Статья о фестивале аматорских фильмов «”Утро” кировоградского кино», опубликованная в одном из прошлых номеров газеты, ожидаемо вызвала довольно широкий резонанс. По мнению многих наших читателей, молодым кинолюбителям следовало бы поучиться у старших коллег, ведь расцвет аматорского кино в Кировограде пришелся на семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Тогда в областном центре работала лаборатория кинолюбителей, легендарная «Энергия», собственные студии были чуть ли не на каждом крупном предприятии: на радиозаводе, «Пишмаше», на ремзаводе им.Таратуты, на «Красной звезде». Свои любительские киностудии были в Александрии, Светловодске и даже на Сальковском сахарном заводе. Проводились областные фестивали аматорского кино, любительские ленты показывали по областному телевидению.
Другие наши читатели, одобряя в целом идею проведения кинофестиваля, жаловались на то, что многие фильмы показались им неинтересными. Мол, пошел в кинотеатр, а смотреть особенно нечего: два-три фильма зацепили, а остальное мимо прошло. Здесь хочется высказать собственное мнение. Это ведь не разрекламированные фильмы с многомиллионным бюджетом, а любительское кино. Безусловно, эти ленты с «Меняющими реальность» или «Временем ведьм», которые шли в том же зале, конкурировать не могут. Но и не должны! На мой взгляд, это совершенно другой жанр. И «два-три фильма зацепили» — не такая уж низкая оценка для этого жанра. Конечно, мне тоже понравились далеко не все фильмы. Но были и хорошие картины, которые вполне можно показывать по телевизору вместо социальной рекламы.
Так или иначе, фестиваль прошел. Фильмы посмотрены, победители названы. О своих впечатлениях мы попросили рассказать члена Национального союза кинематографистов Александра Жовну, одного из тех самых аматоров-восьмидесятников Павла Волошина, участницу фестиваля Валентину Силину и организатора Владимира Живицкого.
Да, были кадры в наше время…
Павел Волошин, киноаматор 80-х (студия «Энергия»):
— Честно говоря, фестивальные фильмы разочаровали. Наверное, я изначально ожидал слишком многого. Казалось: мы снимали на пленку, проявляли, резали, клеили, звук писали отдельно… А сегодня у киноаматоров такие возможности! Но болезни все те же: где-то звук плохой, где-то камера дрожит.
Неограниченные возможности, которые дает современная техника, исказили саму идею любительского кино. В 80-е аматоры искали средства, чтобы передать идею, придумывали какие-то «спецэффекты». Скажем, мы (студия «Энергия». — Авт.) снимали когда-то фильм, закрывая сначала одну, а потом другую сторону кадрового окна. В результате получалось, что парень и девушка бегут навстречу друг другу, но не приближаются, а расходятся в пространстве. Не бог весть какой «спецэффект» по нынешним временам, но он был придуман, чтобы донести идею. А вот смотрю фестивальный фильм «Экспрессия диджея». Картинка: мужик бежит по эскалатору. Режиссер использовал все возможности монтажа, которые предоставляют современные компьютерные программы: появляется кадр в кадре, мужик на эскалаторе двоится, четверится, вращается вокруг своей оси и т.п. Но, что автор хотел этим сказать, я так и не понял.
В программе фестиваля было несколько хороших, серьезных, добротно снятых документальных фильмов, которые стоит посмотреть (лента о пловце без рук «Подолання», о жизни глухих — «Аквариум»). Они на первых местах во всех рейтингах фестиваля, заняли призовые места. Но их авторы — студенты кинематографических вузов. Это же профанация идеи фестиваля! Как может человек, отучившийся четыре года на режиссера, всерьез соревноваться с десятилетней девочкой, которая сняла свой первый фильм? Профессиональный боксер ведь не выходит на ринг против члена школьной боксерской секции.
Жаль, что не было ни одного фильма-наблюдения, когда камера фиксирует, как человек делает что-нибудь: плетет корзину или лепит горшок. Смотреть такие фильмы всегда интересно, а снимать несложно.
