Если когда-нибудь Кировоградская областная филармония заведет книгу своих собственных рекордов, то в рубрике «наиболее продолжительный перерыв между выходами на сцену филармонии» главным номинантом станет Михаил Пахманов, вокалист-хэдлайнер концерта с символическим названием «Возвращение», проходившего в минувшую пятницу, 13-го мая. Возвращение Михаила Пахманова на кировоградскую сцену состоялось через три десятка лет после того, как в начале 1980-х, еще до отъезда из Кировограда, он выступал здесь в составе группы «Контакт».
Идея организовать выступление Михаила Пахманова в родном городе — где у него остались и родственники, и множество друзей юности, — кружила в воздухе последние пару лет. Материализовалась идея в музыкальный проект, вышедший за рамки сольного концерта, который, как и планировали организаторы, сплотил на три часа «эфирного» времени кировоградских музыкантов разных поколений. На сцене областной филармонии практически в полном составе собралась рок-группа 1970-х и 1980-х годов «Титаник»: Михаил Пахманов, Виктор Стрижевский, Игорь Баронин (гитарист «Титаника» Сергей «Данык» Андрейченко умер в середине 1990-х). В ходе концерта пели сразу четыре вокалиста группы «Контакт»: сам виновник торжества, ныне заслуженный артист Украины Сергей Демин, приехавший специально по этому случаю из Польши Леонид Омельяненко, Александр «Блэк» Царюк. Композитор, автор многих песен «Контакта» Константин Пилипюк, прибывший из Киева, отработал концерт «Возвращение» за звукорежиссерским пультом. В качестве новой волны кировоградских музыкантов в концерте участвовали современные группы «Внутри Zвука», Espada, «Гучні думки». А самым прямым примером преемственности поколений музыкантов, связи музыкантов разных лет стали части программы, где пел сын Михаила Пахманова Евгений, а потом — сын и отец Пахмановы вместе.
В одном из интервью Михаила для «УЦ» уже говорилось, что, когда готовили «Возвращение», организаторы решили посвятить концертную программу памяти Ронни Джеймса Дио — 16 мая рок-музыкальный мир пережил первую годовщину со дня его смерти. (К слову, тогда же Михаил высказывал сомнение: помнят его в Кировограде или уже нет? Оказалось — еще как помнят! Зал филармонии в ходе концерта был заполнен практически под завязку.) Но затем программу дополнительно «расширили» композициями звезд рок-музыки, также ушедших в мир иной: Фредди Меркюри и Гарри Мура. (Кроме этого, отдельно музыканты «Титаника» вспомнили своего друга Сергея Андрейченко.) Так что концерт «Возвращение» получился еще и мемориальным. Кировоградские музыканты разных поколений отдали дань памяти рок-звездам, на творчестве которых они сами учились, делали свои первые шаги в музыке.
Концертную программу «Возвращения» составили сразу из нескольких жанров. Первое отделение — классика плюс история плюс современность. Михаил Пахманов презентовал свой будущий симфо-рок проект: классические роковые вещи в аранжировке для симфонического оркестра, — исполнив из репертуара Queen «Любовь моей жизни» и уникальную «Богемскую рапсодию». Ребята из группы «Внутри Zвука» сыграли свои инструментальные композиции, затем аккомпанировали Леониду Омельяненко, спевшему «контактовские» хиты «Над пропастью во ржи» и «Человеку мало надо».
Две песни на тему жизни запорожских казаков, написанные Константином Пилипюком много-много лет назад, в современной обработке Максима Величко (гитарист «Внутри Zвука») и в исполнении Александра Царюка были явлены на суд публики вообще во второй раз в их (песен) истории!
Сергей Демин не только вел концерт. Соло заслуженный артист Украины исполнил классическую вещь на все времена It’s Imposible, а после того, как Демин и Пахманов дуэтом «взорвали» зал известнейшей песней Caruso («Памяти Карузо»), зрители отблагодарили экс-вокалистов одного из первых составов «Контакта» бурными овациями.
