Все двадцать лет украинской независимости количество выпускников школ да и самих школ у нас только уменьшалось, а количество вузов, желающих дать этим выпускникам самое высшее образование, только увеличивалось. При этом из кировоградской образовательной сферы уходили (а то и вытеснялись, выдавливались) лучшие.
Среднее и очень среднее образование
Таким грустным подзаголовком приходится называть часть, посвящённую школам Кировограда. И проблема здесь не в качестве образования (база, заложенная в советское время, до сих пор даёт о себе знать), а скорее в том «среднем» отношении к среднему образованию. Учитывая тот факт, что 90-е годы наш город (да и область, и страна) находились в состоянии глубокого всестороннего кризиса, наибольшие проблемы возникли у представителей бюджетной сферы. Пострадали в первую очередь учителя и врачи. С чувством удивления вспоминаются сейчас многомесячные задержи по зарплатам, характерные для бюджетных организаций. Удивляет не сам факт задержек, а способности к выживанию этой, без сомнения, интеллигентнейшей (а значит, мало приспособленной к выживанию в экстремальных условиях) категории.
Не будем рассусоливать на тему отсутствия заботы государства о системе образования, обратим внимание на другую, менее заметную, но более значительную сторону: в период полной профанации и бесконечного наплевательского отношения к проблемам школ проявились две, по нашему мнению, наиважнейшие, негативные реакции. Первая заключается в падении авторитета учителя и врача как представителей интеллектуальной элиты. А вторая — более страшная — звучала в те тяжёлые годы в устах многих педагогов: «КАК ПЛАТЯТ — ТАК И РАБОТАЕМ». Не обвиняем тех, кто так говорил, — их безысходность и отчаяние понять можно, а ведь многие школы гордились учительскими династиями, а значит, в те годы НИКТО в этих семьях не приносил денег в дом. Многие помнят первую учительскую забастовку в Кировограде, многие учителя того времени не забыли мешки сахара, вермишели или тушенку, выдаваемые в счёт задержанных на полгода и более зарплат (1 мешок на четырёх и более учителей). Просто сейчас, глядя на поколение 80-90-х годов рождения, не стоит удивляться воспитанию и образованности многих из них …
Сегодня же средняя школа почти скатилась до уровня самоподготовки учеников и родителей. Репетиторство стало фактически обязательным условием поступления в вуз. Кроме всего прочего, в Украине произошло преступление против образования — идеологизация всего гуманитарного блока. И дело даже не в переписывании истории, а в том, что школьная литература и история стали площадкой для идеологических боев, что в принципе недопустимо. Ждём теперь поколение начала ХХІ века и готовимся не удивляться их воспитанию и образованности…
Все выше, и выше, и выше
Очень-очень много лет у нас было всего три высших учебных заведения, можно их назвать классическими для Кировограда — педагогический вуз, технический и летный. Понятно, что спрос на образование в начале девяностых был критически превышенным — по пять человек на место на иные специальности. И только зародившийся рынок дал свой быстрый ответ на этот спрос — начали появляться приватные вузы и филиалы более чем спорых вузов из Киева и Харькова. К тому же новое время сразу затребовало новых специалистов, которых неповоротливые машины больших классических вузов так быстро не смогли начать готовить. У нас появились Кировоградский институт регионального управления и экономики, социально-педагогический институт «Педагогическая академия», институт коммерции, филиалы университета «Украина», Межрегиональной академии управления персоналом, Киевского университета туризма, экономики и права. Последнего в наших краях уже нет — закрыли из-за недостатка квалифицированного педсостава. Где сразу нашлось столько преподавательских кадров в Кировограде на почти десяток новых вузов — загадка из загадок. Ведь по министерским требованиям в вузе должно быть вполне конкретное количество профессоров, докторов и кандидатов наук, иначе он не проходит аккредитацию. В тот смутный период бывали курьёзы, когда один и тот же кандидат наук числился штатным преподавателем сразу нескольких вузов города. Некоторые частные институты выжили, некоторые — нет, некоторые влачат жалкое существование, перебиваясь на непедагогических прибылях. А филиалы живы и поныне — кировоградские филиалы ХНУВД, университета культуры и искусств (чуть не написал «имени»!) нашего земляка Поплавского, да и у того же КИРУЭ есть подразделения в Александрии и Первомайске Николаевской области, и находится кому преподавать…
От ПТУ к академиям сквозь школы
Лишь каким-то чудом в Кировоградской области еще сохранилось немного ПТУ — профессионально-технических училищ. По мнению педагогического директората, родители с большим удовольствием отдадут ребенка учиться на тракториста в аграрный колледж или сельскохозяйственный техникум, чем в прозаическое ПТУ. Единицы, буквально единицы учебных заведений сохранили историческое название и статус. Первыми начали летчики, уже в 93-м Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации стало Государственной летной академией Украины. И понеслось. Была себе раньше школа №1 г. Кировограда, а превратилась в коммунальное учреждение «Образовательно-воспитательное объединение Общеобразовательное учебное учреждение І-ІІІ степени № 1 — детский юношеский центр “Перлинка” Кировоградского городского совета Кировоградской области». Это такое полное название. Просто школы стали лицеями, гимназиями, коллегиумами; техникумы и ПТУ стали колледжами и учебно-воспитательными комплексами; институты заделались университетами и академиями. Никто не доказал, что после волны переименований, модернизаций и перепрофилирования качество образования в области возросло…
Зато на фоне появления громких названий сами школы начали просто рушиться. Памятна история со школой в селе Малая Помошная Новоукраинского района. Однажды «просто» обвалилась ее стена. Правительство выделяло более двух миллионов гривен на ее ремонт… Ну и, конечно же, школы закрывались. И в селах, и даже в городах, как, например, была закрыта школа №5 г. Александрии. Каждый год закрываются то одна, то пять школ. Последнее массовое сокращение прошло в 2009-м, тогда в области закрыли четыре сельские школы, а 10 «временно приостановили деятельность». Всего школ на Кировоградщине 582, а в предвоенном 1940-м году их было 1176. Вдвое больше.
