Три года назад кировоградское ЗАО «Гидросила-АПМ» впервые приняло участие в одной из крупнейших строительных выставок – СONEXPO (Лас-Вегас, США). За это время изменилось многое – украинские производители из новичков превратились в полноценных участников выставки, а Америка пережила кризис мирового масштаба. Что привезли с собой из-за океана кировоградцы на этот раз – контакты и контракты, опыт и впечатления, – рассказал генеральный директор ЗАО «Гидросила ГРУП» Юрий Титов.
Себя показать
СONEXPO -CON/AGG – одна из крупнейших, третья в мире по уровню и масштабу, международная выставка строительной техники и материалов. Несмотря на то, что проходит она раз в три года, и в нынешнем, 2011-м году, кировоградская «Гидросила» оказалась единственным участником из стран СНГ. Как выяснилось, на американском рынке (как Северной, так и Центральной, и Южной Америки) гидравлика – основной профиль «Гидросилы» – более чем востребована: для использования в дорожной, строительной, сельскохозяйственной технике.
Три года назад нашим производителям предстояло решить нелегкую задачу – адаптировать собственную продукцию с учетом специфики американского рынка. Кировоградцы задачу решили успешно. Но, как оказалось, строительный рынок Америки после оглушительного кризиса полноценно восстановиться не успел. В первую очередь – рынок жилья, составляющий львиную долю рынка строительного. В качестве примера Юрий Титов указал на производство бетоносмесителей, которое с 2008 года снизилось в десять раз…
«Понятно, что это обстоятельство существенно повлияло на перспективы продвижения здесь нашей продукции, – признает Юрий Александрович. – Но география выставки охватывает не только рынок США и в целом Северной Америки. Чили и Аргентина, Перу и Мексика – кстати, мы договорились о поставке образцов нашей продукции как раз в Мексику. Провели удачные переговоры с южнокорейскими партнерами и тоже начали подготовку образцов для отправки. Это не может не радовать, ведь южнокорейский рынок по объему строительства сравним с рынком Германии, он очень ёмкий и динамично развивается. Планируем первые образцы отправить уже в мае – гидравлическое оборудование на краны, которые используются для ремонта фасадов, замены ламп и подобных работ. Заказчики рассматривали предложения трех компаний, но выиграли мы – с оптимальным соотношением цены и качества продукции».
Параллельно «Гидросила» работала в рамках уже достигнутых ранее, в 2008-м году, контрактов и договоренностей. «Как и было запланировано, мы за это время значительно расширили номенклатурный ассортимент продукции, первую партию принципиально новых образцов готовимся отправить в Америку. Американцы, нужно учитывать, привыкли работать по принципу “здесь и сейчас” – на складе у дистрибьютора должна быть вся линейка каждого вида изделий. Чтобы покупателю не пришлось ни ждать, ни искать. Поэтому наша задача – полностью “закрыть” ряд как запчастей, так и готовых изделий. Кстати, у нас имеется два дистрибьютора в Северной Америке, за все время поставок от них не пришло ни одной рекламации. Это – очень положительный момент».
Как сообщил Юрий Титов, «Гидросила» в рамках выставки провела переговоры с авторитетнейшей в своем секторе компанией Case New Holland, чьи представители в скором времени должны прибыть в Кировоград. «Одна из наших стратегических целей – выйти на международный рынок, где работают компании именно такого масштаба и уровня: CLAAS , CATERPILLAR, JOHN DEERE», – поделился амбициозными намерениями кировоградцев Юрий Титов. Для этого «Гидросила» провела реорганизацию своей инфраструктуры – вплоть до производственных помещений.
«Сотрудничество с компаниями такого уровня невозможно без успешного прохождения аудита качества. Партнеры должны видеть, что на качество готовой продукции работает вся инфраструктура производителя. В случае успешного сотрудничества идет речь уже о совсем других объемах заказов, – утверждает генеральный директор. – Понятно, что, в силу объективных причин, весь спектр гидравлики таким гигантам мы предложить пока не можем. Но через два-три года вполне можем выйти на рынок крупнейших производителей».