А вот вторая часть «Возвращения» вышла исключительно «металлической». Утяжеление жанра, само собой, заставило Михаила Пахманова сменить сценический имидж — вокалист облачился в «кожу» и черную футболку с изображением Дио. Вместе с кировоградскими музыкантами из групп «Гучні думки» и Espada Михаил будто бы вернулся на тридцать с лишним лет назад, исполнив композиции из ранних альбомов Rainbow: Long live rock’n-roll, Catch the Rainbow, Man on the Silver Mountain, Sixteenth Century Greensleeves. Давным-давно группа «Титаник» играла эти же песни на танцплощадках, в Домах культуры Кировограда. Но тогда и речи не могло быть о том, чтоб исполнять западную рок-музыку — в ее изначальном виде — со сцены филармонии. Лишь спустя тридцать лет Михаил Пахманов воплотил в жизнь запретную ранее идею: спеть Дио на концерте в зале областной филармонии. Только ради этого стоило возвращаться в Кировоград!..
Михаил взял с собой из Германии сына Евгения не только для того, чтобы показать ему родной для себя город. Пахманов-младший пошел по стопам отца: поет хард-рок, прогрессив-рок, пишет музыку и тексты (в основном на английском и немецком языках), поэтому также принимал непосредственное участие в концерте. Специально для «Возвращения» Евгений Пахманов, находясь в Берлине, и группа «Гучні думки» — в Кировограде, подготовили, связываясь через Интернет, несколько совместных композиций, прозвучавших в итоге на концерте, когда музыканты собрались на одной сцене сыграть вживую.
Дальше зрители услышали хит вечера — вокальный дуэт Пахмановых, отца и сына, во время исполнения ими заглавной композиции дебютного альбома группы Дио Holy Diver. А завершила музыкальный вечер песня «Памяти музыканта» московской группы «Тайм-аут», в составе которой Михаил работал в конце 1980-х годов. Эта композиция была написана под собирательный образ музыканта и посвящена всем певцам и музыкантам, которых физически уже нет с нами, но о которых мы помним, чью музыку все равно слушаем…
Михаил Пахманов оценил собственный уровень эмоций от визита в родной город со всеми сопутствующими событиями (сам концерт, встречи с друзьями) в 12 баллов по десятибалльной шкале.
— Эмоции меня перехлестнули, — делится впечатлениями Михаил. — Первое время я не знал, что говорить, что делать, куда идти и что думать. Потому что с каждым из друзей здесь связано очень много воспоминаний юности. Костя Пилипюк, Саша Непомнящий (он приехал на концерт из Варны), Леша Омельяненко, Саша Блэк, Игорь Баронин, Стриж (Виктор Стрижевский), Сергей Демин. Мы же тогда весь Советский Союз вдоль и поперек объездили, столько пережили вместе, что это просто неописуемо словами. Я очень рад, что этот концерт получился, я еще раз благодарю всех, кто помогал его организовать, поднимать на ноги, кто принимал в нем участие. А публика какая! Очень приятно петь, когда люди настолько ярко воспринимают то, что ты делаешь. Мне очень понравилась кировоградская публика.
— После концерта очень многие зрители не скрывали восхищения вашим голосом и тем, как вы поете. Насколько хлопотно поддерживать голос в таком состоянии?
— Я ведь профессиональный музыкант, и мой голос — мой инструмент. Мне 53 года, а пою я с шести лет. Но голос — не только инструмент. Голос — это звук души, если угробить голосовые связки, следом угробится душа. Я не делаю ничего такого, что может повредить связки и душу.
— А в каком возрасте сын начал заниматься музыкой?
— Женя еще с детства, с шести лет, участвовал в разных музыкальных фестивалях и конкурсах. Он дипломант «Утренней звезды» с Юрием Николаевым, победитель конкурсов на Кипре, в Берлине, в Санкт-Петербурге. Сейчас он не профессиональный музыкант, хотя, может быть, еще и станет им. Для начала пусть получит образование, потом будет видно. В этом году Женя оканчивает юридический факультет университета. Пение для него — занятие для души. Он же еще пишет музыку и тексты, изучает иностранные языки. Родные для него — английский, немецкий, французский. Кроме этого, когда учился пару семестров в китайском университете, изучал китайский язык, знает русский и итальянский.
— Вы в Кировограде не были десять лет. Город очень изменился за это время?