Уход знаковых фигур
Люди образования на Кировоградщине традиционно относились к числу самых авторитетных. Директора школ и преподаватели чаще представителей всех других профессий становятся депутатами местных советов и даже народными депутатами, как Владимир Панченко. Но как-то так получается, что лучшие, самые звездные педагоги теперь поднимают уровень образования в других краях. Вынужденно покинули Кировоград ведущие специалисты педагогического (тогда ещё) института: Марс Ибрагимович Загидулин ныне проректор одного из вузов Татарстана, тот же Панченко — в Киево-Могилянской академии. В Запорожье популярнейший некогда преподаватель Владимир Манакин. В Киеве — Виктор Громовой, автор кировоградского феномена под названием «5 школа — гимназия имени Шевченко». Ему удалось за считанные годы «перебить» традиционный авторитет 6-й «обкомовской» школы и школы №11. Гимназия Громового стала самым популярным местом, родители выстраивались в очередь, чтобы их дети смогли в ней учиться. Но Громовой многим не нравился в серой среде чиновничества от образования. И его таки выжили. И не только его, список, к сожалению, очень долог…
Юристы — экономисты
Сегодня, пожалуй, и не сыщешь вуза на Кировоградщине, который бы не выпускал юристов и экономистов. Их готовят даже техникумы. Разве что музыкальное училище их не выпускает и медицинское. А в строительном техникуме, скажем, готовят. И в машиностроительном. Родители последнего лоботряса знают, что в стране грандиозный переизбыток юристов, экономистов-международников, финансовых менеджеров и аудиторов. Но все равно продолжают упорно толкать своих детей учить законы и маркетинг. И даже тот факт, что в первой десятке украинских богачей нет ни одного юриста и экономиста, а есть в основном инженеры, родителей не останавливает. Как следствие — сегодня труднее всего найти приличного сварщика, успешного конструктора и толкового агронома.
И еще о «модных» специальностях. Аж в двух (!) вузах областного центра сегодня готовят журналистов. Учат их журналистике люди, сами за свою жизнь и пары газетных статей не написавшие и ни единого телевизионного репортажа не снявшие. Но спрос на престижную специальность есть, и вузы его удовлетворяют за родительские деньги.
Гораздо более осмысленным и действительно нужным является появление других новых специальностей, которым учат теперь у нас. Национальный технический университет стал готовить компьютерных спецов самого разного профиля, и в ХХІ веке эти выпускники востребованы.
Слово мэтру
А вот как оценивает итоги работы сферы образования на Кировоградщине за годы независимости упоминаемый выше Виктор Громовой, создатель гимназии имени Шевченко:
— Що було найважливішим у освітянській галузі? Я б виділив два періоди:
1. «Гірський» період (до нових висот!).
Початок 90-х, коли був справді задіяний ресурс свободи і система освіти набувала необхідної різноманітності. Тоді молодий зелений аспірант міг створити гімназію (до речі зараз якраз 20-річчя з моменту створення оргкомітету з відродження гімназії, яким опікувався тоді народний депутат В.Панченко). З’являються авторські школи (коледж Пояркова, гімназія Громового, ліцей Короткова тощо). Звісно, зараз немає гімназії, яку я створював, немає колледжу Пояркова… Єдине виключення демонструє Коротков. Йому пощастило, бо він є навчальним закладом обласного підпорядкування.
Перші приватні вузи тоді очолюють теж неординарні особистості, які не знаходили себе у офіційній системі освіти. Той же Василенко організовує педагогічну академію на основі сучасних підходів до організації навчального процесу.
2. «Болотний» період.
З часів Кучми-2 (тоді вперше було нагнано страху на освітян, і їх зробили інструментом проведення виборів за сценарієм влади) починається заболочування. «Апофігей» руйнування освіти був у 2004 році, коли пройшла масова передвиборча зачистка директорів кіровоградських шкіл (більше десятка найбільш продвинутих і відносно незалежних) та прибрали тодішнього (на жаль, вже покійного) директора інституту післядипломної педагогічної освіти О. Романенка. От тоді в хід пішов принцип «аби свій», почалась тотальна депрофесіоналізація, рутина поглинула ростки інновацій… Тоді ж пройшов і погром моєї гімназії. Це була знакова подія, яка означала знищення не тільки гімназії… У цей період і знакові фігури йдуть, бо аж ніяк тут не можна було їм реалізуватись.
Дмитро Корчинський пише: «Ти можеш піднятися на найвищу гору, якщо ти в горах, але в болоті ти можеш піднятися лише на поверхню, де всі — на одному рівні. Їх тягнуть за ноги і топлять ті, хто хоче на поверхню… Суть болота не в тому, що воно тхне, а в тому, що воно гомогенне. І воно консервує себе саме».
Справді відбувається профанація всього. Юристів, економістів чи менеджерів міжнародного туризму випускають навіть філії вузів у райцентрах. Усе це псевдоосвіта, відвертий обман «споживачів освітніх послуг».
Щодо гімназії як явища, то справді , попри те, що мова йшла про відродження славетної Єлисаветградської гімназії, ми не збирались копіювати модель гімназії сторічної давності. Як я тоді казав: «Ми не переносимо гімназію з минулого, ми її позичили у майбутнього!» Вже мало хто і пам’ятає, що у нас в основі педагогічної системи гімназії було покладено ідею індивідуального педагогічного супроводу , що ми сповідували ідеї глобальної освіти (плекати одночасно українця і громадянина світу) тощо. Зараз багато цих підходів перетворились на протилежність, відбулась дика профанація ідей…
Період заболочування продовжується і зараз. Абсолютна відсутність лідерів, тотальна рутина і консерватизм не дають підстави сподіватись, що ближчим часом щось зміниться.
Якщо подивитись навіть формальні показники (наприклад, результати участі у ЗНО), ми у повній…
ГРОШ ЦЕНА НАШЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАК ЛЮБИМ СВОЮ СТРАНУ ЧТО ПРИ УДОБНОМ СЛУЧАЕ УМАТЫВАЕМСЯ С ЭТОЙ ДОЛБАННОЙ СТРАНЫ
Бей москалей
Ибо нация существует только тогда, когда она имеет СВОЮ культуру, СВОИ традиции, СВОЮ историю и СВОЙ ЯЗЫК.
Но ведь без Национального образования тут не обойтись! А это и есть сегодня проблема для Украины! Потому с Алексом и "бьемся"
"P.S. Вибачте за російську мову. "-так пишет А.Гора.Квинтэссенция дискуссии по теме статьи.Dixi.
Друг мой, меня всегда удивляет насколько коротка память людская. Какие десять гривен в месяц? Как не на ксерокс, так на ремонт или мытье стекол.
А по поводу кафе, то какое это имеет отношение к инновациям в педагогическом процессе, революционность воспитания где?
Мне конечно интересно вчитываться в комментарии к статье, однако вынужден заметить что все они сводятся к околообразовательным проблемам. НЕ о том в статье речь! Уважаемые комментаторы, Вы совершаете серьёзную ошибку привнося личные идеологические предпочтения в сферу формирования нашего будущего. Я (имея 15-ти летний опыт работы в школе) убеждён в том, что учитель должен быть аполитичен, ибо он (как образец для подражания) является формирующим фактором для ученика. Повторюсь: привлечение школы к политике — недопустимо!