Главная проблема всех игровых фильмов, представленных на фестивале, — очень плохие актеры. Конечно, такая проблема была и у нас. Когда-то снимали фильм на песню — такой прообраз сегодняшних клипов, это было очень популярно в середине 80-х. По сюжету там парень и девушка знакомятся, едут куда-то в автомобиле. Играли наши актеры из рук вон плохо. И, чтобы это скрыть, мы придумали «фильм из фотографий» — кадры как будто наплывали друг на друга. Этот прием, кстати, помог нам решить еще одну проблему. Мы снимали, как стрелка ползет по спидометру и, по сюжету, доходит до 120 км/ч., а на старых «Жигулях» больше 80-ти не получалось — на фотографиях мы дорисовывали скорость шариковой ручкой.
Мне понравился игровой фильм одессита Александра Тарана «Тортик». Прекрасная идея, замечательно, что весь фильм снят с одной точки — сверху (вокруг стола собираются гости, мы видим только их руки. Хозяйка подает роскошный торт и предупреждает: «Наше угощение в другой комнате, это — для детей». На протяжении фильма в комнату с тортиком заходят все более пьяные гости, каждый отрезает себе кусочек-два, кто-то роняет крем на пол, откусывает и бросает объедки на блюдо. Маленькая девочка, которая приходит последней, долго смотрит на то, что осталось от тортика, а потом поднимает личико к камере. Титры: «Город, который мы оставили нашим детям». — Авт.). Но почему он такой затянутый? Восемь минут там, где вполне хватило бы трех. Да большинство зрителей просто не досмотрят его до конца и не поймут идеи, а жаль.
Произвел впечатление документальный фильм кировоградского режиссера Валентины Силиной «Мамка чиясь» (Скрытая камера снимает старушку, сидящую на бордюре возле входа в дендропарк, диктор расспрашивает ее о жизни. В конце бабушка встает, собирает пожитки и, сгорбившись, уходит. Титры: «И только один человек знает, чья это мать». — Авт.). Очень сильный последний кадр, когда старуха уходит от камеры. Хорошо, что время от времени в кадре — скрюченные ветви старого дерева. Но где-то фильм недотягивает, наверное, это объясняется тем, что, снимая скрытой камерой, нельзя изменить ракурс, переснять какой-то кусок.
«Кохайтесь», а профессионализм придет
Александр Жовна, писатель, сценарист, режиссер, один из членов жюри кинофестиваля:
— Замечательно, что фестиваль такого уровня прошел в Кировограде. Я бывал на многих кинофестивалях и скажу, что организационная сторона была на самом высоком уровне, несмотря на то, что, в сущности, организовали все студенты.
А вот что касается представленных работ… В прошлом году меня пригласили в жюри международного молодежного кинофестиваля в Киеве «Десята муза», до этого я «жюрил» молодых кинематографистов на «Відкритій ночі» у Михаила Ильенко. И на одном, и на другом фестивале были работы, уровень которых приятно удивил. Поэтому я надеялся на подобные неожиданности и в Кировограде. К сожалению, почти ничего, о чем стоило бы говорить, я не увидел. Возможно, стоит делать скидки на аматорское кино. Но мне абсолютно все равно, кто снимает фильм: любитель или профессионал. Он должен быть качественным и интересным. И прилагательное «аматорский» не обязывает к снисхождению.
Я вот даже не знаю, что такое аматорское кино. В толковом словаре я нашел такое определение слова (нарочно не перевожу с украинского, потому что лучше не скажешь) «той, хто кохається в чому-небудь». Каково? Вот главное! Если ты «кохаєшся», то не нужно быть профессионалом. «Кохайся», и со временем ты им станешь.
Если говорить о жанрах, то представленное на фестивале документальное кино заметно лучше игрового. Это вполне объяснимо. Игровое кино, кроме серьезной драматургии, предполагает актерское мастерство. И плохая актерская игра — недостаток абсолютно всех представленных игровых фильмов. Тот случай, где классик говорил: «Не верю!» Ну а документалки — вполне приличные пробы сил, некоторые из них можно показывать по телевидению в противовес массе всяческой мерзости, занимающей телеэфир. Но главное в этом событии — в Кировограде что-то происходит, и это похоже на кино…
Взгляд изнутри
Валентина Силина, участница фестиваля, руководитель детско-юношеской телевизионной студии «Жайвір»
— Я много лет проработала на телевидении, давно снимаю аматорские фильмы. И всегда с нетерпением жду таких фестивалей. Во-первых, для киноаматоров это единственная возможность «сверить часы» — увидеть, что и как делают другие, проверить, не отстал ли ты. Во-вторых, каждый удачный фильм твоих конкурентов — это своеобразный мастер-класс, его можно смотреть много раз, разбирать, как что снято.