Оптимизма кировоградцам добавляет и то обстоятельство, что в нынешнем году «Гидросила АПМ» вошла в список предприятий, которым автоматически возвращается НДС. По словам Юрия Титова, эта победа далась непросто: пришлось тщательно пересмотреть список партнеров, оставив наиболее надежных, добиться безукоризненной ситуации с выплатой заработных плат… Впрочем, игра стоила свеч, ведь та же «Гидросила АПМ» 99 процентов собственной продукции отправляет на экспорт. По сравнению с 2008 годом, когда Юрий Титов говорил о недостаточно лояльной политике государства по возврату НДС предприятиям-экспортерам, ситуация, по его же словам, сейчас значительно улучшилась: появилась возможность четко следовать плану заказов, ритмично загружать производство.
Больше оптимизма заметил Юрий Титов и у заокеанских партнеров – участников выставки: мол, тогда, три года назад, все были охвачены тревожным ожиданием, предчувствием глобального краха, обвала. Сейчас упаднические настроения исчезли, более того, идет ориентация на быстрорастущие рынки Китая, Индии, Бразилии…
На других посмотреть
Зато, похоже, никогда не спящий Лас-Вегас (именно там проходила выставка) ничуть не изменился – так показалось кировоградцам. Всё так же днем и ночью идут концерты на многочисленных площадках. Всё так же валят туристы: посмотреть на архитектурные чудеса города-мечты – копию Эйфелевой башни, дворца Цезаря, пирамиды Хеопса, на танцующие фонтаны, Гранд Каньон и Долину Смерти… Всё так же почти в три раза поднимаются цены на гостиничные номера в период выставки – до уровня нынешних киевских, ведь по цене 45 долларов (в обычный период) в сутки за большой номер с двумя двуспальными кроватями и всеми стандартными удобствами в украинской столице приюта страннику найти никак не удастся…
И, конечно же, неповторимая, манящая, будоражащая атмосфера игры. Испытать госпожу удачу, снять стресс и просто увлекательно провести время сюда, в столицу мирового азарта, приезжают целыми семьями. Посетителям казино, не достигшим 21 года, играть не разрешается. Зато автоматы – к услугам даже малышей. Устоять перед возможностью поймать за хвост золотую птицу везения кировоградцы и на этот раз не смогли. Юрий Титов признается: три года назад оказался в проигрыше, зато на этот раз выиграл, хоть и немного – 50 долларов. «Честно говоря, я думал, что здесь, как и у нас в игорном бизнесе, все подстроено под проигрыш клиента. Но нет, хоть что-то, да выиграл. Впрочем, я человек не очень азартный».
Как известно, бизнес – игра не менее азартная. Поэтому весьма интересно было узнать из первых уст, как ведут деловые переговоры американцы.
«Особенно явно контраст чувствуется с китайскими бизнесменами, – Юрий Титов неоднократно участвовал в переговорах с партнерами из КНР. – С китайцами вести разговор очень тяжело. Они никогда не говорят прямо, избегают однозначных ответов. Начинают, как правило, издалека: мол, в мире ситуация сложная. Намекая на то, что цену партнеры могли бы и поумерить. Переговоры могут длиться более трех часов, с чайной церемонией, обменом любезностями, и так – по несколько кругов. Но в конце не всегда можно уяснить – о чем в итоге договорились стороны и договорились ли вообще. Американцы же – совсем другие переговорщики, простые и прямые. Разговор ведут достаточно откровенно, без церемоний переходят сразу к делу, если есть проблемы в решении вопроса, сразу же их озвучивают. Если считают, что по результатам переговоров их интересы будут хоть в чём-то ущемлены, – тоже молчать не будут».