Алекс, я удивлён Вашей памятью, со времени того интервью, о котором Вы вспоминаете прошло слишком много времени, а как известно время меняет всё, даже внутренние убеждения. Не относя себя сейчас ни к одному из политических лагерей нашей многострадальной Родины, хочу задать Вам вопрос: как Вы считаете, выглядит ли естественным преподавание истории Англии в английской школе на японском языке? Я себе этот вопрос задал в 1994 году и с тех пор передаю свои знания детям только на украинском языке (учитывая русскоязычное воспитание и постоянное общение в быту мне это было сделать сложно, однако возможно!).
Я живу в стране под названием Украина, являюсь представителем украинской нации, горжусь и негодую, оценивая события внутренней жизни. Это моя страна и я люблю её такой, какая она есть. Я хочу, что бы она была лучше и буду всё для этого делать, делясь своими знаниями с подрастающим поколением. А делать это буду на языке моей страны! Ибо нация существует только тогда, когда она имеет СВОЮ культуру, СВОИ традиции, СВОЮ историю и СВОЙ ЯЗЫК.
Это не украинизация, это просто условие существования нации.
P.S. Вибачте за російську мову.
Не приличествует подающему надежды сочинителю с таким примитивом постов выходить к людям.Не разменивайте свой, возможно имеющийся талант, в угоду конъюнктуры околополитической полемики.
Называйте это как хотите: "украинизация" или как-то по-другому, только вот упадок в нашей нынешней системе образования виден невооруженным взглядом. Современный ученик по сравнению с советским учеником — это то же самое, что настенный календарь по сравнению с оригиналом Модильяни. Познания нынешних школьников и студентов так же широки, как сама Сибирь. Только с точностью до наоборот…
Алекс,если не ошибаюсь,Вас очень "украинизация образования" беспокоила…еще совсем недавно!:)
Слай,надеюсь ты понял,кому мой коммент.
Дружище, я не вижу никаких проблем с подтягиванием украинского языка к уровню русского.Необходимо всего три вещи, первое — желание,но этого мало. У Яновича к примеру оно есть.Второе — способности к обучению. И последнее,обязательное — мало-мальский интеллект. И я тебя уверяю,можно подтянуть к своему русскому даже китайский. Так что на Табачника надейся, а сам не плошай.
На Донбасе, при царе, а потом и при Советах, было село — Крейдяне. После известных событий 1933 года оно стало называться Меловое.
Факт в том, ув. тов. Alex, что у нас украли прошлое (или мы его сами потеряли). В России таких называют "Иванами, родства не помнящими", герои С.Кинга говорят "Они забыли лица своих отцов". В похожем полжении оказались евреи, но они осознают себя как нацию. Мы не осознаем, даже при наличии своего государства. Пока мы не поймем, что у нас есть СВОЯ страна, СВОЯ речь (не язык), СВОИ герои, СВОЯ история то так и будем плестись в конце списка успешных стран.
Посмотрите, все страны которые пошли по такому пути, давно обогнали Украину.
Обратный пример — Белорусь, Украина.
Хочу напомнить,что статья посвящена проблемам образования,а не вопросу о том,какой язык учить,а какой нет.На мой взгляд,переход образования с русского на украинский породил много проблем.Хотя цель понятна-правда она не единственная-создать условия для развития украинского языка.Другое дело,как она реализуется.Мне кажется,недемократично.Но понимаю,при равных условиях украинский не выдержит конкуренции.
Польский язык-намного ближе английского(а для большой части Украины и русского)…если кто-то думает,что на польском нечего почитать в оригинале-ошибается.
Но дело даже не в этом…Просто,почему-то,большие противники изучения украинского в Украине(что уже смешно),как правило не знают ни одного языка…окромя русского.А если английский,то на уровне советской школы.
При этом,очень любят порассуждать про пользу многоязычия.
Или,в крайнем случае,о величии и могучии "великого и могучего"…
Alex,вот в чем действительно нельзя вас упрекнуть,так это в знании истории.Вещь,как для профессионального фальсификатора, КРАЙНЕ необходимая и вы ею пользуетесь. Посему вынужден продолжить.
Коренизация, она же тогда называемая сталинистами украинизацией, национализацией, на самом деле была вынужденной и ВРЕМЕННОЙ акцией комуно-империалистов с далеко идущими целями. Главной из которых было укрепление политической власти фанатиков большевиков (цинично называемой властью рабочего класса) в российских колониях. Вся эта громко называемая "УКРАИНИЗАЦИЯ", на самом деле ограничивалась обучением русск. рабочего люда, хлынувшего в Украину и такой же партноменклатуры, языку "аборигенов".С одной стороны, быстрее пройдет адаптация,с другой,гляди, местный народ чужаков спокойнее воспринимать будет.А вот когда все "устаканится",тогда можно и руссификацию — никто и не опомнится.Все так и случилось.Ни о каком развитии украинской культуры, духовности,исторической национальной памяти,защите того же языка и РЕЧИ НЕ БЫЛО!!! Более того,уже через несколько лет,уничтожив украинскую элиту и миллионы укр. селян (менее сознательных трудящихся, чем рабочие),большевики "без трудностей" навязали нашему народу исконно русские национальные "ценности", вкупе с языком и русск. культурой.Поэтому украинизация по-большевистски была ни чем иным как АССИМИЛЯЦИЕЙ русских колонистов на украинском жизненном пространстве.И вовсе не от того "русский знают все,потому что его разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Карамзин, Толстой…", а потому,что его с помощью "украинизации " сначала разрабатывали и затем насильственно внедряли коммунистические палачи нашего народа. Это о том,что" бъективно,русский язык последние века развивался более интенсивно,чем украинский".Естественно, после всего этого, украинский язык на Украине Alex приравнивает чуть ли не к английскому. Может возвращение украинского языка к ИСКОННОМУ своему статусу и шаг назад в данном историческом измерении, но его нужно сделать ОБЯЗАТЕЛЬНО, чтобы затем шагать ВПЕРЕД.
Степаныч Русский язык-язык славянской культуры, к к которой принадлежат и украинцы,английский-англосаксонской, то есть тут различие цивилизационное и дело , следовательно, не только в искусстве перевода. Следовательно,той конгениальности, которая возможна при чтении русского текста при чтении его украинцем и русским НИКОГДА не достичь,если посредником будет английский текст.
Западная Украина-особый разговор.Но и там знают русский лучше, чем английский, во всяком случае, большинство.
