Семьдесят лет назад, в военном 41-м, был сформирован авиационный полк, чья история больше напоминает легенду. Неотъемлемой частью этой легенды стал Кировоград: наш город принес летчикам звание гвардейцев, здесь, увы, была написана и последняя страница его истории.
От Липецка до Кировограда
Мы уже подробно обращались к теме канатовского авиаполка в прошлом, 2010-м году в цикле «Кировоградщина: полет длиной в столетие». Напомним, однако, основные «этапы большого пути» крылатых гвардейцев.
727-й гвардейский бомбардировочный Черкасский ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк был сформирован 25 сентября 1941 года в Липецком авиационном учебном центре как 804-й бомбардировочный авиационный полк. После переподготовки полк, получив новые самолеты, перебазировался с аэродрома Белая (Забайкалье) на аэродром Тушино.
Свои первые боевые вылеты в составе 14 экипажей пикирующих бомбардировщиков полк выполнил 23 ноября 1942 года на Калининском фронте с полевого аэродрома Будово — уничтожены штаб Велико-Лукской группировки противника, склады ГСМ армейского значения и две батареи тяжелой артиллерии в окрестностях города Великие Луки. Затем — участие в прорыве блокады Ленинграда, разгроме врага под Великими Луками, «Демьяновском плацдарме», в боях под Старой Руссой, в Курской битве, освобождение Украины, Польши, Чехословакии, Берлинская операция.
14 декабря 1943 года за отличные боевые действия и освобождение Черкасс полку было присвоено почетное наименование «Черкасский».
Почетное наименование «гвардейский» полк получил 5 февраля 1944 года именно за действия в районе Кировограда — по уничтожению танковых группировок и железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой.
Полк входил в состав корпуса, которым командовал прославленный летчик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор Иван Полбин — он навечно зачислен в списки первой авиационной эскадрильи.
Уже перед Победой, 26 апреля 1945 года, полк был награжден орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени.
За время войны полк шесть раз пополнялся летным составом — 90 летчиков, штурманов, стрелков-радистов погибли. Из первоначального состава летных экипажей День Победы встретили только 13 человек…
За годы Великой Отечественной войны полк выполнил 6800 боевых вылетов, сбросив на врага более 6000 тонн бомб. Было уничтожено и выведено из строя около 30 тысяч человек живой силы противника, 350 танков, более 1000 автомашин, 12 паровозов и более 800 вагонов, 1 бронепоезд, 10 железнодорожных мостов, уничтожено на аэродромах и сбито в воздушных боях более 100 самолетов.
Были награждены в период с 1942 по 1945 г. почти 400 летчиков и техников полка, три человека получили звание Героя Советского Союза… После окончания войны полк перебазировался в Австрию и вошел в состав Центральной группы войск. После нескольких переформирований полк получил окончательное название — 727-й гвардейский бомбардировочный Черкасский ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк.
С 1953 года полк начал летать на новом типе самолета Ил-28, базировался на аэродроме Текель (Венгрия), а затем, с ноября 1956 по июль 1960 года, на аэродроме Кунмадараш, а до 1987-го — на аэродроме Дебрецен. Осенью 1972 года по результатам боевой работы на учениях «Щит-72» полк был награжден «Вымпелом министра обороны СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные на войсковых учениях». В ноябре 1975 года был принят на вооружение самолет Як-28 — сверхзвуковой бомбардировщик с более высокими боевыми возможностями, а через пять лет — самолет третьего поколения Су-24, авиационно-ударный комплекс.
Все последующие годы личный состав полка был непосредственным участником крупных оперативно-стратегических учений: «Запад-73», «Весна -75», «Щит-79», «Братство по оружию-80» и «Запад-81». На протяжении многих лет полк занимал одно из первых мест среди частей ВВС, и участвовал в учениях «Щит-84», «Гранит-85» и многих других, успешно освоил новую модификацию самолета — «Су-24М» — с возможностями дозаправки топливом в воздухе.
Расширенные характеристики по применению всех видов управляемого высокоточного оружия, скрытность полета на предельно-малых высотах днем и ночью вне зоны действия ПВО и, самое главное — возможность нанесения удара 1-2-х ядерных бомб в любых метеоусловиях — это далеко не полный перечень тех задач, которые решал летный состав 727 гвардейского в те годы… В июле 1987 года полк был выведен из Венгрии на аэродром Канатово Кировоградской области. Все это время полк организационно входил в состав 24 ВА ВГК (Винница) и 32 БАД (Старо-Константинов), а с 1992 года — в состав 5-й ВА (Одесса). В период с апреля 1998 года по ноябрь 2000 года полк входил в состав 13-й гв.ТБАД (Полтава).
Кировоград стал крайним (слово «последний» летчики принципиально не употребляют) местом дислокации полка с легендарной историей, который до последнего времени оставался наиболее боеспособным авиационным полком в Украине.