— У нас не было достаточно времени побродить по городу, я просто провел для сына небольшую экскурсию, показал ему места, где я родился, учился, жил. Для меня город почти не изменился. Потому что… В 1965 году, когда мне было шесть лет и я как раз пошел в первый класс, родители получили квартиру в пятиэтажке на улице Уфимской (до этого мы жили в коммуналке на 5/5). Так вот, во дворе на кирпичной стене я написал краской свои инициалы: П.М.С. (Пахманов Михаил Семенович). Сейчас я повел сына показать ему дом, где жил, смотрю — та надпись сохранилась до сих пор! Я ее сфотографировал!
В Кировограде на меня нахлынуло столько воспоминаний!.. Я давно уже очень много ездил и езжу: по работе, путешествую. И никогда еще у меня не было такого щемящего чувства. Честно говоря, настолько тоскливо стало, что первый раз в жизни мне совсем не хотелось уезжать домой, не хотелось уезжать из Кировограда.
Если найдутся люди, которые согласятся помочь в организации будущего подобного проекта, я бы с удовольствием сделал в Кировограде еще одну концертную программу или провел бы мастер-класс для местных вокалистов. Возможно, это получится…
Когда отзвучали последние аккорды концерта, Михаил Пахманов искренне поблагодарил всех тех, кто помог организовать и провести «Возвращение»: Сергея Демина, Ефима Мармера, Эдуарда Геву, Николая Кравченко, а также меценатов-спонсоров.
Миша, я жалею что не была на концерте. Просто отдыхала))
Женя, я думаю, Вы ГЕВ…АВам земной поклон ..Благодаря Вам такие цыники, как Я, Ляпсик,Мотыль, Кучерявый,Гарбуз..не буду светить всех( Брывчик, Бузило, Богданов, Бэн,Ванцак,Андрик, Селезык,Коротя,Виля,Сотя,Николаша,Делестьянов, Бордо ) не сдержался)..Имел счастье с многими поиграть.Мыс Вами идем в одном направлении, но к с разными путями.
Все мы пишем не о том.Понятно, что человеку с таким музыкальным образованием как 1-й ( имени просто не знаю) были видны все тонкости и ньюансы во время выступлений музыкантов. Мне же как обычному человеку все очень понравилось. В конце ноября прошлого года я открыл для себя Леонида Омельяненко, после его творческого вечера в филармонии. А в этот раз я был просто поражен голосом и харизмой Михаила Пахманова. Слушать песни в исполнении Леонида и Михаила можно бесконечно! Спасибо им огромное, за то что они нашли время и приехали в Кировоград.
Могу заняться муз. колонкой, Посыл к Мармеру.Непрофессионалов нам не надоПодготовил Александр Виноградов, фото Елены
Видете ли, я в муз.школе учился 7 лет(в Гайвороне),в муз училище 4 года, на музпеде 5 лет, в консе -5 лет и Вы набрались смелонаглости со мной дискутировать.Ничего личного. Но беззубость на лицо.
Я ради ТАКОГО концерта хочу написать очарованнннный с десятью Н — продлить удовольствие, несмотря на то, что в словаре таки их две.
очарованый пишется с одной Н.Пост в незачет.
Вот именно, что "концерт"..
Отличный концерт!!! Спасибо организаторам и участникам за прекрасный музыкальный вечер!
К сожалению такой долгожданный концерт Михаила Пахманова разочаровал. По сути гениальному певцу дали спеть пять с половиной песен.Режиссура — 0. «Внутри Zвука», Espada, «Гучні думки» мы их слышим каждый месяц.Люди пришли на Мишу.Если автор статьи был на концерте, он не мог не заметить, что Михаил и сам это понимал.Перед очередным НЕ СВОИМ выступлением он два, ДВА! раза обратился к залу с вопросом " ведь Вы пришли сюда слушать РОК?!"Это же чистая подбарка. "Памяти Карузо" вообще песня за уши притянута (100% не Михаилом).Это не его тональность, верхнюю ноту не взял ни разу, изменив мелодию. Не профессионально. Леонид Омельяненко своим сольником установил высокую планку.Концерт,без преувелечения супер певца Михаила Пахманова, по своей сути таким не был.Он в ресторане за одно отделение (40 минут) больше песен пел чем на "своем" концерте в три с половиной часа. А жаль…Многие музыканты такого же мнения.