"Но если уж брать постулат, что ВЫБОР языка-составляющая успеха для страны, "-в Украине нет ВЫБОРА языков.Предпринимаются все меры по вытеснению русского из обихода. усский — РОДНОЙ язык украинских граждан, а не иностранный. Донецк, Луганская оюласт Харьков,Сумы, т.е. бывшая Слобожанщина,Крым-для многих граждан этих регионов русский не язык колонизаторов, а родной,на котором они сегодня практически лишены возможности получить образование. Это факт.
Объективно, русский язык последние века развивался более интенсивно,чем украинский.Вот почему переход на украинский в образовании стал фактором деградации последнего. Одна попытка модернизировать укр. мову на основе западно украинского диалекта или моделей укр. эмиграции, чего стоит! Файна и все тут! Вспомним, как изъяснялись Кендзьор, Пинзенык. Отсюда неологизм — делу пинзеник!
"мы никогда не будет так свободно читать Шекспира, как Толстого."-Простите,не "мы",а "ВЫ",возразят жители Западной Украины…а ведь они наши СОграждане,как бы это не печалило Алекса.
Да и с остальными,это скорей касается выпускников советских школ,да и то,не всех.Я знаю людей читающих этих авторов в оригинале одинаково свободно.
Меньше всего мне хотелось бы противопоставлять один язык другому.Но если уж брать постулат,что выбор языка-составляющая успеха для страны,а украинский "не годится"…то так и просится на выбор-английский,ибо успехи англоязычных стран бесспорны…куда,извините,тому русскоязычному миру (на данный момент) тягаться.В общем,неоднозначный постулатец…
А если,(в чем я много раз убеждался) вся эта возня-за право НЕ учить Мову,а совсем не за многоязычие…то так и скажите-хочу,мол,говорить по старинке,как при СССРе,по русски…что,мол,и при Союзе украинский в школе не учил,а сейчас и подавно не собираюсь!
А не пойте эти песни-за "МНОГОязычие".
Практически любой житель Украины,владеющий украинским языком-владеет и российским.
И совсем, очень далеко, НЕ каждый житель Украины говорящий по русски-знает Мову…
Кого от кого "защищать"-решайте сами.
ронни Мы говорили о родных языках украинских граждан,о приоритете прав личности над интересами государства и в связи с этим,праве граждан использовать родной язык во всех сферах жизни. Государственный язык должен сочетаться с официальными языками. Кстати,в Конституции США нет понятия "государственный язык",как и в Конституции СССР. Навязывание языка населению-верный способ отбить желание его учить и уважать,особенно,на фоне актуализации английского языка.В многонациональных государствах возникает потребность в языке межнационального общения.Выигрывает тот,который лучше приспособлен для коммуникации.Связывать статус языка с численностью его носителей-ошибка. Главное-функциональность языка-а русский знают все,потому что его разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Карамзин, Толстой, Достоевский, Тургенев, Лесков, Чехов, Тютчев, Есенин, Бунин, Шолохов….. Очевидно, переход на украинский, объективно, был шагом назад в развитии культуры и науки Украины. Ведь язык-их основа. Английский-чужой и мы никогда не будет так свободно читать Шекспира, как Толстого.Вот другая причина деградации современного образования.
В таком случае Россия бы утонула в многоообразии языков народов ее населяющих — территория России намного больше состоит из территорий других государств. И государственный язык вторичен, конечно. Русский вторичен к татарскому, якутскому, бурятскому, немецкому и т.д.
ронни Украина -полиэтническое,мультикультурное,поликонфессиональное государство.Ее территорию составляют бывшие земли разных государств.Поэтому для этнических украинцев родной-украинский,татар-татарский,русских-русский.Но все они-граждане Украины и имеют право на развитие своей,национальной культуры в рамках данного государства.Государственный язык вторичен по отношению к языкам этих наций,поскольку по Конституции признается примат интересов личности над государственными.Государство -слуга личности,а раз так,то языки последней имеют преимущество.
горожанин Историю украинизации Вы не знаете.Начните ее изучать с выяснения понятия "коренизация." И важно-не судите о прошлом с позиций сегодняшнего дня-весьма распространенная ошибка.
Долго наблюдал,но не выдержал. Господа, я же неоднократно предупреждал,осторожнее с лохотронщиком Alexom. Ваша полемика,которую он навязал и вы повелись, вокруг некоей "украиниЗАЦИИ" в нынешней Украине — ПОЛНЕЙШИЕ чушь и бессмыслица, а еще — ПРОВОКАЦИЯ. Любая "зация" это влияние ИЗ ВНЕ.Как правило, НАСИЛЬСТВЕННОЕ распространение языка,культуры одного народа среди ДРУГОГО или других народов.Улавливаете, в чем провокация с украинизацией? Насильственно влияете,да к тому же не имеете право, чай не дома.А вы тут полемизируете с провокатором -отличительная ли ЭТО черта за годы независимости (пусть и в образовнии) или не совсем с бухты-барахты.? Термин "украинизация" был придуман еще сталинскими идеологами в 30-х,когда нужно было создать хоть какую то видимость верности заветам Ильича" на самоопределение наций", а заодно усыпить их бдительность перед скорой расправой. Правда, комуноимпериалисты понимали абсурдность самого понятия — "украинизации украинцев",которых тогда в русской колонии было почти 90%, но лучше уж явная глупость,чем назвать вещи своими именами, а именно: деруссификацией. Так было безопасней, а то гляди, и за деколонизацию заговорили бы хохлы. Потому и сегодня русские шовинисты на Украине говорят исключительно об украинизации, не оставляя надежды вернуть нашу страну назад в колонию. Только все напрасно. Вон уже Alex и о нынешнем президенте начал нелестно отзываться, а это ХОРОШИЙ признак! Да что там президент, конституционный суд регионов ВСПОМНИЛ, что охраняет Конституцию Украины,а не соседскую.
Сначала все в мире изучают родной язык, потом английский, а потом какой хотят. Для украинцев родной язык-украинский, а не молдавский или сербский или чешский или русский или белорусский.
В то время, когда весь мир стремится знать как можно больше языков, Украина затягивает своих граждан в корсет моноязычия. Что из этого получается, мы прекрасно видим: дремучесть, отсталость, косноязычие… Вот что выходит, когда идешь в разрез с мировыми тенденциями.
Наш выход — в официальном статусе русского языка (за ним и уровень украинского подтянется). И как нельзя кстати сейчас Д. Табачник на посту министра образования. Главное — не профукать этот шанс. Вперед, Дмитрий Ильич, мы следуем за тобой в соседнем вагоне!