В период с 1992 года до момента расформирования полк ежегодно принимал участие в летно-тактических учениях. «Млечный путь», «Чистое небо», «Казацкая степь», «Осень», «Си Бриз», участие в воздушных парадах над Киевом — это далеко не полный перечень учений, проводимых совместно с Сухопутными войсками, ПВО и ВМФ Украины, России и сил НАТО, где кировоградские крылатые гвардейцы неизменно оказывались лучшими. Осенью 2001-го полк получил украинское наименование 44 гв. БАП.
Однако уже в сентябре 2002 года было принято решение о сокращении ВВС: из шести полков Су-24 в Украине должен был остаться только один. А это означало, что судьба «канатовцев», увы, была решена. Последний вылет пары самолетов Су-24М был выполнен 16 июля 2004 года. Полковое знамя гвардейского Черкасского бомбардировочного ордена Богдана Хмельницкого II степени авиационного полка сдано в архив Министерства обороны Украины в сентябре 2004 года. Полк был расформирован 30 октября 2004 года…
Последним (увы, не крайним) командиром полка — с 2001-го по 2004-й — был гвардии полковник Александр Жибров. Именно он, уводя полк из кировоградского неба, прошел над центром города, качнув на прощание крылом…
Последний взлет…
Сейчас Александр Владимирович, летчик 1-го класса, работает старшим преподавателем кафедры безопасности полетов ГЛАУ. Он и рассказал, как и чем последние полтора десятилетия, вплоть до дня расформирования, жил один из лучших авиаполков независимой Украины.
— Несмотря на значительные трудности с финансированием украинских ВВС, вопрос о расформировании полка встал только в 2002-м, после Скниловской трагедии. Через два месяца уже был готов план ликвидации военных авиационных подразделений. Большинству полков был отведен год на подготовку к расформированию, нашему — два года. Тогдашний глава облсовета Василий Сибирцев боролся до последнего, чтобы оставить здесь хотя бы эскадрилью, а значит, сохранить аэродром, инфраструктуру. Однако из полков, которые летали на Су-24, остался только Староконстантиновский в Хмельницкой области — командование долго выбирало между ним и нашим.
Эти два года стали самыми драматичными в истории полка. Нужно было сокращать людей, летчики уходили даже в ракетные части, в вертолетчики — куда брали. Кому уже была назначена пенсия, уволились все. Особенно обидно было за молодежь, которая и полетать толком не успела, они вообще уходили «в никуда». В итоге личный состав уменьшился более чем вдвое… А ведь нужно было ещё передавать в другие части самолеты — почти сорок машин, людей для этого катастрофически не хватало. Это истребитель можно на трейлер погрузить, крылья отстыковать — и в путь… А наши машины только по воздуху возможно перегонять — Николаев, Белая Церковь, Луцк, Староконстантинов…
Когда мы уходили, оставили после себя всё, вплоть до выключателей и розеток. Полоса была в нормальном состоянии, ещё несколько лет назад сюда приезжали немцы, англичане — оценивая, возможно, с перспективой оборудования гражданского аэродрома — по состоянию взлетной полосы наш аэродром как один из лучших. Кстати, с учетом наличия в Кировограде летной академии, аэропорта, ДОСААФ — нужно было Канатово сохранить, хотя бы аэродром. Ведь имеющийся гражданский — лишь 4-го класса… Тем более что оставались в рабочем состоянии все необходимые коммуникации — канализация, вода, свет, очистные сооружения… Более полутора сотен зданий было! Оставалось только построить новые терминалы… Или хотя бы законсервировать всё, что имелось. Сейчас в Канатово не сохранилось ничего. Бетонные плиты 2 на 6 метров — около 30 тысяч плит! — были кем-то сняты и вывезены. Правда, здесь оставались небольшая часть РСДН (система дальней навигации) — человек 20-30 и радиолокационный пост (в системе ПВО). И всё. Все хозяйство было передано в Кировоград, в распоряжение руководства авиационных складов (возле железной дороги).
Действительно, армия, в частности, военная авиация стала к этому времени непосильной обузой для Украины. Ведь в последние годы у нас и керосина для полетов не было, летали раз в три месяца. Хотя, пожалуй, самыми трудными были 96-97 годы. Задолженность числилась — 13 зарплат! За квартал по 20 гривен получали…
По три-четыре месяца не было электричества…Бывало, сидели без света всю зиму — в штабе температура плюс четыре, выходишь на улицу — там столько же… К 2000-му так и по полгода жили.