Часто такие фестивали дают талантливым молодым людям шанс в жизни, на который они и рассчитывать не могли. Расскажу одну историю. В начале 90-х я работала на телевидении в г.Славянске. Нас пригласили на фестиваль телевизионных программ в Суздаль. Я прекрасно понимала, что программы у нас очень слабые, но все равно поехала. И пережила жуткий позор: когда показывали нашу программу, люди в зале ногами топали. Но после фестиваля меня пригласили работать в творческое объединение «Эксперимент» на «Останкино». Да, программы были никудышные, но идея — правильная и своевременная. И это оказалось главным. Я проработала внештатным корреспондентом «Эксперимента» с 1992-го по 1995 год.
Но больше всего такие фестивали нужны детям, которые делают первые шаги. Наша девочка Настя Коваленко получила приз за актерское мастерство в фильме «Ходи-но, дитино…». Вы представить себе не можете, какое это счастье для ребенка. Настя любит сниматься, но это и большой труд для девятилетней девочки. В «Ходи-но, дитино…» мы снимали ее в десять вечера в лесу, и она по-настоящему тащила на себе взрослого мужчину (по сюжету — раненого солдата. — Авт.). То, что ее актерскую игру увидели, оценили, — большой стимул.
Владимир Живицкий, организатор кинофестиваля:
— Если вы помните, мы ставили перед собой цель — показать аматорское кино широкой аудитории. И этой цели мы добились. На сайте наши фильмы посмотрели двенадцать тысяч зрителей. На открытый просмотр в кинотеатр пришли больше пятисот человек, и ни один не ушел из зала до конца просмотра — это приятно удивило. Участникам фестиваля интересно было посмотреть, как публика принимает тот или иной фильм. Так что с этой точки зрения фестиваль удался.
Что касается конкурсных фильмов, то… Я — организатор, и мой фильм тоже принимал участие в фестивале, но даже я могу сказать: уровень низкий. Потому что уровень кинематографа в Украине вообще низкий. Где киноаматорам учиться, как не на таких фестивалях? Ведь прекрасные традиции советского аматорского кино нам сегодня не помогут — времена изменились, у нас другая техника и другие задачи. Смотрите, тот же Борис Крышкин, признанный авторитет в аматорском кино 80-х, принимал участие в нашем фестивале, и его фильм остался незамеченным и публикой, и жюри. Ведь не утратил же он свой талант, просто сегодня нужно другое…
На мой взгляд, все получилось. Фестиваль будет ежегодным. Мы уже начали подготовку к «Ранку-2012», на сайте кинофестиваля (kinoranok.org.ua) открыт прием работ.
Да,да, тот самый"признанный авторитет в аматорском кино 80-х" (кстати, наши фильмы НИКОГДА не занимали первых мест. Вторые, третьи…). Но не это важно, а тревожно вот что: какие это "другие" задачи появились в нашем самодеятельном кино с времён 80-х годов? И что за "другое" кино нужно нам, по мнению автора? Может меняться ФОРМА подачи авторской идеи, но не должен меняться СМЫСЛ созданного фильма! Уверен, что наши фильмы находили и будут находить своего зрителя. Идти же на поводу моды и вкусов (чего греха таить-далеко не всегда "изысканных") "Энергия" не собиралась и не собирается. Тем более, что нет более субъективного понятия, чем оценка фильмов жюри. Причем — на любом фестивале. Вот с чем стоит безоговорочно согласиться — так это с нашим бывшим "энергетиком" Павлом Волошиным:студенты кинематографических вузов должны соревноваться с себе подобными, а не с самодеятельными коллективами. Считаю, что на "Кіноранке-2012"необходимы раздельные номинации:для "профессионалов" и для "аматоров" (ну, не нравится мне это слово!)