млн.укр-цев Это Вы о Пушкине так":Нет, о вас Сергееич писал! " Вот,автору,хорошая иллюстрация современного образования! "Легкость мыслей необыкновенная!" Аргументов как не было,так и нет. Нищета оппозиции.
Степаныч Не стоит вместе с водой выплескивать ребенка.Или,отрицание отрицания по Гегелю.Вспомнили?Это я о советской точке отсчета.Очень примитивно критику современности воспринимать как призыв вернуться в прошлое.Рецидив баррикадного мышления.
Недавно Александр Минкин (российский писатель и журналист) рассказывал на одном из российских СМИ о бедах российского образования.
При том,что никакой украинизации там нет и в помине,проблемы теже.
А еще он жалуется на растущую ДЕРУСИФИКАЦИЮ образования.В частности,на рост безграмотности среди российских студентов.
Звиняйте за немаленькую цитату,но оно того стоит:
< <...совершенно случайно, у меня возник разговор со студентом ВШЭ (Высшая Школа Экономики). Текст был опубликован, под названием «Молодые людоеды». Вот где он мне объяснял, когда начал говорить, я обалдел, и говорю: слушайте, а можно мы диктофон включим. Да пожалуйста. Я попросил, пошли, нашли диктофон. Поставили на стол, и у него перед носом он стоял, я сто раз ему говорил, Антон его звали, Антон, диктофон работает. Вы понимаете, что вы говорите? А что? А он говорил, что на нашей экономике тяжким грузом висит 40 миллионов лишних людей. Не дают развиваться. После того как бакалавры школы экономики, Высшей школы экономики, это гайдаровско-чубайсовская, ясинская, извините за беспокойство. Вот они таких студентов обучают, которым кажется, что здесь не только лишние пенсионеры, что естественно для молодых людей, но он мне прямо сказал, филологи не нужны сейчас. Вот мы когда воспрянем, мы тогда купим(!) филологов, когда они нам понадобятся. Я говорю, нет, когда вы воспрянете уже финансово, экономически, вам никогда уже не понадобятся филологи, вы даже не будете знать, что это такое. Вам стриптиз понадобится и яхта. А филолог вам никогда уже не понадобится...>>
Минкин возмущен,что в России студенты не учат нормально русский язык.Что сейчас не нужны русские филологи,а нужны "специалисты" с цифрами и процентами вместа ума и сердца…
Разве это не наша с ними общая беда?
Он говорит,что если "мы потеряем это поколение,то потеряем Россию"!
А мы,если получим "экономистов" с калькулятором в мозгах и без Родины в сердце…
МЫ Украину не потеряем?
А какую "родину" ВЫ,Алекс,им предлагаете?
СССР,которого нет?
Россию,которой,мягко говоря,не до нас…если это не приносит прибыль.
Или пусть,для начала,полюбят свою Мову,свой Город…а там,глядишь,и уже ОНИ нам предложат чего умного.Ведь и МЫ,все вокруг,будем ИМ не чужие!
" …авторы не интересовались началом карьеры Громового… Финансовые проблемы. А диссер так и не написал — Киев вне контроля…. от армии, как Громовой, в село не бегал." Ваше, Алекс? Нет, о вас Сергееич писал! О вас.
млн.укр-цев Внимательно читайте мои комментарии,если хотите со мной полемизировать.Обсуждается тема образования.Разве не факт перехода преподования,ведения деловой документации на укр.язык?Я отвечал на реплику автора,явно неуместную-"Вот уж не думал, что все беды — от украинизации олбразования! ",укоторая примитивизирует содержание дискуссии.Я давно забыл про Громового и если бы не статья и не вспомнил бы его.Любопытно,но мне запомнилось интервью с Горой.Он признался как-то,что заглянув случайно в тетрадь своей дочери прочитал,что она надеется,что будет жить в счастливой Украине или сомневалась в этом-не помню.и,кажется так.Очень трогательно.Это его так взбудоражило,что он рванул на Майдан в 2004.Так вот,Громовой,Гора,возможно,неординарные личности,но потому,что не те тексты читали.Им завидовать?Примите таблетку!
Алекс, украинцы говорят: "Чув дзвин,та нэ знаю звидкы вин". Так и у вас с украинизацией. Если говорить об отличительных чертах, то как раз таковой,для 20 -ти лет Независимости, является именно ее отсутствие во всех сферах жизни Украины. Но "Звон" был. Уже много политиков, в т.ч. и регионалов,выучили мову,некоторые пытаются при этом даже разговаривать на ней.Ни один телеканал без "риднои" тоже не обходится. А сколько еще осталось украиноязычных газет! В общем, звенит по всей стране. Но вот чем больше этого звона, тем меньше становится укр. духа, национального содержания. Патриотизм объявляется чуть ли не ругательным словом. Анафеме предается украинофильство. Недавно вычитал высказывание одного польского политика после прочтения им какой то последней книги Д. Табачника. Он говорит, "напиши польский писатель так(!) и таким(!) образом о своей стране,его признали бы у нас невменяемым". Но Табачник ведь даже не писатель, он, в первую очередь, Министр образования Украины!!!
Относительно Громового.Для алексов и прочих посвященных.Великий русский Пушкин как то сказал: " Неординарные личности имеют свои слабости,которые утешают посредственность". Точнее не скажешь.
Геннадий Рыбченков Я, например, назвал НЕСКОЛЬКО отличительный черт истории образования Кировоградщины: УКРАИНИЗАЦИЯ, ПОЛИТИЗАЦИЯ, ЕВРОПЕИЗАЦИЯ, КОРРУПЦИЯ, КОММЕРЦИОЛИЗАЦИЯ. Список можно продолжить. О местной прессе не писал. Некоторые отмеченные явления имеют рациональное содержание, однако на практике они приводили порой к самым неожиданным результатам. Никакой демонизации черт образования.
О прессе. Любопытным явлением для Украины является тот факт, что газета или журнал, другой вид СМИ может быть русскоязычным, а по духу, содержанию, укр. националистическим, русофобским. Речь не обязательно об УЦ. Речь о явлении.
Вот уж не думал, что все беды — от украинизации олбразования! Ну да ладно. За эти 20 лет беспощадной адской украинизации в Кировограде появилась первая русскоязычная газета "Украина-Центр". А еще есть "Ведомости", "Ланруж", "Утренний город" и что-то еще. До украинизации в Кировограде не было русскоязычной прессы.
2 Алекс — справедливости ради надо отметить и Радула, который агитировал студентов за регионалов во время Майдана.
Прохожий
Ага, в гимназии были взносы, страшно сказать — аж по 10 грн. в месяц. Вносили, кто мог(60-70% родителей), причем в официально зарегистрированный фонд поддержки гимназии.