А ведь и самолеты не вечные, им ремонт и содержание нужны… Вот и приходилось своим решением продлевать по документам срок их службы. Хотя через 12-13 лет самолеты при отсутствии ремонта нужно просто ставить на прикол, их нельзя эксплуатировать. И так по всему — оборудованию, коммуникациям… Но до 2002 года полк участвовал практически во всех учениях. Да, молодежь не летала, но из всех полков по классности мы были одними из лучших — 12 летчиков 1-го класса. Хотя при наличии топлива самостоятельно подготовить достаточное число молодых летчиков для нас проблемой не было бы. Но, пока была возможность, летали много, постоянно. Помню историю, когда после полетов, уже за пределами аэродрома, к нам подошли два парня в кожанках. Мы насторожились — мало ли… А те: спасибо, мол, порадовали зрелищем — оказалось, бывшие летчики из Кривого Рога, один из них к этому времени в бизнес ушел… Приезжали к нам и знакомые из милиции, без предупреждения, даже не сообщая нам, — становились и по три часа просто смотрели, как мы летаем…
Самое трудное — когда не летали месяцами и приходилось думать, чем на это время занять личный состав. Снова и снова предлагать изучать инструкции и технику, зная, что летчик не поднимется в небо ни через год, ни через два? А ведь летать шли не из-за денег, а по призванию. Лейтенанты образца 91-92 годов дослужились до полковников, практически не летая! Так, «подлетывали» на учебных самолетах в Харькове, но это так, что называется, для поддержки штанов. Вот в чем был трагизм того времени…
Нужно сказать, что тогдашнее руководство области — Николай Сухомлин и Василий Сибирцев — держалось за нас до последнего. Помнится, мы с ними даже памятник хотели возле аэропорта поставить — был у нас старый самолет, я уже с командующим договорился, подготовили документы на списание машины, выбрали подходящее место. Но, когда стало известно, что полк обречен, мы от этой идеи отказались: памятник несуществующему полку выглядел бы насмешкой…
Хорошо помню последний день в Канатово. Мы с Ветровым (командир авиабазы. — Авт.) перегоняли два крайних борта: я уходил первым, он — следом за мной. Очень захотелось пройти над Кировоградом, хотя знали, что это будет нарушением. Из-за ветра даже взлетали в другую сторону, чтобы это получилось в тех погодных условиях. Мы не могли этого не сделать — пролетели, помахали крылом на прощание… И на Луцк. Но не успели сесть в Луцке, как отсюда, из Кировограда, уже звонит особист, а через день в парламенте уже был скандал, вызывали главкома — мол, почему летели над городом?..
Я лично отвез знамя полка в Винницу в сентябре 2004 года. И в сентябре же, в третье воскресенье, с тех пор мы ежегодно собираемся — встречаемся на площади Кирова (25 сентября — день рождения полка. — Авт.). Хотя летающих полчан осталось сейчас не более пяти… Конечно, обидно, что авиация в Украине сегодня — не в числе приоритетов. Скажем, в Китае, Индии в ближайшее время собираются строить порядка 200 новых аэродромов — это развитие, движение вперед. Ведь человечество от авиации не откажется никогда.
Это адрес небольшого сюжета про 727 БАП. http://video.mail.ru/mail/nevfba/12/13.html
Что именно не стыкуется? Подскажи и пристыкуем…
Жаль! Ту-16 у нас, на лом сдали сами руководители ГЛАУ!
В музее ГЛАУ планируют установить Миг-21, Миг-23, Ми-2, Ми-6, может быть, Ми-8 (дополнительно к тем самолетам, которые там есть). Су-24 не планируется, хотя, несомненно, он там должен быть.
И еще хочется Су-24 поставить в музей на тер. ГЛАУ. Что Америкосы настаивают на полном уничтожении, разрезании. К стати. Уничтожины были самые современные машины Су-24М3 выпуска 1985-1990год, при налете в 200-400часов. А старые модификации Су-24 продолжают эксплуатироватся.Тоже самое было и с Ту-160, Ту-95МС, Ту-22?наши украинские власти уничтожали под аплодисменты, и взятки от америкосов, самые современные летные машины с налетом от 100 до 500часов. Информация из журнала "Авиация и Время", "Авиация и Космонавтика", "Крылья родины" "Авиа ФАН"
Сокращение нашего авиа полка, не просто так, заметте большенство боеготовых подразделений с техникой, находятся в Западной Украине, ВВС, Танковые части, Десантные бригады, где л/с промываются мозги в новом видении -, насаждается субкультура отдельного региона Украины. Я могу правда ошибатся, Но факты говорят сами за себя. То что осталось от нашей Дес.бригады и учебного центра смех.
Олегу. По Вашей логике пуля выпущенная из автомата или пистолета, по Вашей логике, вообще, ничего
За годы Великой Отечественной войны полк выполнил 6800 боевых вылетов, сбросив на врага более 6000 тонн бомб…..
Много это или мало ? 6000 тонн бомб — это соответствует одной 6 — ти килотонной боеголовке. То есть ерунда, если смотреть с современных позиций)
Очень много вещей (не фактов) не стыкуется, начиная с 1941 года. Оксана, Вы не виноваты (писали со слов "очевидца").
сообщение не по теме!
Почему у вас на сайте написано: Погода в Кировограде, а светится Кривой Рог!