то подходящее к каждому платью. А всерьез увлеклась изготовлением бижутерии пару лет назад. Кроме украшений из бисера, у нее есть тканевые броши, ожерелья из вязаных бусин и т.п. А последнее увлечение Марины – полимерная глина.
– Я использую польскую пластику, она мне кажется более качественной и удобной в работе, – рассказывает Марина. – Самое простое – лепить формы, как из пластилина, а потом запекать их в духовке. Я делаю так комплекты с розочками, ягодками и т.п., их очень хорошо покупают. Но мне больше нравится осваивать новые техники. Например, есть соляная техника: берешь кусочек пластики, разминаешь до мягкости и начинаешь обваливать в соли или сахаре, как бы вдавливая крупинки внутрь. Это нужно повторить несколько раз, чтобы была покрыта вся поверхность. Потом подождать, пока пластика хорошо затвердеет, вырезать ножом нужную форму, сделать дырочку для колечка (если это кулончик) или швензы (если это сережки) и сварить изделие. Пластика при этом затвердеет, а сахар или соль растворятся в воде – получится эффект пемзы.
– А где ты берешь швензы? И нужны ли для работы с пластикой специальные инструменты?
– Швензы и другая фурнитура продаются в швейных магазинах, но в Александрии редко можно найти что-то интересное, поэтому чаще всего приходится заказывать в интернет-магазинах. Что касается инструментов, то специальные стеки, конечно, есть, но я ими не пользуюсь. Я работаю скальпелем, ножом для резки бумаги, даже деталями шариковых ручек – ими очень удобно, например, делать дырки в «сыре». Если нужно тоненько раскатать пластику и получить идеально гладкую поверхность, я использую стеклянную скалочку и раскатываю на стекле.
– А для чего нужна идеальная поверхность?
– Для того, чтобы потом сделать декупаж или перевести изображение на пластику. Техника перевода изображения очень интересна. На компьютере рисуется заготовка нужной формы и размера. Если там будет надпись, то на заготовке слово должно быть зеркальным, если несимметричный рисунок, то для сережек нужно сделать один рисунок обычный, а второй зеркальный, чтоб они смотрели в разные стороны. Эти рисунки распечатываются на обычном черно-белом принтере и накладываются на пластику краской вниз. Через несколько часов пластика впитывает краску, а листок становится совершенно чистым. Остается только аккуратно вырезать форму по контурам, сделать отверстия и запечь. Для декупажа я распечатываю изображения на фотопринтере на плотной фотобумаге, накладываю их на уже запеченную пластику, приклеиваю специальным клеем и несколько раз покрываю лаком, чтобы поверхность стала однородной, без швов и т.п.
По мнению Марины, изготовление украшений ручной работы может приносить приличный доход, но только если уделять любимому делу все свое время. И тогда, увы, дело может перестать быть любимым и превратится из творчества в ремесло. Именно по этой причине большинство хэндмейкеров, хоть и зарабатывают на своем хобби, предпочитают получать зарплату в другом месте, а доходы от творчества тратить только на приобретение материалов для новых шедевров.
Кстати, Марина Савченко делает очень недорогие украшения: комплекты из пластики и из бисера стоят примерно одинаково – 20-40 грн.
– Почему дешево продаю? Хочется, чтобы все, кому нравятся мои работы, могли их себе купить, – подростки, студенты, кто угодно, – объясняет мастерица. – Для меня самое главное – чтобы кто-то все это носил и получал удовольствие. Дорогие сложные украшения из бисера я делаю только под заказ, когда могу быть уверена, что человеку действительно понравится.
– А есть такие работы, которые тебе жалко продавать?
– Конечно! У меня есть серьги-суши. Плоские черные тарелки, на каждой по две роллы с начинкой разного цвета, зелененький васаби, оранжевые овощи, палочки из расщепленных зубочисток. Делала я их очень долго, вылепливала каждую деталь, и когда закончила, то не смогла с ними расстаться. Стала носить сама, и получилась реклама собственной продукции в собственных ушах: люди обращают внимание, спрашивают, где взяла, делают заказы…
В принципе так продают свои изделия почти все кировоградские мастерицы: кто-то где-то увидел, спросил, заказал. На ярмарках изделий ручной работы, которые проходят в Кировограде, хорошо расходятся только недорогая бижутерия и куклы-мотанки. А ни одна из мастериц, конечно, не может себе позволить открыть специальную торговую точку. Впрочем, купить изделия ручной работы в нашем городе все-таки можно: специальный отдел есть в магазине «Мурай», существует кировоградский интернет-магазин товаров ручной работы: http://kreatiff.kr.ua/. Некоторые хэндмейкеры создают собственные небольшие интернет-магазинчики, точнее скорее сайты-выставки с указанием цен на продукцию и контактов. Например, мыльный магазинчик Алены Витер с описанием техник мыловарения и рецептами домашнего мыла: http://milniepuziri.blogspot.com/.
Читайте в следующем номере о Наталье Кравченко и ее дочерях Ирине и Наташе, которые шьют удивительных кукол – тряпиенс и тильд, о керамисте Виктории Пухинде и о мастере скрапбукинга Варваре Диордиевой.
да уж…. А при Союзе из собак варили мыло.
здравствуйте! я Алена Витер -обо мне напечатана статья про мыловарение.
только вот хотелось бы вас попросить поставить к моему описанию мое фото с мылом))) потому что мои читатели видят лицо другой мастерицы-а описание про мыловарение мое и не могут понять несовместимость фото и мастера.
пожалуйста-девочку с картиной в руках поставьте к ее интервью чуть ниже. а пенное вдохновение хотелось бы с моими фотографиями-как в газете)) спасибо заранее.