А подвал под кафе как вы думаете, кто отдавал горисполком или Громовой?! Причем, деньки тогда за аренду шли в гимназию, сейчас… Угадайте, сколько сейчас в гимназии с родителей сдирают по-черному?
Все это повторение старых мифов, созданных погромщиками гимназии для прикрытия рейдерства!
Продолжим перечисление отличительных черт образования добы незалежности. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ образования. Решено и справедливо, вузы должны зарабатывать себе деньги. Появились студенты,которые платят за свое обучение.Поскольку часто это делают не они,а их родители,то общий уровень подготовки студентов резко упал,а взяточничество стало процветать.Что характерно,часто сами студенты предлагают взятки. Значит, КОРРУМПИРОВАННОСТЬ образования,покупка дипломов всех уровней. Громовой площади гимназии отдал под застройку питейного заведения. Кабак и школа объединились."Я заработал деньги …!" говаривал он.
Политизация вузов. Флагман здесь-Могилянка с ее вздорным ректором. Активно призывал своих студентов к участию в Майдане. В педе не раз выступала Фарион-скандально известная лидер Свободы и др. Укр. мова, факультет и здесь впереди планеты всей.
Деградация как раз во времена независимости началась. Когда все кинулись зарабатывать, красть, а не учиться. Вот и результат. Приоритет — не знания, а деньги. И никто не научил, что благодаря знаниям можно заработать в десятки раз больше денег, чем простой спекуляцией.
По моему мнению, Громовой был знаковой фигурой, потому как один из первых начал нагло и неприкрыто стричь деньги с родителей.
А по поводу "болота", болота нет, есть деградация, в образовании, поведении, и в той же украинской речи. Я учился в русскоязычной школе. Украинский был вторым языком. Такой безграмотности, как сейчас , не было. Загляните в тетрадки своих детей. Какой там язык? Новости посмотрите, а еще лучше переведенные на украинский фильмы.
млн.укр-цев Найдите в Бытии и времени Хайдеггера нацистские идеи.И вообще,как все это относится к статье?
Тема піднята цікава, як же підняти цікавість до вивченні рідної мови, до якісної освіти? наприклад я закінчив свого часу "російську" школу з посередніми відмітками а після того як мене потерло жорновами життя закінчив ВУЗ з "червоним" дипломом, тому що навчався справі яка мені була цікавою, я бачив її перспективу та й тоді ми усі були рівними. Українською оволодів у зрілі роки зрозумівши що за діда-прадіда я українець,Сьогодні серце кров"ю обливається коли бачиш "спеціалістів" з дипломами у яких взагалі немає ніяких знань, але вони керують закладами,і ми бачемо результати їх керування, поряд же живуть грамотні та розвинені люди у яких просто немає дипломів( бо совість не дозволяла платити хабарі) які нашій країні геть не потрібні, хоча за кордоном за їх роботу платять достойні гроші. Україні потрібні зміни, але єдиною проблемою країни є відсутність народу та громадянського суспільства, у нас є лише елєкторат, та ті хто його породжує. Якщо станеться чудо і в країні виникне громадянське суспільство до виборів 2012, то може іще й поживемо, я якщо ні,-то ні!
Алекс, ну, ответ на вопрос,как отличить хорошую литературу, достойного ученого,авторитетного писателя и вообще самое лучшее от нехорошего,недостойного и вообще всего самого плохого, мы услышали, точнее, слышим от вас всегда. Если оно русское — то первое,если украинское — то второе. Конечно это очень простой вопрос и легкий на него ответ,как для почитателя философа и нациста Хайдеггера. А вот вам вопрос посложнее. Кто из двоих лучше и авторитетнее, русский Пушкин или Ушаков,тоже русский? Скажете, это несопоставимо и вообще, сравнивать их некорректно. Отож. Другое дело,кабы кто- то из них был украинцем. Поэтому облегчаю вам задачу и конкретизирую — в определении ими понятия "зависть."
Конечно Кировоградские ВУЗы выпускают "крутых" юристов, которые на право смотрят так же как и на лево.Хотя правильные юристы на право смотрят как на совокупность норм регулирующих общественные отношения.Но подем далее, какую зарплату платят тем же юристам на Кировоградщине, в лучшем случае 900 грн. где то в администрациях. К стати недавно был в Белой Церкви, где меня быстро и качество обслужили у государственного нотариуса, в Знаменке же ПОПАСТЬ к государственному нотариусу на прием,уже проблема. Хотя грамотных юристов без работы -пруд пруди, но на работу примут только чего-то родствееника который даже известное слово из трех букв через"ю" пишет.Безработица и неплатежеспособность населения накрыла всю страну, а выводить её из этого кризиса никто не берется, вокруг одни только лозунги, а дальше не идет и света в конце болота не видно, только "гнилушки" поблескивают и все. СЛИВАЙТЕ ВОДУ.РЕБЯТА!
Хто не найшов в житті дороги,
той пішов у педагоги.
Виктор Ответ Степанычу подойдет и Вам" Я написал "Согласитесь,она стала ОДНОЙ ИЗ отличительных черт образования ……" И еще-не увеличивай числа сущностей без надобности — пользуйтесь бритвой Оккама.
Alex(в миру Саша) это цитатка тебе:
"На помощь примчалась тетя Мотя из Курска. Вот она считает, что лучше быть десять раз изнасилованной, чем один раз украинизированной…"( Спектакль Предчувствие Мины Мазайло М. Кулиш). Не ищи простых ответов на сложные вопросы. Они всегда неправильные. Не украинизация стала причиной "заболачивания" нашего образования… Не в этом причина и того, что ты себя так и не нашол ни в образовании, ни в…
"«Чтобы подростки полюбили украинского автора, нужно затронуть их струны и победить глобальное влияние зарубежного литературного вторжения», – считает Александр Зубченко."
По моему,достаточно суметь "затронуть струны" подростка и уже побеждать некого будет.Это будет ВАШ читатель,не зависимо от национальности автора.
Всё остальное-слишком сложно.Не одолел.
Степаныч Я написал "Согласитесь,она стала ОДНОЙ ИЗ отличительных черт образования незалежной Украины."-т.е. украинизация.Есть и другие причины,например,на одну из них указывает детский писатель-«Чтобы подростки полюбили украинского автора, нужно затронуть их струны и победить глобальное влияние зарубежного литературного вторжения», – считает Александр Зубченко.То есть "европеизация" часто понимаемая как русофобия и потому поддерживаемая укр.наци,"либералами", угрожает украинской самоидентификации,а значит,развитию своей культуры."Европеизация",-не всегда демократизация,потому бездумное копирование европейского опыта чревато дурными последствиями.Например,тестовое образование,кредитно-модульная система-как средство оболванивания учеников и преподавателей.
