Впереди — светлый праздник Пасхи. Впервые мы будем встречать его с новым епископом Кировоградским и Новомиргородским — владыкой Иоасафом. Владыка любезно рассказал читателям «УЦ» о своей миссии в Кировограде и епархии, поведал, как приняла его православная земля Кировоградщины, а также посоветовал, как стоит встретить и провести светлый праздник Пасхи.
— Владыка, вы в епархии уже более двух месяцев. Что удалось сделать за это время, какие труды завершить?
— Прежде всего нужно оживить церковную жизнь епархии. Конечно же, в том числе и в Кировограде. Вместе с тем необходимо провести и некоторые административные изменения, в частности, в вопросе назначения священнослужителей. Вместе со мной в собор пришли священники с высшим богословским образованием, кандидаты богословия, на которых я возлагаю большие надежды. Прежде всего — в вопросах просвещения. На сегодняшний день уже образовано несколько епархиальных отделов: по связям с вооруженными силами, работе с молодежью, по делам семьи, епархиальный пресс-центр. Хочется особенно отметить — и это вселяет большую надежду — искреннюю поддержку и радушный прием, который я встретил, приехав сюда.
В следующем году нашему Кафедральному собору исполняется 200 лет. Поэтому мы при помощи небезразличных людей приложим все усилия, дабы привести собор в надлежащий вид. Вопросов и проблем, понятно, множество, но главной задачей для нас остается, конечно же, проповедь Слова Божия.
— Кстати, приехав в Кировоград, вы выразили надежду на то, что установите с местными властями подобающие отношения. Удалось ли это сделать?
— Да, и, на мой взгляд, весьма успешно. Мы встречались с губернатором, мэром города и другими руководителями городской власти. Общение получилось очень открытое, доброжелательное, с готовностью идти навстречу, оказывать всяческую поддержку. В общем, я чувствую себя, словно дома. Кстати, я родом из Черкасской области, хоть и вырос в Киеве, так что в любом случае Кировоградщина мне очень близка.
— Недавно, 8-го апреля, вы отметили своё 50-летие. Кто из известных в области людей поздравил вас с этой важной датой? Как отметили?
— Все руководители органов власти и государственных ведомств (владыка демонстрирует письменное поздравление: на развороте справа — проникновенный текст, слева — фотографические портреты адресантов. Все — наивысших в области рангов)… Отметил я эту дату скромно: отслужили службу, которую возглавил митрополит Черкасский и Каневский Софроний, вместе с духовенством и верующим народом вознесли благодарственные молитвы Богу за Его всещедрую милость.
— Как известно, церковь коммерческой организацией не является. Возможно, поэтому тема «денег на храм» вызывает всегда весьма живое обсуждение и горячие дискуссии. По вашему мнению, все ли, пусть даже допустимые, средства хороши для богоугодного дела?
— Господь никогда не оставляет и всегда пошлет необходимое на нужды храма. Скажем, когда я сюда приехал, то увидел, что нужно помочь церковному хору Кафедрального собора. Ведь для профессиональных певчих это — полноценная работа. Опять-таки, священники тоже нуждаются в поддержке, хотя бы минимальной, ведь они — тоже кормильцы своих семей. Главный доход церкви — это добровольные пожертвования, так и должно быть. Плюс средства от треб — крестин, погребений…
— Существует практика, когда, скажем, перед обрядом крещения родители и крестные проходят так называемое обучение, «курс лекций» — о смысле и сути таинства, значении каждого его действия… Может, стоило бы таким же образом действовать и у нас? Чтобы, наспех прихватив купленную прямо в середине действа икону и — под другую руку — младенца, родители галопом не мчались к заранее накрытому столу?
— Да, естественно. Это необходимый процесс перед принятием таинства Крещения, называется катехизацией. Здесь священником раскрывается суть таинства и символический смысл происходящего действия. У нас, правда, есть сугубо бытовая проблема — для таких занятий в Кафедральном соборе нет помещения. Планируем разобрать старые гаражи, построить зал для воскресной школы, в том числе и для этой цели.
— Гадалки и знахарки, ворожеи и целительницы — зачастую они привлекают потенциальных клиентов именно церковной, православной, атрибутикой и апеллируя к «силе молитвы». Но при этом, помолясь, выкатывают яйцом и отливают воском… Как церковь и лично вы относитесь к такой практике?
— Это — занятие отнюдь не безобидное. Причем как для тех, кто принимает, так и для тех, кто приходит. Ведь для того, чтобы исцелять молитвой, нужен особый образ жизни, предполагающий пост и молитву. Только тогда Господь дает особую силу и дар исцеления.
