Любой конфликт — это чрезвычайная ситуация. А если его заложниками оказываются дети — тем более. Именно такая ситуация сложилась сейчас в кировоградской школе №35: здесь бушуют настоящие страсти, каждая сторона оправдывается защитой детских интересов, но, что самое удручающее, о реальном компромиссе речь пока не идёт.
Впрочем, обо всём по порядку. В декабре прошлого года министерство образования издало приказ №1224 «Про затвердження Положення про спеціальні класи для навчання дітей з особливими освітніми потребами у загальноосвітніх навчальних закладах». Документ был составлен в рамках национальной концепции инклюзивного образования — процесса развития общего образования, который подразумевает доступность образования в том числе для детей с особыми потребностями. Эту доступность министерство предлагает обеспечить путем создания специальных классов для таких школьников в общеобразовательных школах. Здесь ребята будут обучаться по специальным программам, с помощью специалистов-дефектологов, а позже, после интенсивного обучения, могут пополнять классы с «обычными» ребятишками.
В пользе этого нововведения ни чиновники, ни профильные специалисты по коррекции физического и умственного развития детей не сомневаются: общение с более развитыми сверстниками, доступность школьной инфраструктуры помогут таким ребятам максимально адаптироваться к жизни в обществе и избежать комплекса изгоев. Понятно, что с учетом работы таких специальных классов в школах должны быть созданы соответствующие условия (учебники, кадры, оснащение помещений), однако в целом интеграция школьников специальных учебных заведений в общеобразовательные носит характер обязательный и законодательно оформленный.
Решение, опять-таки, согласно вышеупомянутому приказу, о создании специальных классов принимают учредители (или собственники) общеобразовательных учебных заведений. В нашем случае такое решение было принято городскими властями — специальные классы должны быть созданы в двух кировоградских школах, в том числе и 35-й.
Однако на деле оказалось всё очень и очень непросто. В школу №35 планировалось перевести всего десяток ребятишек — по заявлениям их родителей — из специальной школы №2, для формирования 1-го класса из ребят с диагнозом ДЦП. Тем более что здесь уже учатся (правда, в обычных классах) почти два десятка учеников со специальными потребностями, а возможности школы вполне позволяют создать и разместить здесь дополнительные, специальные классы — при расчете на полторы тысячи учеников школа заполнена лишь наполовину.
«НВО №35 “Загальноосвітня школа 1-3 ступенів зі спеціальними та гімназійними класами, центр дитячої та юнацької творчості” Кіровоградської міської ради Кіровоградської області» — такое название должна получить школа с учетом создания здесь специальных классов. Однако — по крайней мере формально, — эта формулировка и стала краеугольным камнем конфликта, в котором участниками оказались и родители, и руководство школы, и городское управление образования.
Как выяснилось, родители школьников 35-й категорически против наличия в новом названии школы фрагмента «зі спеціальними класами». По мнению подавляющего большинства отцов и матерей, упоминание в названии учебного заведения, которое выдаст им аттестат об образовании, формулировки «специальные» значительно снизит шансы ребят при поступлении в вузы. Проще говоря, семьи школьников панически боятся, что в глазах членов приемных комиссий их дети будут выглядеть выпускниками тех самых «спецшкол», шлейф дурной репутации которых, как нам видится, уходит корнями в ещё не забытое советское прошлое.
При этом родители настойчиво заверяют и журналистов, и друг друга, и городское начальство, что, дескать, против учебы «специальных» детей в их школе они ничуть не против. Однако заявления, озвученные на состоявшемся недавно общешкольном родительском собрании (об этом чуть позже), позволяют усомниться в искренности значительной части родительской общественности. Ведь, требуя отменить «специальную» формулировку, фактически здесь возражают против прихода детей из спецшколы — по крайней мере, этот вывод напрашивается из разъяснений, полученных от городской власти.
За этими разъяснениями мы обратились к начальнику Управления образования Кировоградского горисполкома Ларисе Костенко. По её информации, специальная школа №2 будет продолжать работать, а решение о том, где учиться этим ребятам — в обычной школе по месту жительства или в специальной, — каждый раз будут принимать их родители. Выпускные документы, как заверила Лариса Костенко, ученики обычных и специальных классов будут получать отличного друг от друга образца. Изменения же в названии общеобразовательной школы №35, как выяснилось, продиктованы нормой, при которой все виды деятельности учебного заведения должны быть отражены и зафиксированы в её уставе и, соответственно, титульном наименовании. Другими словами, если здесь будут учреждены специальные классы, упоминания об этом в названии не избежать. А значит, надо понимать, изъятие формулировки «со специальными классами» делает их размещение в школе невозможным, незаконным.