Пишут-"Зараз багато цих підходів перетворились на протилежність, відбулась дика профанація ідей… -"Но не все идеи были изначально толковы,а во-вторых,ставилась цель с их помощью покончить с радянщиной,русской культурой.В результате подсекли свою,да еще решили заставить конкурировать укр.культуру с общеевропейской.
Очень жаль,если все так как рассказывает die.
Я с такой же болью смотрю на то,что они "строят" все эти годы…
Мы конечно многое из того,что имеем-заслуживаем.
Но неужели- настолько?!
И неужели всему виной-злощастная "украинизация"?
"ведь многие школы гордились учительскими династиями, а значит, в те годы НИКТО в этих семьях не приносил денег в дом. "- В самой статье свидетельство в пользу комментария die
"Вас "украинизация" смущает? "-Нет,считаю,украинизация должна быть изучена как заметный факт истории незалежной Украины.Без него история образования будет односторонней,а значит,не объективной.И предлагаю прекратить игры в патриотов.
В период оголтелой украинизации в ЗОШ 9 работал очень сильный преподаватель по математике и там возник скандал. В школе учебники еще старые на русском и ясное дело преподаватель ведет уроки на томже языке что и писаны кижки. Но тут завелся РУХ ОВЕЦ и начал песни о национальний свидомости поднял директора гороно …. . На вопрос препада как будет детям математику дома делать если в школе на укр. а дома книжки на рус. какой будет уровень усвоения материала и т.д. и т.п. на что последовал ответ "ничиго мы пару поколений поломаем но украинизируем" и это происходило при детях в классе. И чем это закончилось? Один из лучших учителей математики нашего города после уроков положил заявление об уходе, со словами "ламайте но без меня". И что мы имеем сейчас ?
Прошу прощения у старых преподов за такое сравнение но разница между ними и нонишними как между совеискими сосисками и нонишними. объект есть а что внутри. там знания и мясо а тут соя и …
Хорошо,Алекс,разонравилась Вам Ваша фраза-забыли…:)
Вас "украинизация" смущает?
Если бы она проводилась с бухты-барахты,тогда было бы странно…а если это на фоне построения УКРАИНСКОГО государства,то ничего удивительного…Вполне естественный вектор развития в данной ситуации.
Я понимаю,что ВАС не столько наличие "украинизации" расстраивает,сколько наличие государства Украина…но тут уж,шо уж.:)
Как говаривал Остап Ибрагимыч,чтобы перестали беспокоить кошмары про Советскую власть,нужно,всего лишь,устранить предмет беспокойства…Советскую власть!:)))
Степаныч Вы отклонились от темы.Я пишу об украинизации,которая ,почему-то,забыта авторами статьи.Согласитесь,она стала одной из отличительных черт образвания незалежной Украины.Вы ухватились за фразу,придав ей решающее значение.
Если пишут-"Період заболочування продовжується і зараз. Абсолютна відсутність лідерів, тотальна рутина і консерватизм не дають підстави сподіватись, що ближчим часом щось зміниться.",то возникает вопрос,а где лидеры?И тут в самый раз спросить,с чего все началось?.Очевидно,анализ следует начинать с оценки кадров,с того,что с ними происходило за все это время.А точка отчета-преднезалежный период,это тоже очевидно.Его фрагментом есть "феномен Парсамова",но тогда он был один из многих."Где все?",как спрашивала госпожа Головлева.
Дык,мы всю бытность в СССРе только и делали, что сравнивали разницу… то с Западом себя сравнивали,то с 1913 годом. Когда как удобней.
Некоторые на этих сравнениях карьеру себе сделали, в агитпропе.
Теперь с СССРом пытаются сравнивать,по инерции…:)
Степаныч Тут ,как говорят,почувствуйте разницу.
"Кто был ничем,тот стал всем."-а разве не с этим же лозунгом и сам СССР начинали строить?
И этот же лозунг нам постоянно повторяли-в качестве доказательства преимущества СССР перед остальным миром.
И вдруг…разонравился?
Отличительной чертой истории образования Кировоградщины и Украины вообще,была УКРАИНИЗАЦИЯ.Она стала одним из фактором смены преподавательского корпуса в вузах.Сменились научные "элиты".Если раньше ее составляли выпускники лучших вузов всего СССР,прошедшие аспирантуру,докторантуру в Москве,Ленинграде,занимавшиеся актуальными направлениями математики, физики, истории, — в педе даже работал специалист по истории ацтеков доколумбовского периода-то в годы незалежности ее сменили аутсайдеры. Преподаватели укр. мовы, литер, пасшие задних в недавнем прошлом, вдруг очутились на верху. Кто был ничем, тот стал всем. Государство стимулировало карьерный рост укр. филологов, в результате,чуть ли не каждый второй преподаватель Педунивера з мовы-доктор или академик. Комплекс неполноценности,реваншизм,ненависть к русской культуре, амбициозность,привели их вначале в РУХ,а затем к оранжистам-националистам. И это стало одной из главных причин упадка культуры вузов Кировограда.
Товарищ сейчас в командировке. Сказал, что, возможно, летом приедет в Кировоград. Этот вопрос буду держать на контроле.
Одному из великих ученых мужей России принадлежат слова: "Методика это наука о преподавании предмета незная онного". А сколько у нас в кирпедуне штампуется диссертаций по методике? И, к сожалению много их авторов настоящие методисты (согласно выше приведенного определения).
Мне понравился Алеха, написал шо знал про Громового, уверен 99% правда.Вот бы каждый свои 5 копеек про т.н сильных мира сего. Я про коммунистов, нравятся им блондинки пышных форм. У Симоненко Ващенко,у Пузакова Демьянчук.
Алекс,не оригинальничайте и не заявляйте, что говорите по теме статьи. Тема у вас одна и она универсальна на все,простите за тавтологию, темы — это проблема освобождения от преследующего Вас постоянно посторанжевого синдрома.Эта тема ничего общего с профанацией и другими вопросами образования, поднятыми в статье, не имеет.То же касается и персоналий с… "провозглашением России главным врагом Украины."
Что же касается зависти , то по Ушакову это — "Чувство досады(!), вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого."
Слаю: с удовольствием пообщаемся. Помогите связаться.