— Каковы ваши отношения с Интернетом? Притом, что, как известно, храм должен быть прежде всего в душе, допускаете ли вы возможность исповедаться, как это сейчас практикуется, на сайте? Как относитесь к вере «он-лайн»?
— Домашняя молитва необходима, но храмовая — незаменима, ведь именно в храме совершаются таинства. «Виртуальная исповедь» — это кощунство! Попробуйте поесть по телефону — а ведь это то же самое, ведь речь идет о той же пище, хоть и духовной… Что касается Интернета, то сегодня без него невозможно, меня даже патриарх так с днем рождения поздравил. Давайте проведем параллель: нож в доме нужен? Конечно — нарезать, почистить… Но ведь ножом и убить можно! Так и с Интернетом — он необходим, но он может быть и во зло применен. «Всё мне позволено, но не всё мне полезно», — говорит апостол Павел. Поэтому нужно выбирать только то, что полезно. Но, однозначно, без современной техники нам нельзя. И сайт епархиальный у нас теперь есть — orthodox-kr.org.ua, буквально на днях открылся.
— Приближается к концу самый длительный и суровый Великий пост. Как вы поддерживали силы? Какое любимое постное блюдо епископа Иоасафа?
— Употребляю разнообразную пищу, овощи, фрукты — все то, что не запрещается в этот период времени уставом Церкви… Хотя, как вы знаете, в пост главное — духовное воздержание. Если человек болеет, старец немощен, женщина ждет ребенка или кормит грудью, либо это малыш — Церковь имеет право давать послабления. Прежде всего должен быть пост духовный, а уже потом — телесный. Не есть сала, но друг друга «съедать» — это кощунство над постом.
— Как современному прихожанину — в круговороте будничных забот и бешеном темпе нынешней жизни — в преддверии величайшего праздника, светлой Пасхи, настроиться на подобающий лад?
— Понятно, что у каждого есть свой распорядок, свои обязанности на работе. Но нужно постараться так распланировать предпасхальную неделю, чтобы отдать предпочтение духовному. Да, нужно, как привыкли, варить холодцы и крутить голубцы, но ради этого ни в коем случае не нужно пропускать службы в храме. Просто выделить время, может, не поспать немного. Вечер четверга, вечер пятницы, ну и, собственно, Пасха — эти службы раз в году совершаются!
— Но, если человек еще не пришел к вере, не нашел своей дороги в храм — нужно ли ему по-особому вести себя в этот день? Как именно?
— Однозначно — советовал бы задуматься над смыслом жизни. Человек создан по образу и подобию Божию. Этим определяются назначение и цель его бытия на земле. Нужно задуматься не только над тем, зачем мы в этот мир пришли, но и над тем, куда мы уйдем…
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Побойтесь Бога! Если вы не знаете этого человека, то и не имеете права так говорить о нем! Владыка Иоасаф — прекрастный архипастырь. Я его знаю лично, т.к. он был до назначения в Кировоград, епископом Новой Каховки, Херсонской области. Одумайтесь! Мы не имеем права судить ближнего, оскорблять его, тем более служителя Алтаря Господнего! А теперь найдите в истории, когда же появилась "ваша" Украина. Это одна Святая Русь! То, что, кто-то из "заинтересованных" сделал это разделение, не говорит ни о чем. Тем более, что исторически земли Западной Украины, принадлежали Польше, Австрии, Венгрии. А в этих странах, нет и не было нашей Истинной Веры Православной. Не грызитесь между друг другом, мы все являемся Братьями и Сестрами. Помните это!
Украинца родившегося в центре Украины, полжизни прожившего в Киеве — обзывают "московским попом". Бред какой-то.
Видно авторы этих комментариев считают, что Украина = Львовской области ))))))
Коментарии сказанные выше очень глупые.Так могут говорить только враги Христа.Жаль этих людей ,которые даже имя свое православное скрывают.
Посмотрел его выступление по областному TV, жалкое зрелище.
Чванливый "заумный" наместник, поставленный учить уму-разуму тупых аборигенов.
А как же Папа Римский, он чей представитель?
Московский поп — представитель Российской империи, а не Бога или Церкви, то есть — соседнего государства. Кто считает такого своим — коллаборационист по определению. Особенно таких много среди холуев Москвы. А стада холуев Москвы склонны объединяться в орду. А у этих орд есть свои СМИ. А эти СМИ считают своими московских попов — вот так круг замыкается и всё ( уже давно) стало явным!