По словам Ларисы Костенко, переход детей из специальной в обычную школу будет сугубо добровольным, на основании, опять-таки, письменного заявления родителей. Решения же о прекращении работы специальной школы №2 и её закрытии не существует. Впрочем, как уточнила чиновница, управление будет вести работу среди родителей школьников, которые учатся во 2-й спецшколе, о том, чтобы перевести ребят в школы общеобразовательные, — помимо 35-й, в проекте на уровне области участвует ещё школа-интернат на Николаевке в областном центре.
Эта ремарка, как выяснилось, совпадает с предположениями родителей о том, что помещение спецшколы планируется использовать — после «добровольного» выселения оттуда ребят — в коммерческих целях. Хотя противная от родителей сторона заявляет: мол, школа эта ещё дореволюционной постройки, расположена в плане транспортного сообщения крайне неудобно и к использованию практически непригодна.
Правда, с этим утверждением категорически не согласен директор школы №2 Александр Саржевский. По его словам, школа работает, в нынешнем году отсюда было выпущено 15 ребят, сейчас здесь числится чуть более ста учеников. Учебный процесс, заверил Александр Алексеевич, проходил в полном объеме, ребят исправно кормили, классы отапливали. Что касается предполагаемого закрытия школы и выставления помещения на торги, то, по словам Александра Саржевского, об этом ему ничего неизвестно: мол, такие разговоры годами ходят едва ли не о каждой школе… По убеждению директора спецшколы, ребята с особенностями физического и психического развития вместе учиться не должны, поэтому решение о переводе ребят с ДЦП и дефектами зрения в общеобразовательные школы он приветствует. Что же касается аттестатов, то родителям ребят из обычных школ, по его мнению, опасаться не стоит: перечень предметов, указанных во вкладыше аттестата, вполне может служить свидетельством того, какова была специфика обучения ребенка, и выпускникам обычной школы наличие в этом учебном заведении спецклассов повредить никак не может.
Немало упреков, в том числе и в финансовой заинтересованности, во время собрания прозвучали в адрес директора школы №35 Тараса Бабака — по его же информации, на содержание «обычного» ребенка выделяется 6 тысяч бюджетных гривен в год, для детей с особыми потребностями — втрое больше. Действительно, в этой ситуации руководитель школы отстаивает создание в своем учебном заведении специальных классов. Но Тарас Степанович заверяет: обычных классов этот проект не коснется, для «специальных» ребят будет выделен и приспособлен исключительно первый этаж школы, а остальные школьники получат аттестаты установленного ранее образца, отличные от бывших учеников спецшколы, а отказ от переименования, но с сохранением спецклассов грозит ему обвинениями в нецелевом использовании бюджетных средств. И не оставляет решимости переубедить родительский актив (совет школы, родительский комитет) аргументами из области этики и морали.
Забегая вперед, рискнем предположить: замысел этот практически безнадежен. Ведь на общешкольном родительском собрании, куда пришли семьи едва ли не всех (!) учеников, превратившемся в шумный скандал, и начальнику управления, и директору недвусмысленно было заявлено: на уступки родительская общественность идти не намерена. Отцы и матери школьников в случае переименования школы грозятся перевести своих детей в другие учебные заведения города, лишь бы избежать клейма «специальных». Ещё в начале более чем эмоциональной дискуссии Ларисе Костенко вообще пришлось покинуть зал, а вернувшегося под конец директора, которому планировалось выразить недоверие родительского комитета, аудитория освистала и дружно покинула актовый зал… И уже в кулуарах, не под прицелом камер и диктофонов, зазвучали реплики, которые могли бы действительно указать на причину родительских волнений. К сожалению, характеризуют они взрослых людей по отношению к малышам, обделенным судьбой, не лучшим образом. Хотя, с другой стороны, беспокойство семей за будущий успех своих чад в начале взрослой жизни понять в большой степени можно — ведь не только в родительском прошлом «специальное» образование могло на взлете перечеркнуть даже самый уверенный вузовский и карьерный старт…
Тем не менее, школа №35 уже сейчас может стать школой не для всех: фактически, если сюда придут «специальные» ребятишки, число обычных школьников обещает значительно уменьшиться. Обратная ситуация — если городская власть и руководитель школы откажутся от участия в проекте и сохранят статус кво, путь к нормальной жизни и учебе среди ровесников будет заказан ребятам из школы №2. Увы, по большому счету, на компромисс не готова идти ни одна сторона. Когда материал готовился к печати, родители школьников из 35-й намеревались встретиться с руководителем Гуманитарного департамента Кировоградского горисполкома Ларисой Андреевой. О дальнейшем развитии событий и о том, чем закончилось «специальное» противостояние, мы обязательно расскажем в ближайших публикациях.
P.S. В конце концов, на компромисс пошла городская власть — как сообщила в начале недели Лариса Костенко, фрагмент «со специальными классами» в названии школы фигурировать не будет.