Кстати, традиционного для наших бизнесменов дресс-кода в виде обязательного костюма с галстуком у деловых американцев нет. Здесь считают, что подобные «футляры» – удел финансистов, политиков или аристократов. И даже вице-президент компании с оборотом в 15 миллиардов долларов запросто ведет переговоры в джинсах и свитере. Чужды заокеанским бизнесменам и наши традиции типа «без бокала нет контракта» – в лучшем случае после переговоров стороны наскоро обедают в ближайшем ресторане и разъезжаются. Тем более нет пиетета перед иностранцами – никаких культурных программ с посещением музеев и демонстрацией местной архитектуры, встречаний-провожаний и особенно любимых у нас обменов сувенирами. Впрочем, всё, что находится за пределами их страны, американцев интересует весьма слабо…
А вот кировоградская делегация местными реалиями интересовалась весьма живо. По словам Юрия Титова, который, как известно, является депутатом городского совета, особое внимание они обращали на то, где и в каких домах живут американцы. Ведь программа по обеспечению доступным жильем в Кировограде есть, а вот насколько оно действительно доступно… «Мы побывали не только в Лас-Вегасе, но и в Сан-Франциско. Должен сказать, что земля здесь стоит гораздо дороже, нежели сами дома. Причем внешне элитные жилища практически не отличаются от остальных, только материалы, из которых они построены, качественнее и дороже. Семьдесят процентов домов Калифорнии – деревянные, щитовые. А значит – легкие, компактные и недорогие. Их даже можно перевозить с места на место – если климат не подходит или с соседями нет взаимопонимания. Капитальных гаражей возле 2-3- этажек нет, в основном навесы. А основательные – только возле индивидуальных домов. Застройка идет целыми улицами, все дома на один манер, П-образные. А уже потом коттеджи продаются или сдаются в аренду».
В отличие от Лас-Вегаса, у Сан-Франциско – свои колорит, образ жизни и специфика. Этот город тоже живет за счет туризма, но игорный бизнес здесь отсутствует. Океанское побережье, залив – людям только осталось дополнить природу соответствующей инфраструктурой и рукотворными достопримечательностями. Сан-Франциско, по наблюдениям Юрия Титова, строительный кризис практически не затронул, цены на жильё здесь остаются одними из самых высоких. Возможно, это объясняется тем, что живут здесь в основном люди со стабильно высоким доходом – адвокаты, финансисты, специалисты, обслуживающие Силиконовую долину.
Почти половина жителей Сан-Франциско – выходцы из Юго-Восточной Азии: в 1913 году сюда массово привезли миллион рабочих из Китая. Кроме того, немало и потомков русских эмигрантов – те уехали в Китай после Первой мировой войны. А затем, после Великой Отечественной, под угрозой депортации на родину отдали предпочтение выезду в Америку, именно в Сан-Франциско. Однако русская община здесь постепенно уменьшается – молодежь выезжает с Русских Холмов поближе к Силиконовой долине и к центру города, где жизнь более современна и динамична.
Слушая рассказ Юрия Александровича о туристическом американском рае, мы не могли удержаться, чтобы – полушутя-полусерьезно – не предположить: может ли стать таковым, по той же схеме, Кировоград? Действительно, стоит ли ломать копья за каждую зеленую зону, вытряхивать копейки из уличных торговцев и гадать, куда платят налоги супермаркеты? Не проще ли застроить город в Центре Украины казино, окончательно легализировать залы игровых автоматов и заколачивать деньгу на пороках соотечественников?
Но серьёзно обсуждать эту тему мы не стали. Хотя, по мнению депутата Титова, ответственность, стратегическое мышление и системный подход нужны везде, в любом городе. «Скажем, городу Сан-Франциско нужен мост, чтоб соединиться с другой стороной залива. Как это сделать и преодолеть все возможные препятствия? Перед этим власти построят дома, сдадут их девелоперам, получат прибыль и на эти деньги построят мост. И за пару-тройку деревьев там копья ломать никто не будет, их просто пересадят в другое место или – уже на другой земле – посадят новые… В управлении городом, его развитии, нужны прагматичные подходы. И на одном архитектурном наследии не выедешь – нужны инфраструктура, безопасность, доступность информации. Туризмом нужно заниматься профессионально, ведь это – отдельная отрасль, перспективный бизнес».
Понятно, что возвращение после увиденного в бедный и запущенный провинциальный город у кого угодно вызовет, как минимум, сожаление, а то и длительную депрессию. У Юрия Титова – свои эмоции, дескать, за державу обидно: «В Китае реформы начались ещё в 92-м году, начальная ситуация была намного хуже, нежели у нас сейчас. Но теперь по уровню развития они достигли Америки. А мы… Слишком медленно у нас идут преобразования, слишком много препятствий приходится преодолевать – прежде всего, созданных нами же. Нужно смотреть на вещи проще, прагматичнее, ставить на первое место исключительно целесообразность и пользу».