Создатель так называемой гимназии Виктор Громовой обсмактывает тему болота, вообще не понимая, что это такое. Даже слово вставляет "гомогенное", чтобы все подумали, что он шарит, что это такое. Тема болота — это вещи из области физической и коллоидной химии, поэтому когда неспециалист говорит "в болоте ты можешь подняться на поверхность, где все — на одном уровне" — все это вызывает смех. Потому что это полная чушь. В болоте ты можешь, конечно, подняться на поверхность, но только в том случае, если тебе помогут. Иначе утонешь, как старая дырявая корзина. И суть болота (если мы заговорили о сути болота) заключается в том, что если ты туда попал и тебя начинает засасывать, то нельзя активничать и интенсивно махать граблями, иначе тебя засосет быстрее. Твой шанс — ждать, когда тебе помогут. Кто умеет ждать — тот получает все!
P.S: Если редакция захочет поговорить с настоящими учеными, а не с профессорами кислых щей, то это можно сделать, поговорив, например, с моим другом, доктором физико-математических наук Александром Мармалюком. 39-летний кировоградец, закончивший СШ№ 17, после окончания московского ВУЗа живет и работает в Москве. Объездил весь мир с докладами. Работает в области физики полупроводниковых материалов. Его имя в научном мире на слуху. Слышали о Перельмане? Мармалюк — фигура такого же масштаба. Только не такой отшельник…
Образование может быть гуманитарное (философы, правоведы, историки), техническое (экономисты, программисты), естественные науки. В кождом направлении преподавать педагогику. А тут смешались кони,люди.Как в Грузии Саакашвили разогнал всё МВД,разогнать коррумпированный преподавотельский состав,не глядя на регалии,молодые аспиранты и кандидаты наук,ещё не зажравшиеся, их бы успешно заменили.Куда не кинься везде приговор "незалежності".
млн.укр-цев Если Вы заметили,то я оцениваю персонажей ,тему статьи,вот и Вы,следуйте моему примеру.В ней много мифологии,начиная с персон,кончая образовательным процессом.Есть о чем написать.Кстати о завести.Пусть это замечание останется на Вашей совести,но раз Вы не читали А.С.Пушкина замечу,он считал ее видом конкуренции,которая стимулирует индивидуальное развитие и потому не есть грех.
…Пива не пью и от армии,как Громовой,в село не бегал…
Алекс,а ведь в вас клокочет банальная зависть!
Громовой конечно еще тот фрукт, но способный. Гораздо способнее вас.
А вот о его ненависти к другой державе…нехорошо конечно, но ведь все же к чужой! А вот как вам живется, с ненавистью,вроде как, к своей?! Думаю,он еще и гораздо счастливее вас.И все у него впереди. У вас — все в прошлом уже.
Историк Речь идет о людях.Потому сравнения здесь некорректны.Кто-то приспособился,кто-то нет.Украинизация служила предлогом изгнать неугодных.Истинных "любителей благочестия" тогда было мало.Если сегодня преподаватель-медиевист занимается историей космической техники-то это его выбор.Украинизация вузов Кировограда ждет своего исследователя,как и темы голодомора в изложении местных историков.Привет Ющенку,который отметил их усилия.
Алексу- а что Вы скажете о феномене Сергея Суреновича Парсамова? Он же смог, благодаря трудолюбию и настойчивости вписаться в КГПУ, у него есть своя школа, свое реноме. А Марс Ибрагимович Загидуллин бежал не от украинского языка, а от… не знаю чего.
Дэн Риторические вопросы Вы не знаете,как долго,где,укрывался Громовой,как ему удалось попасть в аспирантуру,где он не учился и кто двигал его на верх.Как оказалось,сам по-себе он ничего не стоит.Манакин не оправдывался? .Если заметили,я поставил вопрос в своем раннем комментарии,следовательно,не утверждал его виновность.Похоже на компромисс-мы не открываем дела,вы-сходите с дистанции,не претендуете на пост ректора КГПИ
Корчинский довольно одиозная фигура,чтобы его цитировать как классика.
Загидулин покинул КГПИ в результате,в том числе,украинизации вуза.В этом отношении КГПИ вообще лидер.По этой причине не один факультет был разорен.Конечно,в новейших летописях вуза об этом ни слова.
Оно бы,да,совсем не плохо б!
Но нам же некогда,мы -тонем!:)))
А в глухом селе молодому учителю рай? Алекс, и если Манакин не стал оправдываться — это совсем не значит, что его обгадили по делу. Или вам мало примеров в истории? А то. что вы пива не пьете — так это вы або засланець, або падлюка 🙂 Ну или с выпили свою цистерну. И по поводу Корчинского: вы вот регулярно фашиствующих философов цитируете, так что ж вас Адольфычем звать?
Степаныч! Может просто вопрос с болотом решить, одним махом, но всем миром!?
по поводу ненависти не знаю, не присутствовал! А вот патриотизм воспитывать нужно! Как и болеть за свой город и за свою страну! Кстати, а вы думаете, что в России нет ненависти к Украине????
Хотел я развить тему про пользу взаимовыручки:)…да вспомнил,как утопающий в панике зачастую и спасителя топит.
Вы правы,Андрей,инстнкт срабатывает.И поди расскажи тонущему о его пользе…
Так что,выходит нас нужно по спасательски-вырубить ударом,а потом бесчуственных тащить на берег?Или как?
Може всем нам потихоньку плавать учиться?
Хотя,какое там плавание в болоте???:)))
Андрей Воспитание патриотизму на основе ненависти к другой державе? Пива не пью и от армии,как Громовой,в село не бегал.
Alex, а вы сами то гимн Украины знаете? Скажите, что он не правильно делал, патриотизм воспитывать это не правильно? Лучше пивасик попивать где попало?
"Слово мэтру "-кажется,авторы не интересовались началом карьеры Громового.А стоило.Любопытна история воспитания патриотизма в гимназии,с гимнами,провозглашением России главным врагом Украины.Финансовые проблемы.А диссер так и не написал-Киев вне контроля.
Степаныч, а по моему в болоте только утопнуть можно, инстинкт самосохранения срабатывает, поэтому там плевать кто рядом, каждый за себя к сожалению…
Да по трупам лезут,не зависимо от "почвы",Андрей.!
Только,если в другой стихии возможны варианты-можно как-то договариваться и сотрудничать,то в болоте некогда…"тонем,аднака!!!".
При всей похожести на правду,я не согласен.
ВЗАИМОвыручка-продуктивна и возможна в любом месте.Даже в болоте.
По моему,в болоте она,как раз,особенно необходима!
А в чем Корчинский не прав? Можно было и по другому, более грубо сказать, что одни по трупам других лезут вверх!
Cсылка Громового на Дмитра Корчинського показательна.Она характеризует этого парвеню.
"В Запорожье популярнейший некогда преподаватель Владимир Манакин. " Там он оказался не случайно.Взятки в педуниверситете.Опровержений в прессе не было.Или я ошибаюсь?